Заратустра родился в Агуле

Фатхула Джамалов
Король Поэтов Фатхула Джамаль
ЗАРАТУСТРА РОДИЛСЯ В АГУЛЕ
(Эта сенсационная статья, котороя потрясла не только сообщество учёных и журналистов, но и всё информационное пространство.  Информация о содержании  этой статьи передавалась по централным каналам российского телевидения, а также в дайджестах многих зарубежных телеканалов).

С древних времён история народов Кавказа, насыщенная драматическими событиями, вызывала огромный интерес у путешественников, писателей и исследователей.  Выдающийся французский мыслитель - креативный философ современного интеллектуального направления "Новая философия" Анре Глюксман пишет: "Кавказ - древнейший центр высокоразвитой мультикультурной цивилизации". В настоящее время одной из актуальных задач исторической науки является изучение истории народов одного из самых полиэтнических регионов - Северного Кавказа, особенно Дагестана.

После длительного периода запретов и репрессий многим народам открылась возможность обращения к своей истории - истокам своей памяти. Это обстоятельство порождает у интеллектуалов стремление к глубокому и объективному изучению своей истории.

Дагестан — уникальный край, расположенный в центре Евразийского континента — исторически является не только ареной столкновения воинственных племен, но и своеобразной сферой взаимодействия и синтеза различных культур. Материальная основа кавказской цивилизации в определенной степени освещена в академических исследованиях. Мы хотим обратить внимание на ее духовную сторону.

Одним из существенных факторов, повлиявших на формирование древнейших цивилизаций Северовосточного Кавказа является то, что этот регион был историческим центром этногенеза ариев - индоевропейских племен. В объективной науке  индоевропейские племена белой расы принято называть термином "Кавкасион" - кавказцы.

Немецкий этнолог, Иоганн Фридрих Блуменбах (1750-1840), на основе научных исследований и наблюдений, писал:  «Существует белая раса, к которой относятся европейцы. Эту расу следует называть кавказской, поскольку наиболее древними и чистыми представителями этой расы являются коренные народы Кавказа»

Великий современник Блуменбаха - гениальный мыслитель Ф. Гегель также пользовался определением «кавказская раса», и объективно высоко оценил вклад кавказоидов в развитие мировой цивилизации. Ф. Гегель пишет: "Только в кавказской расе Дух приходит к абсолютному единству с самим собой, достигает самоопределения, саморазвития и тем самым осуществляет всемирную историю. Прогресс осуществляется только благодаря кавказской расе" (Философия духа. Москва, “Мысль”. 1977. С. 63 ).

Известный современный ученый С. Хотко  пишет: «Такое научное понятие как "кавказская раса" было генерировано и получило повсеместное признание на Западе в первой половине XIX века.   Антропологи, историки, этнографы, философы, государственные учреждения в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Бразилии и множестве других стран оперируют понятием «кавказцы» или «кавказская раса» в наши дни. Российские антропологи и царского, и советского времени почти никогда не пользовались этой дефиницией, предпочитая термин «европеоидная раса». Причины игнорирования кавказской темы, я думаю, вполне очевидны и лежат всецело в плоскости политики». -  http://apsnyteka.org/1623-khotko_s_stati.html

Исследования показывают, что Дагестан является прародиной индоевропеских, яфетических племён - ариев. Источники передают, что родоначальник яфетических народов Иафет - сын Ноя после потопа обосновался в Дагестане. Исторические сведения дают основания полагать, что  Иафет - сын пророка Ноя заложил основы древнейшего на земле города - Дербента. Результаты наших исследований подтверждают это: http://proza.ru/2009/10/03/441

Начиная с III-го тысячелетия до н. э. Дагестан стал эпицентром бурлящего арийского мира. Волны арийских племен из Дагестана устремлялись во все стороны Евразийского континента:

1) на север - в причерноморские степи, и далее в Восточную и Западную Европу;

2) и на юг - в Месопотамию, далее на восток: в Иран, Среднюю Азию, Индию;

3) На Ближний Восток, Египет, Северную Африку;

4) в Малую Азию - далее по всему Средиземноморью.

К этому времени арии уже сформировали устойчивую религиозную традицию. Ее элементы сохранились до наших дней у их потомков — брахманов Индии и зароастрийцев Ирана. Несомненно, часть ариев оседло проживала на благодатных землях Дагестана. Арийская этика глубоко укоренилась в менталитете дагестанских народов.

