Последний вопрос

Борис Попов
       (начало см. http://proza.ru/2013/05/09/462)

Другие мои произведения, посвящённые нашим предкам, с необходимыми иллюстрациями, можно прочитать на моём канале "Архиважное о прошлом" https://zen.yandex.ru/id/5eca1c62f66e3c72366a58ae

Если правящий род Чжаову и сами племена юечжи или тухоло являлись представителями семьи R1a, а их родичи –  представителями семей R1a1 (венды), R1a1a (боруссы) и R1a1a1 (поляне, чехи, хорваты), то каким образом они во II веке до н.э. очутились на территории Кушанского царства? Откуда они возникли, из какого небытия?

        Согласно китайским документам, в 220 до н.э. Томань Кара-хан, правитель племён хунну, был вытеснен китайцами из Ордоса, расположенного в излучине реки Хуанхэ, удалился в Халху (пустыню Гоби) и поселился возле хребта Хангай (Монгольский Алтай). Здесь же рядом жили племена, которые археологи называют племенами Чандманьской археологической культуры. В 209 до н.э. Томань своим соседям, а это были племена юечжи, отдал в заложники своего сына Модэ.

        Ещё раньше, примерно в 400 до н.э. Дом Юечжи кочевал и занимал страну между Дунь-хуан (это область Китая у озера Кукунор) и хребтом Цилянь-шань (Восточный Тяньшань). К северу от этого хребта у юечжи был город Чжаову или Чжао’у, который являлся столицей Дома Юечжи.

       Из этих фактов следует, что в те годы китайцы именем юечжи могли называть племена Чандманьской археологической культуры. По мнению археологов, Чандманьская культура не была замкнутой. Она находилась в родстве  прежде всего с Уюкской культурой в Туве, с Тагарской – в Минусе, с Пазырыкской – на Алтае, а также с некоторыми культурами кочевников в Казахстане, Киргизии и на Памире. Все вместе они охватывали не только пустыню Гоби, но также восточную часть Алтая, Туву, Западную Монголию и Минусинскую впадину на юге Красноярского края. По сведениям китайских источников в то время Дом Юечжи был «в цветущем состоянии».

      Племена Чандманьской археологической культуры занимали Убсунурский аймак и Улангом. У них был развит звериный стиль искусства. Для него характерно изображение барса и других зверей, причём более реалистичное, чем у соседних кочевников. Известны также их оленные камни и стелы.

      В  период VIII-II веков до н.э. в Туве к северу от чандманьцев и к югу от Минусы жили племена Уюкской археологической культуры. Её ареал охватывал не только Туву, но также северо-западную часть Монголии и восточную окраину Алтая. Занимались они кочевым скотоводством, охотой, добывали руду, плавили медь, изготавливали изделия из золота. Умели они осуществлять каменное и деревянное строительство. В верованиях уюкцев значительное место занимало почитание явлений природы и окружающего мира, существовал культ солнца, огня и воды. По расовым признакам представители этих племён относились к европеоидам, имеющим удлинённый овал лица, тяжёлые подбородки, длинный и прямой нос. Антропологи отмечают сходство их физического типа с тагарами, но тождества не было.

        Следует также отметить тот факт, что именно в Туве был открыт поразительный памятник культуры уюкцев VIII века до н.э. Это курган Аржан, где помимо двенадцати человек было похоронено и сто шестьдесят верховых коней. Причём, по мнению специалистов, эти кони происходили не только из Тувы, но также из Минусинской котловины, Алтая, Монголии и Казахстана. Это говорит о том, что когда-то в этом кургане был похоронен правитель огромного племенного союза родичей уюкцев, занимающих территорию всех перечисленных регионов. Поэтому вполне возможно, что ранее упомянутый город Чжаову, столица юечжи, находился где-то рядом с этим уникальным курганом.

Теперь о родственной Тагарской культуре. С появлением тагаров в Минусе наблюдается резкий переход керамической посуды с круглодонной посуды кочевников на плоскодонную посуду посуду земледельцев, а первобытных бронзовых изделий – на изделия высокого художественного качества. Некоторые из них идентичны архаичным скифским, которые в то же самое время наблюдались в Северном Причерноморье. Это позволяет предположить некоторое родство архаичных скифов (киммерийцев?) и тагаров, которые хотя и жили очень далеко друг от друга, но вероятно когда-то были соседями.

