Жизнь так коротка!

Сергей Преображенский
            ЖИЗНЬ ТАК КОРОТКА!



Усну, открою дверь и вижу сон:
Как будто жизнь прошла и лишь осталось
Переступить порог и выти вон
Сменив на тлен неряшливую старость…



- Ты знаешь Понамарев, что мозг человека в период от 30 до 80 лет уменьшается на 25%? – Антон Крапивин прищурился и выпустил изо рта табачный дым тонкой струйкой, - Вот тебе сейчас сколько?
- Тридцать девять, - ответил Димка.
- О! – многозначительно проговорил Антон и поднял вверх костлявый крючковатый палец, - Значит, твой мозг уже начал усыхать! Причем что интересно, этот эффект наблюдается только у людей, у других животных, даже у шимпанзе, наших ближайших родственников, почему-то мозги не усыхают. И больше всего теряют в весе лобные доли и гиппокамп. А белое вещество усыхает в два раза быстрее, чем серое!
- И к чему ты все это рассказываешь? – спросил Димка.
- А к тому, что я забыл разослать наш прайс клиентам. А вчера был последний день! Теперь Салтычиха меня сожрет!
- Да ты не парься, может она не узнает?
- Уже узнала. Видно кто-то стуканул! Сказала, чтобы я зашел к ней в кабинет к 12-ти! Вот скажи Понамарев, неужели ты всю жизнь мечтал вот так вот просиживать штаны в офисе, торговать скрепками, карандашами, ластиками и прочей канцелярской хренью?
Димка, в ответ, молча, пожал плечами.
- Вот и я тоже! – вздохнул Антон, - А жизнь между тем проходит! Я вот, к примеру, мечтал объехать всю планету, побывать на острове Пасхи, Таити, в джунглях Амазонки!
Антон раздавил сигарету о край пепельницы.
- Кстати, эта гадость тоже очень здорово мозги сушит! – добавил он, - Надо бросать!
- Надо! – согласился Димка и тоже затушил свою сигарету.

*   *   *

Понамарев сидел, тупо глядя на экран монитора, и пытался сосредоточиться на отчете, но из головы все никак не шли слова Антона. И в самом деле, жизнь проходит, мозги усыхают, а что он успел сделать? Закончил институт, женился, купил подержанный «Фольксваген». И что, ради этого стоило родиться? Почему он сейчас сидит здесь, в какой-то мелкой фирме торгующей канцтоварами и составляет дурацкий отчет по продажам? Где в его жизни была ошибка? В какой момент он свернул не туда?
- Понамарев, ты долго еще сидеть собираешься?
Димка оторвал взгляд от дисплея и увидел Леночку Прохорову, секретаршу, он даже не заметил, как она подошла. Леночка была очень красива, настолько, что Димка даже боялся на нее смотреть. Так, скользнет взглядом и тут же отведет глаза, вроде, как и не очень-то хотелось. А на самом деле хотелось, и даже очень!
- Да мне директриса сказала к завтрашнему дню отчет сдать, уже немного осталось… - словно оправдываясь, пробормотал он.
- Зря стараешься, Салтычиха все равно не оценит! – охладила его трудовой энтузиазм Леночка, - Домой собирайся! Я уже выхожу!
- Да я, наверное, еще часок посижу… - неуверенно проговорил Димка.
- Ты трудоголик, Понамарев, тебе лечиться надо! – сказала Леночка, насмешливо глядя Димке в глаза.
- Как лечиться? – спросил Димка.
- Очень просто – меньше работать! А лучше совсем не работать, а только делать вид. Как я!
- Но тогда Салтычиха меня сожрет!
- Конечно, сожрет. Еще как сожрет! Видел, какие у нее жвала? – Леночка выдвинула вперед нижнюю челюсть и смешно клацнула зубами.
- Мандибулы… - машинально поправил девушку Понамарев.
- Что?
- Правильно говорить мандибулы, жвала просторечное выражение.
- Да хоть мандибулы, хоть жвала, перекусит тебя пополам – пискнуть не успеешь! Ты думаешь, если ты будешь много работать, она тебя пожалеет? Закатай губу обратно! Чем больше ты будешь работать, тем скорее устанешь и выбьешься из сил. Салтычиха увидит, что ты уже не в состоянии так же интенсивно работать как раньше и сожрет тебя! А если результат один, то какой смысл надрываться? Ну-ка покажи, чего ты там пишешь?
Леночка наклонилась к монитору, коснувшись грудью Димкиного плеча.
- Так, степлеры 927 шт., органайзеры, калькуляторы…
От ее груди исходило какое-то нежное и на удивление приятное тепло, наполняя все Димкино тело странной легкостью и блаженством.
- Линейки, фломастеры... – продолжала между тем девушка, - Чушь! Дай-ка я напишу!
«Салтычиха тебя сожрет!» - отстучала она на клавиатуре.
- Зачем ты портишь мой отчет?! – попытался протестовать Димка.
- Твой отчет испортить уже невозможно! – возразила Леночка, - И вообще хватит хренью страдать - выключай компьютер!  Тебе надо расслабиться! Завалимся сейчас в какое-нибудь уютное местечко, выпьем махито…