Хранителями религиозной традиции ариев являлись жрецы — МАГУ ( маги ), которые передавали из поколения в поколение священные гимны—ГАТЫ. Позднее Гаты стали составной частью величайшего памятника древности “Авесты”. Языки народоа Дагестана сохранили базовые лексические элементы, которые встечаются в сакральных текстах древних ариев. Например, в агульском языке слово Гат( хат )обозначает “черта”, “почерк”, “письмена”. А "чакра" - агул. "чахра" - круг, обруч, прялка.

В начале 1-го тысячелетия до н. э. на арене истории появляется величайший пророк Заратустра. Гений Заратустры синтезировал и усовершенствовал древнюю религию ариев, сделав ее сложную мифологическую систему ясной и доступной. Некоторые исследователи считают, что фактически он стал основателем новой монотеистической религии, где верховным божеством является Агура-Мазда( Господь-Разум ) — олицетворение света, истины и добра. Божество находится в постоянной борьбе с демоном зла и тьмы Ангро-Манью. Перед древним человеком, ищущим смысл своего существования, ставилась простая задача—стать на сторону Агура-Мазды ( творить добро ) или Ангро-Манью ( творить зло ).

Возведя этические категории добра и милосердия на уровень религиозного сознания, учение Заратустры гармонизировало суровые нравы древнего общества.

Предание гласит, что Заратустра с малых лет был весьма восприимчивой к духовной информации и необычной личностью. В возрасте 7 лет он начал учиться священным гимнам. Источники свидетельствуют о том, что он родился в семье Магов, посвященных в тайные - духовные знания. Как известно, авестийские Маги, как и индийские Брахманы, составляли отдельную касту. В 30 лет он достигает совершенства и начинает свои религиозные проповеди. Еще при жизни Заратустры его учение распространяется на значительной территории расселения ариев. В возрасте 70 лет он погибает при защите святилища огня от варваров.

Одним из спорных вопросов является вопрос о времени и месте рождения Заратустры. Древние предания зороастрийских Магов считают родиной пророка регион восточного Кавказа, ориентировочно территорию между современными городами Баку и Дербент.

Некоторые средневековые мусульманские историки (Аль-Бируни, Аль-Балазури, Аль-Казвини, Аль-Хамави и др.), цитируя поздние зороастрийские источники, указывали, что Зороастр родился в Атропатене.

Выдающийся учёный Абу  Рейхан Бируни ( X век ) в своем труде «Ал-aсaр ал бaкия ан ал-курун ал-хaлия» прямо указывает, что родиной Заратустры является территория восточного Кавказа: “Тогда Заратуштра появился, белый сын Тумaна. Он принадлежал людям Атропатены. Он был рожден в благородной семье священника. Он начал проповедовать в тридцатый год правления короля Виштаспа”.

Некоторые прямо отождествляют Атропатену с Азербайджаном. Однако, во времена Заратустры и даже Бируни топонима «Азербайджан» не существовало. Некоторые исследователи полагают, что название «Азербайджан» является арабизированной формой от перс. аturpаtаkаn. Этот топоним возводят к имени персидского сатрапа Мидии Атропата, создавшего в 320 году до нашей эры на территории восточного Кавказа независимое государство Атропатену. Изначальное название государства звучало как: «Мади Атурпаткан» («Мидия Атропатова»).

Однако мы полагаем, что этимология топонима Азарбайджан раскрывается через персидский язык, как: «собирающий огонь» (азар — «огонь», бадаган — «собирающий») и связывается с древним авестийским культом поклонения огню.

В отдельные исторические периоды область Азарбайджан объединялась с Арраном и Арменией, что является причиной расширенного толкования термина Азарбайджан в средневековых источниках.

Точку зрения о том, что родиной Заратустры является территория восточного Kавказа  является разделяют многие специалисты, а также современные последователи зороастризма. Открытия последнего времени предоставляют определенный материал, позволяющий уточнить древнюю традицию и в некоторой степени идентифицировать, локализовать место рождения Заратустры.

Крупнейший специалист по истории зороастризма английский ученый Мэри Бойс пишет, что в начале 1-го тысячелетия до н. э. “через горные перевалы, расположенные к западу от Каспийского моря”, очередная волна арийских племен вторглась в Западный Иран. Сведения об этих племенах содержатся в ассирийских источниках IX века до н. э., описывающих военные походы на Иранское нагорье. Античные авторы, в частности Геродот, сообщают, что среди шести племен, вторгшихся в Иран, особое место занимает племя МАГУ (магов).

Это племя играло ведущую идеологическую и политическую роль в союзе племен. Очевидно, что эти племена проникли в Иран не как варвары, совершавшие набег за добычей, а с иной, более высокой целью. Хронологически их появление на исторической арене совпадает с началом распространения зароастризма. Сообщество МАГУ, которое античные авторы называют привычным для своего времени термином “Племя”, фактически было не этническим объединением, а религиозным. И во главе этого объединения стоял огненный пророк Заратустра.

