Чужое письмо

Геннадий Кульчитский
  В межсезонье, когда поток пассажиров, спешащих доставить своих чад в места расположения учебных заведений, уже прекратился, он ехал в полупустом вагоне один в купе поезда, пересекавшего необъятные просторы Сибири, а заодно и территорию недавно отколовшегося самостоятельного государства. Стояла чудная осень, когда деревья уже оделись в праздничный разноцветный наряд, как бы, стараясь показать всю его красоту, перед тем, как жёсткий октябрьский ветер вкупе с ранними заморозками, безжалостно сдерёт его, оставив безрадостную наготу веток до первого обильного пушистого снега.

Стояла та пора осени, которую в народе называют «Бабьим летом», - капризная неделька, которая далеко не всегда календарно выпадает на положенную ей первую декаду сентября, и даже в этих местах иногда сдвигается до самого октября.

В Петропавловске к нему в купе вошла немолодая симпатичная дама, одетая, как говорят, «без претензий, но со вкусом». Правда, нарядная, несколько вычурная шляпка с небольшим сумасшедшим бантом «с наворотом», несколько диссонировала с её дорожным нарядом. «За пятьдесят», - определил он опытным глазом, поздоровался, встал с места, взял её дорожную сумку и ловко устроил её под нижнюю полку.
- Что, и это все вещи? – спросил он, явно настроенный на беседу.
- Я возвращаюсь из очень короткой поездки.
- А куда путь держим? – продолжал он игриво расспросы.
- До Омска, тут езды-то всего четыре часа, - ответила она.
- По делам? – не унимался он, наскучавшись в дороге без попутчиков.
- Нет, ездила к брату выяснять отношения.
- Ну и как, выяснили? – он явно рассчитывал на тот случай, когда незнакомому попутчику, предельно раскрываясь, иногда рассказывают такие вещи, в которых и себе-то не всегда признаются. Общеизвестно, что люди охотно раскрываются незнакомым, случайно встретившимся  людям. Так часто бывает: вы разоткровенничались, вы раскрылись, вы сняли защиту, потому, что вы ничем не рискуете, вы больше никогда не встретитесь с этим человеком. 
- Выяснили, – холодновато ответила она, явно показывая ему нерасположенность к продолжению беседы.
И он понял, что поторопился с расспросами. Разговор не получался.

Ещё несколько раз он пытался заговорить с попутчицей, но она отвечала односложно, читала газету, иногда отрываясь от неё и задумчиво подолгу вглядываясь в пейзаж за окном. Потеряв надежду разговорить попутчицу, он уткнулся в книгу, изредка тоже поглядывая в окно.

 А за окном, на разном расстоянии от дороги, перемежаясь с небольшими полями скошенного хлеба, мелькали берёзовые околки в ярко жёлтом солнечном убранстве. По осеннему синее небо было сплошь усеяно небольшими плотным облачками почти одного размера, но абсолютно разной формы и, когда берёзовые околки отдалялись от дороги на приличное расстояние, эта картина неба простиралась до самого горизонта.

Так, в молчании они доехали до Омска. Когда поезд подходил к перрону, он достал её сумку, передал ей. Она попрощалась, окинув купе каким-то безразличным, невидящим взглядом.
- А газета? – крикнул он ей вдогонку, выглянув из купе.
- Я её уже прочла, можете взят себе, - почти не оборачиваясь, кинула в ответ дама и поспешила к выходу.

«Странная дама и явно озабочена», - подумал он. Когда поезд тронулся и набрал ход, он взял в руки газету и ещё раз подумал о попутчице: «Что же читают такие задумчивые дамы?» Развернув газету, он увидел листок бумаги, исписанный  размашистым, твёрдым мужским подчерком. «Чужое письмо. Нехорошо читать чужие письма», - мелькнуло у него в голове и он отложил его в сторону. Но любопытство начинающего писателя, которому везде и всюду мерещатся увлекательные сюжеты его будущих творений, вскоре одержало верх и он снова взял письмо в руки. «Если нельзя, но очень хочется, то можно. Тем более, что адресат выбыл в неизвестном направлении», - подумал он в своё оправдание и углубился в чтение.