*   *   *

На следующий день у Димки страшно болела голова и все валилось из рук. Очевидно, на махито они вчера не остановились! Про отчет он вспомнил только тогда, когда позвонила Салтычиха.
- Уже 12 часов, Понамарев! Где отчет? Вы что, забыли?
- Нет, ну что вы, Маргарита Викторовна! Отчет готов, осталось поправить несколько цифр…
- Не надо ничего поправлять, - перебила директриса, - несите как есть!
- Уже несу! - ответил Димка и запустил отчет на печать.

*    *    *

 Димка смотрел, как наливается кровью лицо Маргариты Викторовны и понимал – случилось непоправимое!
- Понамарев, что это? -  спросила директриса и сунула Димке под нос его собственный отчет.
Посреди первой страницы заглавными буквами было напечатано:
«САЛТЫЧИХА ТЕБЯ СОЖРЕТ!»
Как же он мог этого не заметить, когда распечатывал файл?
- Маргарита Викторовна, вы все неправильно поняли! – попытался оправдаться Димка, - Это не то, что вы подумали!
- Что я подумала не твое дело! – перебила его директриса, - А поняла я тебя прекрасно! Мое терпение лопнуло! Мало того что ты не в состоянии подготовить отчет в срок, так ты еще и… Все Понамарев, ты уволен, пиши заявление!

   
*   *   *

Дома Понамарев не стал с порога огорчать жену известием о своем увольнении, а решил вначале ее подготовить и начал издалека.
- Ты знаешь Света, я вот сегодня когда составлял отчет, подумал: чего, собственно говоря, я делаю в этой паршивой конторе? У меня высшее образование, а я продаю какое-то канцелярское барахло!
- Радуйся, что тебя до сих пор не выгнали! – ответила жена, -  Ты же больше ни на что не способен!
- Ну почему? – обиделся Димка, - В конце концов, я закончил физический факультет!
- Ну да, пединститута. Ты что пойдешь детишкам физику преподавать?
- Совсем не обязательно! Я мог бы заниматься наукой! Вчера в новостях сказали, что в науке не хватает кадров!
- Постой, а что это тебя в науку потянуло, тебя что выгнали?
- Нет, с чего ты взяла? Я сам ушел!
- Ясно! Тебя все-таки выгнали! Я так и знала, что все этим кончится! Кому нужен такой бездельник и лоботряс как ты? И что ты теперь собираешься делать? Сидеть на моей шее?
- Я же сказал, я найду работу!
- Сейчас кризис! Где ты сейчас найдешь нормальную работу?
- Устроюсь в какой-нибудь научно исследовательский институт.
- Ну-ну, давай исследователь!