Возникает вопрос: каким образом во мгле древности появилось это высокоразвитое “племя МАГОВ”, принявшее на свои плечи миссию носителей духовного света? Память об этом великом “племени” надежно сохранили буквально горы и ущелья Дагестана. Когда, минуя цветущую долину Гюльгерычая, едешь из Хива в Агул, то перед глазами открывается потрясающая по своей красоте и загадочная долина МАГУ-дере — Долина магов. Древнеиранское ( арийское ) происхождение этого топонима, как, впрочем, и большинство важнейших агульских топонимов, не вызывает сомнения.

Причем, все эти топонимы имеют ярко выраженную религиозную окраску. Известно, что традиция придавать топонимам сакральное значение характерно для социумов с высокоразвитым религиозным сознанием. Попытки многих исследователей идентифицировать этимологию агульских топонимов на базе современной лексики агульского языка оказались безрезультатными. В настоящее время ученые пришли к твердому убеждению, что древнейший “глубинный исторический пласт” агульского языка составляют древнеиранские слова (3. Тарланов).

Известно, что древнеиранский являлся одним из наречий праязыка ариев. На основе древнеарийского языка этимология агульских топонимов становится совершенно ясной и прозрачной. И не только агульских. Например, считающаяся до сих пор неясной этимология топонима “Кавказ” на базе древнеарийской лексики раскрывается просто и абсолютно адекватно: “каф” — гора, “кас” — человек ( сохранился в агульском языке ), т. е. горец. Более того, в мифологии ариев гора КАФ является центром мира. Следовательно, Кавказ — это древнейшая прародина ариев.

Магу-дере—центральное ущелье в регионе компактного расселения агулов. Известно, что широкое распространенное в дагестанских языках слово “дёре”—древнеарийского происхождения—означает "долина", “ущелье”. Слово “магу” означает “маг”, т. е. жрец. Древние греки заимствовали это слово у зороастрийцев. А от греков оно попало в лексику многих языков.
В магическом свете древнеарийского языка, словно содержимое волшебной шкатулки, раскрылось зашифрованное временем сокровенное значение топонима “Агул”.

Слово “Агул” состоит из двух основ: АГ и УЛ. Слово АГ является фундаментальным понятием авестийской религии. Оно имеет два значения:
I) бытие, мир;
2) мысль, жизненные силы.

Слово АГ составляет основу теонима АГУРА-МАЗДА, обозначающего верховное божество авестийской религии. В зороастрийской мистике слово АГ приобретает эзотерический смысл.

Выдающийся специалист по маздеизму Ю. Терапиано пишет: “Высшее Бытие есть Абсолют, Бесконечное, Само-в-себе утвержденное Бытие—АГ. Проявляясь и становясь Началом Жизни Света это Само-в-себе существующее Бытие становится Жизнедателем АГУРА и Верховным Разумом — МАЗДА”.

Слово УЛ в переводе с древнеиранского означает “наверх”, “вверх”. Например, Завул - Зав-ул - на небе, Лецул - Лец-ул - на реке и т.д. Следовательно топоним АГУЛ буквально означает “бытие наверху” ( или “верхний мир” ). Учитывая эзотерический характер сакральных топонимов, адекватное толкование слова АГУЛ может означать “небесное бытие” ( “небесный мир” ).

В зороастрийском предании “О Великий горе” говорится, что существует Небесная Страна, в центре которой находится глубокая долина—Долина Чуда. Там в виде сокровищ из драгоценных камней и металлов хранятся тайны и чудеса АГУРА-МАЗДЫ. В предании говорится, что в древние времена, когда предки зороастрийцев - арияне жили в своей стране, они имели более точные сведения о Великой Горе и знали где искать Небесную Страну тем, кто хотел своими глазами увидеть тайны мироздания.

Известно, что Генрих Шлиман открыл древнюю Трою, ориентируясь по данным преданий и мифов. Не являются ли сведения из предания “О Великой Горе” ориентиром, указывающим, что Небесная Страна — это АГУЛ, а Долина Чуда — это Магу-дере. Во всяком случае ясно, что древний Агул являлся своеобразным очагом авестийской духовной цивилизации, “Шамбалой” ( Тибетом ) древних ариев. Учитывая неизменную традицию древних мистиков уединяться в горах с целью сохранения сокровенного знания и общения с Богом, с Космосом, не удивительно, что местом своего обитания авестийские Маги выбрали Агул — великолепный по своей красоте и защищенный от социальных бурь горный край.