Для тагаров характерны временные оборонительные убежища диаметром до двухсот метров и неукреплённые постоянные посёлки площадью до девяти гектар. Причём убежища они стали строить лишь на последнем этапе, вероятно потому, что им приходилось обороняться от набегов таштыкских племён, двигающихся на них с востока.

В качестве жилищ использовались землянки, полуземлянки и наземные жилища площадью около 40 кв.м. Последние строились из камня и глины. Существовали и рубленные бревенчатые дома с четырёхскатной крышей, крытые соломой по способу среднерусских изб. Иногда встречались и юрты, схожие со скифскими и сарматскими. Это говорит о том, что тогда в Минусе жили, по крайней мере, два различных этноса. Один представлял собой осёдлых земледельцев, а другой – скотоводов-кочевников.

Видное место в хозяйстве тагаров занимало земледелие. Причём обработанная земля не разделялась на мелкие куски, а образовывало единое поле. Это говорит о высокой степени коллективности ведения хозяйства и отсутствии частной собственности на землю. Для обработки земли применялись мотыги и кельты. Земля сбивалась в узкие грядки, орошаемые водой. Для орошения пашень, грядок, лугов и для водопоя скота использовались каналы, достигающие длины 15-20 километров. Для их устройства производились очень большие объёмы земляных работ. Местами приходилось устраивать каналы в скале, выламывая камень в одних местах и строя подпорные стенки – в других. Для такого грандиозного строительства должны были объединяться силы нескольких поселков.

Занимались тагары и разведением крупного рогатого скота, овец и лошадей. Их удельный вес в стаде занимал соответственно около 45, 44 и 11 процентов. Специальной отраслью у них была металлургия. Известны тагарские медные рудники, медеплавильни и целые металлургические комплексы. Кроме того, тагары добывали и обрабатывали россыпное золото.

Предметы домашнего обихода они изготавливали из тканей, кожи, дерева, кости, керамики и бронзы. Для одежды использовали малицеобразные костюмы. В качестве оружия применяли бронзовые кинжалы, чеканы, втоки, секиры, боевые топоры, лук и стрелы.

Широко представлен у тагаров «звериный стиль» искусства, распространившийся потом также у скифов и племён Андроновской археологической культуры. В Минусе его происхождение могло быть связано с влиянием Китая, где звериный стиль был известен на несколько веков раньше. Наиболее часто встречающимися изображениями на бронзовых изделиях были стоящий медведь и козёл, которых не было у предшествующих карасукских племён, но зато они наблюдались в излучине реки Хуанхэ в Ордосе. Ожерелья дополнялись пастовыми и бронзовыми изображениями раковины Ciprea moneta.

Захоронения тагаров производились в необычных плоских курганах с менгирами – вертикально врытыми камнями высотой до 3-4 метров. На них иногда высекались изображения людей и животных, а также знаки. Последнее может свидетельствовать о наличии у тагаров письменности. Всего у них известно более тысячи курганов.

Среди захоронений встречались и огромные царские курганы. Их насчитывается четырнадцать штук. Все они были расположены в урочище Салбык в шестидесяти километрах к северу от города Абакана. Эти курганы представляли собой гигантские четырёхгранные земляные пирамиды, подобные египетским, окружённые мегалитическими оградами и менгирами. Наиболее крупным из них является курган Большой Салбык, который представлял собой насыпь пирамидальной формы высотой 25-30 метров, окружённый каменной оградой 70х70 метров. Высота ограды достигала 2,5-2,8 метра.  Камень для стен его ограды привозили за двадцать километров, а стелы – с берегов Енисея, за семьдесят километров. Построен он был примерно в V-IV веках до н.э. Могилы под курганами представляли собой ямы с бревенчатыми срубами или каменными ящиками. В могилах, в отличие от Уюкской культуры, не было ни одного погребения верхового коня.