*   *   *

Профессор Гельфанд оказался маленьким щуплым седым человечком в очках в тонкой золотой оправе.
- Вы знаете, к сожалению, мы не сможем принять вас на работу! – проговорил он и поправил очки.
- Но в отделе кадров мне сказали, что вам нужен сотрудник! – попытался спасти положение Димка, - Физик. Я закончил физфак. Вот мой диплом!
- Нам конечно нужны сотрудники, но ваш диплом пединститута… и потом, вы же никогда не занимались наукой! Да вы, наверное, и не помните уже ничего!
- Это не страшно, я вспомню! Я буду стараться! Поймите, мне очень нужна эта работа!
  Профессор на секунду задумался, пожевал сухими губами и неожиданно улыбнулся.
- А вы знаете, есть у меня одна вакансия, я думаю, это как раз то, что вам нужно! Лаборант испытатель! Только вот что касается денег, вы вообще в курсе, сколько сейчас получают люди науки?
- Честно говоря, не в курсе, - ответил Димка, - Но это не важно!
- Вот как? – удивился профессор, и впервые с интересом посмотрел на Димку - А что же тогда, по-вашему, важно?
- Вы знаете, профессор, мне всегда хотелось понять, что такое время? Но я как в детстве не понимал, так и теперь не могу понять, что же это такое? К примеру, как это так, вчера был человек, ел, пил, смеялся, а потом вдруг бац – и его нет! Нет нигде! Умер, не существует! Или он все же существует? В прошлом, во вчерашнем дне! Ведь прошлое это такая же объективная реальность как и настоящее! И будущее, тоже объективная реальность! А если так, то представьте себе на минуту профессор, что вот мы с вами сейчас сидим, разговариваем, а на самом деле сегодня это уже давным-давно не сегодня, а вчера! И даже не вчера, а совсем седая древность! А на дворе уже какой-нибудь 2150г, мы с вами уже давно умерли и о нас все забыли. Но археологи случайно нашли видео запись этой нашей беседы и сейчас просматривают ее!
- Какая же у вас каша в голове, молодой человек! – удивился профессор, - Что вы несете? Опомнитесь! Нет никого будущего! Впрочем, как и прошлого!
- Постойте, профессор, но время…
- И времени тоже нет!
- Как же так? А что же тогда есть!
- Есть движение материи! Логическая цепь событий! Принцип причинности! И все! А время существует только у вас в голове! Именно там, в вашем мозгу формируется та структура реальности, которую вы воспринимаете. А время всего лишь одна из категорий этой структуры, вне которой вы не способны воспринять эту реальность!
- Иными словами, вы хотите сказать, что путешествия во времени возможны? – обрадовался Димка, - И я мог бы вернуться в прошлое, ну скажем на 22 года назад, в свой 10 «А» класс?
- Теоретически это не исключено, - ответил профессор, - впрочем, об этом мы с вами еще успеем поговорить! Если конечно вы не передумали у нас работать!
- Нет, не передумал! – поспешил заверить профессора Димка.
- И вас устраивают те условия, которые мы можем вам предложить?
- Да, конечно устраивают, я же сказал!
- В таком случае идите в отдел кадров и оформляйтесь!

*   *   *

- Какой тебе там оклад предложили, ты говоришь? – спросила жена, с недоумением глядя на Димку.
- Ну, ты же слышала!
- Слышала, конечно! Только никак не могу понять, это что юмор такой?
- Какой еще юмор? Я уже и документы оформил, завтра выхожу на работу!
- Понамарев, что у тебя там? – спросила жена, постучав пальцем по Димкиной голове, - Вакуум? Ты куда мозги дел?
- Ты о чем?
  - Как ты собираешься жить на такую зарплату?
- А, ты про деньги! – догадался Димка, - Не знаю, не думал пока…
- А надо бы! Пора бы уже думать начать! Не мальчик уже!
- Но причем тут деньги? Деньги не главное!
- Вот тебе раз! А что же тогда? – искренне удивилась жена.
- Главное это понять структуру реальности!


