http://proza.ru/2013/02/07/1937
Рисунки И. Е. Репина
Графическое наследие художника огромно. Лишь в Русском музее более 250 его рисунков, множество их хранится в отечественных и зарубежных музеях. Всю свою большую творческую жизнь Репин не расставался с альбомом и постоянно рисовал: обдумывая эскизы картин, зарисовывая для них определённый типаж, детали; во время путешествий, в концертах, в гостях, на заседаниях Академии художеств.
Жизнь его была сплошной самоотверженный труд. "И при гениальном таланте, - писал он, - только великие труженики могут достичь в искусстве абсолютного совершенства форм. Эта скромная способность к труду составляет базу всякого гения".
Отдавая предпочтение своим живописным произведениям, а рисункам оставляя лишь место подсобного материала, хотя и необходимого при создании картин, Репин считал, что он не мастер на эффектные рисунки, делает их только как этюды, а потому они интересны только ему.
В конце 1880-х годов художник создаёт ряд рисунков - "Невский проспект", "На николаевском мосту", "Часовня у Гостиного двора", "У Доминика", в которых сочетаниями линии, штриха, растушки мастерски передаёт светотеневые градации, перспективу, воздушную среду, движение. Эти рисунки, как и натурные зарисовки с Л.Н.Толстого, - свидетельство больших достижений его рисовального мастерства. Рассматриваемый нами портрет Л.Н.Толстого за работой был сделан в 1891 году, в один из приездов художника в Ясную Поляну.
Пробыв там около двух недель, Репин делает ряд рисунков, этюдов, картин - "Толстой в саду", "Толстой в лесу" - и даже лепит бюст Л.Н.Толстого.
В статье "Мои воспоминания о Репине" сын писателя С.Л.Толстой вспоминал: "Он и ко Льву Николаевичу относился как к превосходной и благодарной натуре и каждый раз, когда бывал у нас, рисовал и писал с него".
Рисунок "Л.Н.Толстой за работой" выполнен мягким графитным карандашом на жёлтой бумаге в характерной для Репина живописной манере. Тончайшими штрихами моделирует он лицо и мощный, прорезанный морщинами лоб писателя, контуром намечает его фигуру. Широкими стремительными штрихами - стол, мебель, детали интерьера. Необычайно тонко и любовно запечатлел он характер гениального писателя, его отрешённость и огромную сосредоточенность в момент творческого вдохновения.
"Вырубленный задорно топором, он моделирован так интересно, что после его, на первый взгляд, грубых простых черт все другие покажутся скучны", - записал Репин своё впечатление о Толстом. И эта характеристика ярко подтверждается его рисунком