Исходя из мест проживания племён Чандманьской, Уюкской и Тагарской культур, невольно возникает предположение: некоторые представители семьи R1a могли никуда не уходить, и всё время, прошедшее после возникновения рода, могли жить в верховьях Иртыша или рядом с ним. 

Однако по данным археологов Чандманьская и Уюкская культуры возникли примерно в одно и то же время, а именно: в VIII-VII веках до н.э. Что касается племён Тагарской культуры, то они проживали в Минусинской впадине в VII-III веках до н.э. И только в 201 до н.э. они были вынуждены уйти отсюда на запад, спасаясь от набегов хунну. Поэтому мы не можем с помощью археологов подтвердить, что предки юечжи всегда постоянно проживали между Тяньшанем и озером Кукунор.

        Попробуем теперь обратиться за помощью к языковедам. Может быть, они дадут нам шанс разгадать загадку происхождения племён юечжи. Дело ведь в том, что само китайское слово юечжи имеет два слога, два иероглифа: юе и чжи. Первый иероглиф юе можно перевести как слово луна. Это даёт нам право предположить, что племена юечжи могли называться племенами Лунной династии, а такая династия упоминается в преданиях Индии.

        Первопредком этих племён, как известно из индийских преданий, был Сома, бог луны. Отцом Сомы был Атри,  риши, мудрец, принадлежащий каким-то пяти племенам. Дедом Сомы якобы был Брахма, он же Бхагаван, то есть Бог Ван. 

        Сыном Сомы был Будха-Мудрый, внуком – Пуруравас, первый царь Лунной династии, владевший странами Запада. Он же, согласно преданиям, правил тринадцатью островами в океане.

Одним из сыновей Пурураваса был Аюс, тоже царь Лунной династии. Его жена Прабха. Их дети: Нахуша, Кшаттравридха, Амавас. Младшие братья Аюса стали основателями царских домов в Индии в Каньякубдже (современный Канаудж), в Каши (современный Варанаси) и в некоторых других городах Индии.

        Старший сын Аюса – Нахуша, ещё один царь Лунной династии, создал великую империю, провёл свою армию через все страны мира, захватывал власть над тремя мирами. Он же прославился аскетическими подвигами, занял место царя богов на небе после Индры, однако за своё высокомерие был сброшен на землю и превращён в змея.

Сыном Нахуши был Яяти, тоже царь Лунной династии. Он правил в стране Чеди, прославился своим необычным чувством справедливости, сострадания и самоотверженности. Первой женой Яяти была Деваяни, дочь Шукры. От неё родились сыновья Яду и Турвас.  Второй женой была Шармиштхи, дочь Вришапарвана, царя асуров. От неё родились Друхью, Ану и Пуру.

Теперь самое интересное: сын по имени Турвас, согласно индийским преданиям, был предком всех яванов, но так в той же Индии называли греков. Следовательно, Турвас был предком греков.

        Согласно библейским преданиям, первопредком греков-ионов был Иаван, сын Яфета и внук Ноя (Noah), Ноаха, Нуха. В армянских преданиях Ной носил имя Наха. Имя Тирас, очень похожее на имя Турваса, носил брат Иавана. Сравним теперь имена двух разных преданий:

Библейские----------------------Индийские

Ной, Ноах, Нах------------------Нахуша
Яфет----------------------------Яяти
Тирас, брат Иавана--------------Турвас, предок яванов.
Иаван – предок греков-ионов-----Яваны – это греки

        Как мы можем заметить, имена соответствующих персонажей этих двух родословных очень похожи друг на друга. Поэтому можно прийти к выводу о том, что библейский Ной (Ноах, Нах) и ведийский Нахуша – это один и тот же персонаж.

С другой стороны, возникает вопрос: почему самых первых греков в Индии называли яванами, а в библейских преданиях – ионами, потомками Иавана?