ЭКСПЕРИМЕНТ

- Помните, прошлый раз я вам сказал, что время существует только у вас в голове? – спросил профессор Гельфанд.
- Помню, - ответил Дика, - Но я, честно говоря, подумал, что это такая фигура речи, что-то вроде метафоры…
- Какая метафора? Все так и есть! И сегодня мы с вами попытаемся это доказать! Как сказал Эйнштейн, одна минута на раскаленной плите не ровна одной минуте с прелестной девушкой на коленях. Леночка зайдите к нам!
Дверь отворилась и в лабораторию вошла молодая и очень красивая девушка в черной короткой юбке. Лицо ее показалось Понамареву смутно знакомым, и он принялся мучительно вспоминать, где же он мог ее видеть, но так и не вспомнил.
- Вот, Леночка, познакомьтесь наш новый сотрудник, Дмитрий Сергеевич Понамарев!
Девушка мило улыбнулась и протянула Понамареву нежную пухлую ручку.
- Очень рад! – пробормотал Димка и глупо потряс доверенное ему сокровище.
- Вот и прекрасно! –  подытожил знакомство профессор Гельфанд, - Леночка, подготовьте нашего младшего научного сотрудника к эксперименту!
- Извините профессор, я хотел бы уточнить одну деталь! Что касается второй части эксперимента, то я готов сидеть с Леночкой на коленях не одну минуту, а десять, двадцать и вообще сколько потребуется! Но раскаленная плита меня как-то не вдохновляет.
- Дмитрий Сергеевич, вы поняли мои слова слишком буквально! Никто не собирается сажать вас на горячую плиту! Да у нас и плиты никакой нет! Зато у нас есть вышка! Может быть, вы видели ее, когда шли на работу?
- Видел, огромная такая!
- Совершенно верно! 86 метров! Построили ее давно, еще до войны для прыжков с парашютом. Хотели из ученых сделать десантников! Младший научный сотрудник, должен был совершить 100 прыжков, старший 200, профессор 300 и так далее! Впрочем,  это и не важно! Важно, что теперь мы можем использовать эту вышку для нашего эксперимента! Именно с нее мы и будем вас сбрасывать!
- Постойте профессор! – не выдержал Понамарев, - Меня нельзя сбрасывать!
- Почему?
- Я высоты боюсь!
- Вот и прекрасно! Это именно то, что нужно! Вы даже сами не представляете как это хорошо, что вы боитесь высоты! И потом кого же тогда сбрасывать, если не вас? Меня? Или может быть эту хрупкую девушку? – профессор кивнул в сторону Леночки.
- Нет, я, конечно, все понимаю, профессор! И все-таки… а вдруг со мной что случится?
- На этот случай Леночка даст вам памперсы!
- Памперсы? Зачем памперсы? Не надо памперсы! – Понамарев смутился, - я не это имел в виду! Просто я ни разу в жизни с такой высоты не прыгал… 86 метров! А если парашют не раскроется?
- Какой парашют? У нас нет парашюта!
- Как? Вы что хотите сказать, что я буду прыгать с высоты 86 метров без парашюта?
- Да вы не волнуйтесь, - успокоил Димку профессор, - Под вышкой мы натянем брезент!
- Брезент? – сомнением переспросил Понамарев, - А брезент прочный?
- Очень прочный! Нам его пожарники подарили! Итак, суть эксперимента! Мы сбрасываем вас с вышки…
- А кроме брезента еще что-нибудь можно?
- Кроме брезента можно еще поролона набросать. У нас на складе кажется, остались обрезки! Итак, мы, наконец, сталкиваем вас с вышки, вы летите и смотрите на монитор. Да, забыл самое главное, на руке у вас будет закреплен этот монитор!
Профессор вытащил из стола прямоугольную пластинку и протянул Понамареву.
- Посмотрите внимательно! Видите что-нибудь?
Сколько Димка ни вглядывался в поверхность экрана, так и не смог ничего разглядеть, кроме слабого мерцания.
- Ничего не вижу! – признался он.
- Правильно! Вы и не должны ничего видеть! На дисплее с частотой один импульс в секунду высвечивается трехзначное число. Продолжительность импульса две сотых секунды, человеческий глаз просто не в состоянии уловить столь непродолжительный сигнал. Но! – профессор сделал многозначительную паузу, - Вы, надо полагать, слышали, что в минуты смертельной опасности время для человека замедляется, и он все видит как  замедленной киносъемке! Но так ли это на самом деле? Или это всего лишь ложное субъективное впечатление? Идея эксперимента состоит в том, что когда мы вас сбросим с вышки, вы испугаетесь, время для вас замедлится, и вы сможете разглядеть, какое число высвечивается на мониторе! Или не испугаетесь и тогда не сможете разглядеть число!
- Профессор, а почему вы говорите «сбросим»? Может быть, лучше я сам спрыгну?
- Ради бога, голубчик! – согласился профессор, - Только вы знаете, с этой вышки по собственной воле не прыгнул еще ни один человек!