Здравствуй, сестрёнка!
Письма я от тебя так и не дождался. Поэтому пишу сам.
Я тебя прошу ответить себе, предельно честно, всего на несколько вопросов:
1.Ты пишешь: «Против воли мамы я не пойду»…
Я тебя и не прошу этого делать. Ты сама, отвечая за себя, выполняй волю мамы, как ты её понимаешь. А относительно меня… Разве была воля мамы лишить меня возможности распоряжаться моей долей наследства?
2.Почему, на каком основании и по какому праву ты решила проявить великодушие и передать племяннице мою долю? По моему, ты можешь проявлять своё великодушие в пределах того, что тебе принадлежит по закону, по совести и справедливости, то есть на одну четвёртую наследства. А на одну четвёртую ты должна была, опять же, по совести, справедливости и по закону, (закон этому не препятствует, законом предусмотрен такой ход), дать мне согласие на владение доли, принадлежащей мне.
3.Почему и на каком основании и по какому праву, ты лишаешь меня возможности самому проявить благородство в пределах того, что по закону совести и справедливости должно принадлежать мне? А если я сам захочу подарить свою долю Зинке, а ты лишаешь меня этой возможности и делаешь благородный поступок за меня, вместо меня и за мой счёт? Я что не имею права сам решать этот вопрос или не могу? Почему ты лишаешь меня этой возможности? Ты имеешь на это моральное право?
Вот такие вопросы!
    По моему глубокому убеждению, ты должна была поступить так. Дать мне согласие, дать возможность получить свою долю на бумаге, а потом требовать, просить, умолять, чтобы я выполнил волю мамы так, как понимаешь её ты. Я же сам должен был решить, как мне поступать. И я уверен, что в таком случае, я согласился бы с тобой.
    Вместо такого естественного шага, ты сначала соглашаешься со мной, отдаёшь мне бумаги для консультации с юристом, подтверждаешь своё согласие в телефонном разговоре, подтверждаешь ещё раз письменно своё согласие, а потом резко меняешь позицию. Тем самым, втягивая меня и себя в конфликт.
     В такой ситуации я, отстаивая свою право, должен подать на тебя в суд. Поверь, основания для того, чтобы выиграть это дело есть:
- в июне т.г. вскрылись для меня новые обстоятельства: я не знал, что квартира приватизирована и ты вступила в право наследования единолично; ранее документов я не видел, ты мне их не показывала (ст. 1155 КГ РФ);
- свидетельство о праве на наследство, выписано с нарушение законных сроков, (до истечения 6 месяцев, после смерти наследодателя), при этом наличие второго наследника, о существовании которого ты, безусловно, знала, было утаено от нотариуса, (ст. 1163 п.2. ); таким образом, свидетельство выписано с нарушением закона и подлежит отмене.
     Ты должна была нотариусу предоставить моё заявление об отказе от наследства, заверенное соответствующим  образом.
Но я считаю ниже своего достоинства судиться с родной сестрой, позорить в родном городе себя и свою фамилию.
    Кроме того, я твёрдо убеждён в том, что деньги или другие материальные блага, полученные через конфликт, не приносят счастья, кто бы их не получил. Мне такие деньги не нужны.
    На это письмо мне не нужен ответ, не утруждай себя, я его читать не буду. Говорить с тобой на эту тему, я тоже больше не буду. Вопрос для меня закрыт.
    Что я думаю об этом? Во-первых, в решении этого вопроса, тебе не хватило зрелости, а это уже твои проблемы, хотя, в данном случае, оказалось, что и мои тоже. Во-вторых, твоя любовь ко мне, как к брату, не выдержала такого маленького испытания.
   Я не обижаюсь на тебя, обида – удел ничтожных людей, к категории коих я себя не причисляю.
   Будь здорова и счастлива!

«Вот и сюжет для небольшого рассказа», - потирал он руки, - «чутьё меня не подвело». Он почувствовал вдруг нахлынувшее на него возбуждение. «Как гончая собака, почуявшая след», - подумал он, осуждая себя и успокаиваясь.
   "Интересно, а чем же всё-таки закончилось выяснение отношений? Судя по письму, братец её – крепкий орешек, а, судя по потерянному виду дамы, отношения испорчены вконец. Н-да… Для кого-то сюжетец, а для кого-то, похоже, «проводы любви». Надо подумать". - он вложил письмо в газету и надолго задумался.

А поезд продолжал свой бег, равнодушно постукивая колёсами... Пассажиры заходили на остановках в его вагоны и выходили и не было ему никакого дела до пассажиров, их проблем и дум. Вот так же неумолимо движется время переваривая и переламывая судьбы и отношения, заботы и людские душевные боли.