Ранее мы уже упоминали страну Аван, которая возникла на юго-западе Ирана как раз после потопа. Следовательно, это страна могла быть основана тем человеком, кто был очевидцем потопа и носил имя Аван. Это имя очень похоже на имя библейского Иавана, который появился в упоминаниях тоже после потопа. Возможно, он и был основателем города или страны Аван. Его потомков в Индии могли называть яванами. В Библии его страну называли то страной Иаван, то страной Рош, а его потомки впоследствии стали первыми греками, греками-ионами. Это означает, что какие-то жители Авана после некоторых событий могли отправиться из Авана к берегам Греции. Сам Аван-Иаван-Яван мог быть тем самым Ваном или Бхагаваном, который являлся предком Сомы.

        Мы уже говорили выше о том, что страна Аван прекратила своё существование только после нашествия кутиев. Произошло это во время правления последнего царя аванской династии. Беженцы страны разделились тогда на два потока. Одни ушли на северо-восток в сторону Средней Азии, а другие на северо-запад – в сторону Европы. Поэтому некоторых бывших жителей Авана именно из этой группы могли впоследствии назвать в Греции ионами, а в Индии – яванами.

Если исходить из индийских и библейских преданий, то племя юечжи могло представлять собой тех бывших жителей страны Аван, которые после 2190 до н.э. отправились из Авана в сторону Средней Азии. На этом пути перед ними находилась Южная Туркмения.

Именно здесь, примерно в 2000 до н.э. произошла смена одной археологической культуры (Анау II) на другую (Анау III).

       «КУЛЬТУРА АНАУ 46. Стоянка Анау находится близ Мерва… Были изучены три основные культурные слоя. Слой Анау I относится О. Менгином к приблизительно 3500 г. до н.э.; Анау II представляет период около 2500 г. до н.э.; Анау III может датироваться 2000 г. до н.э…

       Жилища делались из глиняных кирпичей. Инвентарь каменных инструментов довольно беден: в основном резцы и терки. Посуда, с другой стороны, довольно интересна. Горшки – ручной работы и хорошо обожжены. Многие из них окрашены в красный и чёрный цвет; орнамент в основном коричневый. Веретена, найденные во всех слоях, являются свидетельством раннего искусства прядения. Следует отметить, что раскрашенная глиняная посуда, схожая с Анау, была обнаружена как в Китае (в провинциях Кан-Сю и Хонань), так и на Украине».

        (Вернадский Г.В. Русская история. Том 1. Древняя Русь) http://reed.in.ua/hystory/6/4.php#.UY50beN8zfI
 
         Вот тебе раз! Не ожидали мы от археологов такого подарка! Ведь провинция Кан-Сю, а точнее Гансу – это и есть та самая провинция, где впоследствии пасли свой скот племена юечжи и где ныне живут «славяно-китайские» монголы. То есть путь племён юечжи или племён Лунной династии, проложенный от Авана на севере Персидского залива через Анау на юге Туркмении до Гансу в центре Китая, налицо.

Поэтому добавим ещё несколько строк об Анау.

        «Цивилизация села Анау. Около семи тысяч лет тому назад в Средней Азии существовало государство, цивилизацию которого по масштабам достижений можно поставить в ряд великих культур Древнего мира…

        …в пустыне Каракумы в районе площадью 161 на 80 км обнаружились развалины множества поселений, причём некоторые из них настолько велики, что их можно назвать городами.
 
Древние города характеризовались очень интересной моделью застройки: здания отстояли на сотни метров друг от друга и были окружены несколькими рядами стен. Архитектура отличалась монументальностью, что говорит об очень высокой степени развития общества. Стены домов имели длину от 92 до 152 м, внутри зданий находилось множество комнат, способных вместить сотни людей. Все постройки относятся к V-I тысячелетиям до н.э. Сложная ирригационная система позволила древним жителям превратить пустыню в цветущий оазис и выращивать богатые урожаи пшеницы и ячменя. Тучные пастбища давали корм стадам верблюдов, овец, коз и ослов…

        Археологи сделали удивительное открытие – нашли печать с вырезанными на ней письменами, относящуюся приблизительно к 2300 г. до н.э. Оказалось, что письменные знаки нельзя отнести ни к месопотамским, ни к иранским, ни к индийским, ни к китайским системам письменности. Отсюда можно сделать вывод, что в Анау существовала высокоразвитая независимая цивилизация, обладавшая собственной письменностью. Жители Анау использовали те же самые формы земледелия и скотоводства, что и жители Месопотамии. Это наталкивает на мысль о существовании связи среднеазиатского государства Анау с шумерами.

