Миллионщик духовной жизни, 25 мая

Олег Жиганков
25 мая
И всё же религиозность Григория Распутина, при всей её очевидности и почти горячности, резко отличается от той религиозности, которую единственно привыкли ценить церковники. Тот же Феофан, восхищавшийся невероятной духовной проницательностью Григория и его молитвенным духом, тем не менее не мог простить ему того, что Григорий Ефимович мало ценил всю ту аскетическую практику, которой монахи так гордились. Например, в своей вынужденной поездке с Распутиным по Уралу Феофан будет изумлён тем, что Распутин заказывал себе пищу и щёлкал орехи в то время, как монахи постились, чтобы натощак приложиться к святыням в Верхотурском монастыре, в который они направлялись. Также, замечает Феофан, когда в монастыре началась служба, Григорий ушёл «куда-то в город» .

Но если отношение Григория к внешней обрядовости и было легким, то прислушайтесь к его словам относительно богопоклонения:

Из Жития Опытного Странника:

Так и в храме нужно стоять когда придет радость молиться. если же леность придет, ударять себя в грудь, обзывать, оболгать сердце ленивым, а вообще стыдиться не нужно в храме, потому что дом молитвы. Ведь какой-нибудь торговец если бы стал лениться отвешивать товар, то не убыл бы из корзины и ее прибыл бы в карман. Не остаться бы и нам, то есть не выйти бы нам с дырявым мешком, в котором не сохранилось чего положено было. И не нужно выказывать себя, а вести серединку, тем более молиться лучше.

Можно ли, после этого, называть отношение Распутина несерьезным?