*   *   *

Натянутый внизу брезент показался Понамареву крошечным, не больше почтовой марки.
- А если я на него не попаду? - спросил он, - Если я пролечу мимо?
- Не волнуйтесь, - успокоил профессор, - траектория вашего полета просчитана с точностью до пяти сантиметров и даже введена поправка на ветер. Вы приземлитесь точно в центр полотна!
Понамарев еще раз глянул вниз, у него закружилась голова, и он почувствовал, что все его тело трясет крупная дрожь. Профессор, очевидно, тоже это заметил.
- Однако как нам повезло, что вы так боитесь высоты! – проговорил он с явным удовлетворением, - Это просто подарок судьбы!
- Вы знаете, я, наверное, лучше в следующий раз… - пробормотал Димка и сделал попытку двинуться в сторону от края площадки, - Сегодня я не форме, обещали магнитную бурю и, кроме того, луна в созвездии Водолея…
Но профессор был начеку.
- Леночка держите героя!
Девушка тут же остановила движение Понамарева просто положив ему руки на плечи, а чтобы еще больше усилить эффект она тихо проговорила:
- Дима, закройте глаза, я вас поцелую!
Понамарев послушно зажмурился, мягкие губы коснулись его небритой щеки, и в следующую секунду нежные девичьи руки с неожиданной силой толкнули его, он потерял опору под ногами и полетел вниз. Он тут же открыл глаза и с удивлением обнаружил, что время и в самом деле замедлилось, причем очень сильно. Ему казалось, что он не падает, а парит в воздухе, словно орел или какой-нибудь кондор! Пролетавшую мимо ворону он воспринял как неподвижно висящую с поднятыми крыльями. Сильное впечатление произвел вороний глаз – большой, черный и удивленный. Но самым поразительным было то, что страх исчез! Полностью! Осталось только ошеломляюще чувство свободного полета.
Про цель эксперимента Димка вспомнил, только когда уже подлетал к земле. Он взглянул на закрепленный у него на правой руке монитор, спокойно зафиксировал в памяти число 327 и так же спокойно шлепнулся на брезент.
      
*   *   *

Когда Димка пришел домой, жены не было, а на кухонном столе лежала записка:

 «Не могу жить с человеком, у которого нет мозгов!
       Светлана.»

Димке вдруг нестерпимо захотелось есть, он открыл холодильник, но там было пусто…