Ключом жизни в пустыне, безусловно, является вода. Шумеры в низовьях Тигра и Евфрата осушали болота и орошали пустыню. Это требовало огромного труда… Очевидно, подобная работа была проделана и в Анау. Люди создали здесь сложные ирригационные каналы, преображая русла рек. Посреди пустыни расцвёл прекрасный оазис. Причём так же, как в Месопотамии и на Ниле, он тянулся узкой полосой, так что можно было одной ногой стоять в прекрасном саду, а другой – в песках пустыни. О высокой культуре древнего населения Анау говорит множество прекрасных образцов керамики и фаянса, относящихся к III— IV тысячелетиям до н.э. Многие образцы по красоте и качеству не уступают китайским (но китайские появились позже! – Б.П.). Фаянсовые изделия очень тонки, толщина их не превышает 3,2 мм. Большую часть изделий древние мастера не раскрашивали, однако они поражают красивыми переливами цвета от бежевого до желтого и красного.

         Такая художественная выразительность достигалась с помощью обжига. Некоторые фаянсовые изделия раскрашены, в них преобладают белые и голубые тона и растительные мотивы. Керамика и фаянс очень красивы даже по современным понятиям. Помимо керамики, археологи нашли множество металлических и костяных артефактов, возраст которых насчитывает 4100 лет. (как раз около 2190 до н.э., когда Аван прекратил своё существование – Б.П.)

         Рукояти бронзовых топориков выполнены в виде птичьих голов. Сохранившиеся в некоторых образцах глаза птиц изготовлены из гематита. Этого минерала нет в окрестностях Анау, скорее всего, его привозили из других регионов, что служит подтверждением существования обширных торговых связей древнего государства.

         Найдено также множество тщательно отполированных костяных трубок, полых внутри, с вырезанными на них орнаментами и изображениями людей, животных и растений. Археологи предполагают, что трубки имели ритуальное предназначение, так как были найдены среди остатков эфедры – растения, которое зороастрийцы использовали при изготовлении галлюциногенного ритуального напитка. Употребление смеси эфедры с маком и опиумом вызывает видения, или галлюцинации, позволяющие верующим «быть ближе к Богу».

         Своих покойников жители Анау хоронили в склепах. Часто рядом с мертвецами оставляли много предметов быта, посуды и съестных припасов. Очевидно, люди верили в загробную жизнь и считали, что все эти предметы могут пригодиться в ней покойным. Однако исследователи нашли на удивление мало захоронений. По мнению профессора Хиберта, жители Анау сжигали умерших, как принято у зороастрийцев, считающих, что кремация облегчает освобождение души из умершего тела. К сожалению, тот факт, что большинство умерших сжигалось, не позволяет определить точно, сколько человек жило в Анау.

         В некоторых домах Анау на внутренних стенах сохранились красивые орнаменты и стилизованные изображения людей с pacкосыми глазами. По изображениям, а также по останкам можно судить о внешности представителей среднеазиатской цивилизации. Найденные скелеты позволяют сделать заключение, что эти люди не обличались большим ростом, имели высокие лбы и чуть выдающуюся вперед нижнюю челюсть…

         Неясно, что вызвало закат цивилизаций в Анау в I тысячелетии до н.э…» (Николай Николаевич Непомнящий. http://www.bibliotekar.ru/100velTayn/82.htm)

         Рядом с Анау существовало ещё одно древнее поселение.

         «НАМАЗГА-ТЕПЕ – остатки поселения (площадью около 100 га) эпохи энеолита и бронзы, в 7 км от ж.-д. станции Каахка Туркменской ССР. В 4-2-м тыс. до н.э. Намазга-Тепе –  крупнейший центр земледельческих общин юга Средней Азии. Толщина культурных слоёв до 34 м… В пору Hамазга-Tепе IV (середина и 2-я половина 3-го тысячелетия до н.э.) поселение (площадью 100 га) имело обводную стену из сырцового кирпича, входит в употребление гончарный круг. Намазга-Тепе V (начало 2-го тысячелетия до н.э.) – наивысший расцвет местной культуры. Характерны: нерасписная гончарная посуда, двухъярусные керамические печи, медные и бронзовые изделия (ножи, печати, зеркала), плоскостные терракотовые фигурки женщин, глиняные модели одноосных и двухосных повозок. Дома – большие многокомнатные, разделённые улочками. Намазга-Тепе этого времени, наряду с Гиссаром и Мундигаком, один из важных центров племенных групп, располагавшихся на периферии городских цивилизаций Месопотамии и Инда и находящихся на последней ступени первобытнообщинного строя. В середине и 2-й половине 2-го тысячелетия до н.э. (Намазга-Тепе VI) отмечен упадок культуры, площадь поселения сокращается в несколько раз, глиняные изделия грубеют. Возможно, это частично связано с перемещениями племён в Иране, Средней Азии, Афганистане и Индии".

     (Литвинский Б.A., Намазга-тепе, "СЭ", 1952, No 4; Тр. ЮТАКЭ, т. 7, Аш., 1956; Массон В.М., Средняя Азия и Древний Восток, М.-Л., 1964. Советская историческая энциклопедия)

      Вот где могли жить предки племён юечжи.

      Теперь самое время вспомнить о мумиях, которые были найдены недавно недалеко от того места, где пасли свой скот племена юечжи. Речь идёт о Таримских и Черченских мумиях в пустыне Такла-Макан. Радиоуглеродный анализ, проведённый специалистами из Пекинского университета, показал, что древнейшие останки Таримских мумий насчитывают 3980 лет или 1980 до н.э., а Черченских – примерно 3000 лет или 1000 до н.э. Самые поздние захоронения – II век н.э., то есть время юечжи.

      При этом следует обратить внимание на то, что самые первые Таримские мумии появляются только после смены археологической культуры Анау II на Анау III. То есть после вероятного появления бывших жителей Авана на юге Туркмении. В таком случае может быть Таримские мумии – это мумии правителей тех племён, которые продолжили своё движение из Анау и Намазга-Тепе на восток и достигли реки Тарим?
 
      Однако, по данным антропологов, выходит, что это были очень высокорослые европеоиды (до 2 м ростом). Следовательно, Таримские мумии своим физическим типом сильно отличались от бывших жителей Южной Туркмении, которые, как мы только что могли прочесть, не отличались большим ростом.

      Получается одно из двух: или Таримские мумии представляли собой вождей каких-то других племён, или надо всё-таки уточнить – носители какой именно культуры Анау не отличались высоким ростом. Ведь в Анау археологические культуры сменялись одна за одной. И вполне возможно, что среди носителей этих культур могли встречаться и высокорослые люди.

      С другой стороны, недавно обнародованное исследование древних обитателей Таримского бассейна дало очень интересные для нас результаты. Все семь мужчин из самого древнего слоя кладбища (ок. 2000 г. до н.э.), из чьих останков удалось извлечь пригодный для анализа материал, оказались принадлежащими к мужской гаплогруппе R1a1a (Evidence that a West-East admixed population lived in the Tarim Basin as early as the early Bronze Age:

      Представителей этой семьи R1a1a в Польше мы выше уже назвали боруссами. Это те самые, которые были предками А.С. Пушкина по отцовской линии. Следовательно, Таримские мумии всё-таки могли быть предками, если не всех юечжи, то какой-то их части в лице боруссов – точно. В любом случае юечжи, даже если бы и не имели никакого отношения к Таримским мумиям, всё равно, как следует из результатов археологических исследований, появились в провинции Гансу только после исхода из Южной Туркмении.

       Итак, мы теперь примерно знаем, как и когда предки юечжи могли попасть в провинцию Гансу. Можно было бы на этом и успокоиться. Однако самое удивительное для нас ещё впереди.


       Семья R1a и Великая китайская культура

       Согласно индийским преданиям, один из царей Лунной династии по имени Прачинван (Чины властитель) покорил восток до того места, где восходит солнце. Но Чина – это и сегодня Чина, то есть по-нашему Китай.

       (продолжение см. http://proza.ru/2013/05/24/139)