*   *   *

- Помните профессор, вы как-то обещали вернуть меня в прошлое! – напомнил Димка Гельфанду на следующий день.
- Во-первых, я ничего такого не обещал, я только сказал, что это возможно в принципе! И, кроме того, установка еще не вполне доработана, производить эксперимент на человеке сейчас слишком рискованно! Пока мы проводим опыты на мышах!
- Но я согласен на риск! Вы же сами знаете, что в науке без риска невозможно ничего добиться! Возьмите любое крупное открытие! Поймите, мне очень нужно вернуться в прошлое на 24 года назад, в 10 «А»!
- Я прекрасно понимаю, что вы очень смелый молодой человек, но риск слишком велик, шансы пятьдесят на пятьдесят! Нет, я не могу! Вот если бы вы дали подписку…
- Разумеется, я дам любую подписку! – обрадовался Понамарев, - Давайте скорее ваши бумаги! Только скажите профессор, вы уверены, что ваша установка отправит меня именно на 24 года назад? Вы знаете, не хотелось бы вновь почувствовать себя младенцем, заново учится ходить, памперсы слюнявчики и все такое! И еще - я должен обязательно все помнить! Все, что помню сейчас вплоть до сегодняшнего дня!
- Что касается временных настроек то можете не сомневаться – попадете в свой любимый 10 «А» это я вам обещаю! Но будете ли вы что-либо помнить из своей будущей жизни, это вопрос! Собственно говоря, вы нам как раз это и расскажите по завершении эксперимента…


*   *   *

Установка напомнила Димке саркофаг Тутанхамона, который он видел во время экскурсии в долину Царей в Египте. Профессор нажал кнопку на пульте, и крышка плавно отъехала в сторону.
Понамарева раздели догола, уложили в саркофаг и Леночка начала закреплять на его теле какие-то датчики. Затем ему на голову надели резиновую шапочку, также покрытую проводами, и профессор нажал кнопку. Крышка закрылась, и Димка оказался в кромешной темноте, и только тут ему стало по-настоящему страшно. Он хотел закричать, позвать на помощь, но темнота навались на него, и он почувствовал, что проваливается в бездонную пропасть…


ШКОЛА

  Понамарев открыл глаза и утренняя объективная реальность начала медленно проникать в его сознание. Реальность состояла из желтого пятна на потолке формой напоминающего Суматру (соседи залили), обоев в мелкий голубой цветочек, ГДР-овской «горки» заполненной хрустальными вазочками и черно-белого телевизора «Рекорд» 1967г. выпуска. А еще на табуретке возле кровати стоял и громко отсчитывал секунды механический будильник на трех ножках. И когда Димкин взгляд упал на него, тот вдруг ожил и надрывно заверещал. Натренированным движением Понамарев успокоил железное ископаемое и только тут окончательно проснулся.
«Приснится же такое!» - подумал он и даже потряс головой. Трудно было поверить что один, хотя и очень яркий цветной сон вместил в себя все: и профессора Гельфанда с его саркофагом, и жену Свету, и ненавистную работу в фирме по продаже канцтоваров, и Салтычиху, короче всю будущую Димкину жизнь! Вот только жизнь эта была какая-то, мягко говоря…  Короче совсем не та, какой он себе ее представлял!
Впрочем, предаваться размышлениям о странном сне было некогда, надо было спешить, иначе можно было опоздать на физику, а это могло иметь неприятные последствия. Быстро одевшись, он вышел на кухню – на столе стоял стакан с чаем, на нем лежал бутерброд с колбасой, а рядом записка:
«Обязательно позавтракай и вымой посуду, буду поздно. Мама».
Запив теплым чаем бутерброд Димка схватил портфель и помчался в школу.

*   *   *

Едва залетев в школьный вестибюль, он сразу увидел ее – она стояла возле зеркала и поправляла свое форменное коричневое платье, явно только вчера укороченное как минимум на десть сантиметров. Димкино сердце сразу гулко забухало по ребрам, ноги сделались ватными и буквально приросли к полу. Такое творилось с Понамаревым каждый раз, стоило лишь увидеть ее, или даже просто услышать ее имя – Лена Прохорова. С некоторых пор. Сегодня она была особенно хороша и как ни странно удивительно похожа, на ту девушку из сна, с которой он пил махито, секретарша директора! Да что там похожа, это была она, только в коричневом форменном платье. Как же ее там во сне звали?
Тут гулкий удар портфелем по спине вывел Димку из ступора.
- Понамарев ты что застыл как памятник? – крикнул Валерка Мамонов Димкин одноклассник, - Урок начался, нас физичка живьем съест!   
Они бросились вверх по лестнице, оставив девушку любоваться собственной красотой.
Валерка осторожно приоткрыл дверь кабинета физики и, просунув голову, виноватым голосом пробубнил:
- Тамара Максимовна, можно войти?
Солтыкова Тамара Максимовна, в просторечии «Солтычиха» оторвала взгляд от журнала и строго посмотрела на опоздавших.
- Так, Понамарев и Мамонов, вам как я вижу, физика не нужна! Вы у нас и так все знаете! Ладно, Мамонов садись, а Понамарев положи портфель и сразу к доске!
Запиши условия задачи: из пункта «А» вышел поезд со скоростью 50 км. в час. Через полчаса вслед за ним вышел второй поезд со скоростью 70 км. в час. Сколько времени понадобится второму поезду, чтобы догнать первый? Не спеши, Понамарев, подумай!
- Нисколько! – ответил Димка.
- Вот как! – удивилась учительница, - Это  еще почему?
- Потому что времени нет!
- Вот как? А что же тогда есть?
- Есть движение материи! Логическая цепочка событий! Принцип причинности! И все! Время существует только у вас в голове, Тамара Максимовна! Именно там, в вашем мозгу формируется та структура реальности, которую вы воспринимаете. А время всего лишь одна из категорий этой структуры, вне которой вы не способны ее воспринять! Я имею ввиду структуру реальности!
- Садись Понамарев, два! Такого бреда я еще ни от кого не слышала! Надо же додуматься – время не существует! Теперь понятно, почему ты опаздываешь на уроки! Ведь для тебя время не существует!
- Пономарь ты что сбрендил? – шепотом спросил Валерка, едва Димка сел на место - Солтычиха тебя теперь точно сожрет!
- Да иди ты…  и без тебя тошно! - вяло огрызнулся в ответ Димка, - Мне сегодня такой странный сон приснился…
- Понамарев, тебе что, мало двойки? – вмешалась Тамара Максимовна, - Может быть, мне стоит вызвать твоих родителей? 
- Потом расскажу, - буркнул Димка и уткнулся в тетрадь.

*    *    *

На перемене они курили за школой, и Димка пытался пересказать Валерке свой странный сон:
- Так вот, снится мне… а сон такой странный, очень ясный, как будто и не сон вовсе, а все на самом деле происходит. Снится мне, что я уже совсем-совсем старый, лет сорок, а может и пятьдесят, не знаю. Я уже давным-давно женат, окончил институт, работаю в какой-то дурацкой фирме.
- А жена конечно Ленка Прохорова! – не к месту вставил Валерка.
- Да нет, с чего ты взял? – смутился Димка, - Так, карга какая-то старая. Не важно! Так вот, знаешь что самое удивительное? Там, в этом сне я помнил все: как закончил, школу, поступил в институт, почему-то в пед., как женился, короче все! Да я и сейчас помню, только уже начинаю понемногу забывать.
- Тебе записывать надо! – подсказал Валерка.
- Ладно, приду домой, запишу. Там еще такие странные вещи были: как будто у нас в стране произошел переворот, и мы вместо коммунизма вдруг стали строить капитализм. Появились владельцы заводов газет пароходов, миллионеры и миллиардеры. Их называли олигархами…
- Ты только на завтрашнем собрании такое не брякни, - предупредил Валерка, - А то тебя тогда точно в комсомол не примут. И меня заодно. И вместо института загремим мы с тобой в родную красную армию!
- В комсомол нас и так не примут, это я точно помню! Так что ты можешь не париться. А в институт я и без комсомола поступлю. Кстати и ты тоже!
- Слушай, а ведь как это, наверное, здорово все наперед знать, можно и в самом деле понапрасну не париться! Кстати, а ты не помнишь, будет завтра контрольная по математике?
- Нет, этого не помню. Я же говорил, я уже начал понемногу забывать! Помню только, что я вложу все деньги в какой-то холдинг, а он лопнет! А в каком году, черт его знает?
- Перемена кончается уже, - сказал Валерка и затушил бычок , - пошли. Ты только смотри на гробе не усни.
- На каком еще гробе?
- У нас же сейчас ГРОБ будет. Ну, гражданская оборона!
Валеркино предупреждение не помогло. Преподаватель так нудно рассказывал о поражающих факторах ядерного взрыва, что у Димки уже через пять минут стали закрываться глаза, и он сам не заметил, как уснул. А когда проснулся, то обнаружил что лежит и в самом деле в гробу, точнее в саркофаге и Леночка отстегивает от него датчики.
- Ну как? Удалось попасть в прошлое? А время какое? То самое как мы рассчитывали? – набросился с расспросами Гельфанд, не дожидаясь пока Димка вылезет из обвешанного проводами ящика.
- Да вроде все получилось. И время то, которое мне было нужно вот только…
- Что только? – переспросил профессор.
- Только пробыл я там недолго, всего несколько часов. Я заснул на уроке по гражданской обороне и проснулся уже здесь.
- Что же вы спите на занятиях? Это не хорошо! – упрекнул Димку Гельфанд, - Впрочем, это не так важно. Главное что эксперимент удался!  Теперь мы знаем, что перемещение во времени, возможно!
- Для вас может быть и не важно, а для меня важно. За эти несколько часов я ничего не успел сделать!
- А что, собственно говоря, вы собирались сделать?
- Я хотел все изменить! Поступить в другой институт, потом в аспирантуру, защитить диссертацию… И тогда может быть не вы, а я создал бы этот аппарат! – Димка постучал рукой по саркофагу.
- Эк вы хватили! – профессор даже рассмеялся, - прошлое изменить нельзя! Самое большее, что вы можете изменить это взять в школьном буфете бутерброд с колбасой, вместо бутерброда с сыром. И то при условии, что колбаса будет свежей!
И все-таки, интересно, почему вас выкинуло, как только вы уснули? Возможно, это как как-то связано с изменением альфа-ритма вашего мозга?
- Возможно, - согласился Димка, - а как сделать так, чтобы меня больше не выбрасывало?
- Давайте попробуем усилить индукцию главного излучателя. Но это завтра, а сейчас идите домой, и отдохните, как следует. На сегодня с вас хватит!
- Хорошо, я сейчас пойду. Только у меня сейчас вот какая мысль возникла: когда я был там, я, конечно, был уверен, что на дворе 1986 год и я ученик 10 «А» класса. Но сейчас, чем больше я думаю… короче, а что если это был просто сон? Да, очень яркий и очень реальный, но все- таки сон? Что если ваша машина ни в какое прошлое не отправляет, а просто генерирует реалистичные сны, которые невозможно отличить от действительности?
- Знаете что Дмитрий, по-моему,  вы сегодня слишком переутомились. Идите, отдохните, а завтра мы с вами на эту тему поговорим.

  *    *    *

- Пономарь, проснись! – Димка почувствовал, что кто-то трясет его за плечо, - Ты так дрых, что даже звонок не слышал!
- Я слышал, просто я просыпаться не хотел, - ответил Димка, - Такой интересный сон!
- Ну чего там еще было в твоем сне?
- Помнишь, я говорил, что там во сне в нашей стране победил капитализм? Появились богатые люди, и очень богатые, и очень-очень богатые. Появились частные фирмы. В одной такой я работал. Мы поставляли в магазины всякую канцелярскую мелочь – ручки, ластики, дыроколы, калькуляторы.
Так вот однажды  иду я с работы, зашел в продуктовый магазин, стою перед прилавком и вижу такой маленький сырок и на нем написано: «Сыр для супа».
Представляешь, даже такой маленький сырок знает для чего он! А я? Для чего я? Неужели я родился для того чтобы торговать канцтоварами?
- К чему это ты сейчас? – спросил Валерка.
- Ни к чему! Ладно, забей! – махнул рукой Димка.



                Продолжение следует.