Духовным центром Небесной Страны — древнего Агула, на наш взгляд, являлся город Сарфун-шахар, развалины которого сохранились недалеко от селения Бедюк. Выгодное расположение и местность с благоприятным микроклиматом способствовали процветанию города. Слово ШАХАР древнеарийского происхождения означает “город”. Слово САРФУН тоже древнеарийского  происхождения состоит из двух основ: САР — голова ФУН — фундамент, основа. Таким образом, САРФУН означает “главное основание”, т. е. “столица”. Очевидно, что от слова САР происходит и русское Царь, а также Царь-град. Однако, в русскоязычных  энциклопедиях даётся ложное толкование этимологии слова "царь", фальшиво  ассоциируя его со словом "цезарь".

Рядом с развалинами Сарфун-шахара находится гора Зайбун. Топоним ЗАЙБУН состоит из двух основ древнеарийского происхождения; ЗАЙ — рождаться; БУН — подножие, причина, корень. Таким образом ЗАЙБУН означает “подножие рождения”. Чье рождение ознаменовали авестийские маги, назвав гору “подножием рождения”? Авестийские маги знали, что нет памятников долговечнее, чем памятники природы. И название этим памятникам они давали только в исключительных случаях.

Попытки установить время и место рождения Заратустры общепринятыми методами являются малоэффективными, т. к. сознание современного человека сугубо материалистическое, приземленное, находится в глубоком противоречии с представлением ариев, чье сознание было в высшей степени космическим.

Археологические поиски памятников арийской цивилизации не дают удовлетворяющих результатов, ибо в отличие от современного человека, замусорившего весь мир отходами своей жизнедеятельности, арии строго придерживались экологического принципа чистоты окружающей среды. Поэтому для изучения цивилизации ариев нужно пользоваться методами адекватными уровню их сознания.

Величайшим проявлением космологических представлений ариев была авестийская гороскопная астрология, которая представляла собой точную науку, тесно взаимосвязанную с их духовной, социальной и хозяйственной жизнью. Именно гороскопная астрология дает ключ к разгадке тайны времени и места рождения Заратустры. А тайна эта зашифрована в самом имени пророка. Имя ЗАРАТУСТРА состоит из двух основ древнеарийского происхождения: ЗАР — блеск (сохранился в агульском языке), ТУШТРА ( авест. ТИШТРИА ) — восходит к индоевропейскому ТРИ-СТРИИОС — “относящийся к созвездию трех светил”, имеется в виду пояс Ориона.

В авестийской мифологии ТИШТРИА — божество, олицетворяющее звезду Сириус. Таким об разом, имя ЗАРАТУСТРА означает “блеск Сириуса”. Сириус играл огромную роль в сознании древних народов. В частности, в астрологии древнего Египта' наблюдения за Сириусом использовались для определения начала ежегодного разлива Нила. Сириус—ярчайшая звезда земного неба, является альфой созвездия Большого Пса. Другое ее название Каникула—Собачья звезда.

В Авесте, древнем памятнике арийских народов, прославляется звезда Тиштрия, отождествляемая с Сириусом – яркой звездой в созвездии Большого Пса. Она восходит из моря Ворукаша, которое некоторыми исследователями соотносится с Каспием. Тиштрия управляет всеми водами и ассоциируется с водами небесными.

В откровении сказано, что звезда Тиштрия создана Ахурой быть «главой и надзирателем для всех прочих звезд, как людям Заратуштра». Один из исследователей – Анкетиль Дюперрон называет великого пророка «Золотой Тиштар» (т. е. Сириус), что говорит о его взаимосвязи с сильнейшей звездой.

Об отношении зороастрийцев к звезде Тиштрия, сильнейшей среди звезд, «хранящей семя вод», в Авесте говорится:
 
«Мы почитаем Тиштрию,
 И звезды–спутниц Тиштрии,
 И тех, что у Плеяд,
 И мы Плеяды чтим,
 И звезды Семизначные –
 Ведьм, колдунов отпор,
 И чтим звезду победную
 Мы Ванант, Маздой данную
 Для силы благодатной,
 Победы, превосходства,
 Защиты от беды,
 И для вражды отпора,
 Дарующего зоркость
 Мы Тиштрию почтем».
 (Авеста, Яшт 8, 12)
 
Звезда Сириус сейчас находится в 14°03' Рака, на одной магической оси со звездой Вега (15°16' Козерога), звездой ускользающей фортуны. Те люди, у кого задействована эта ось в гороскопе, могут быть обладателями магических качеств.
 Соединение звезды Тиштрия с важными точками в гороскопе дает развитие оккультных способностей, мистическое познание, высший авторитет и духовную поддержку.

В авестийской традиции Тиштар считается стражем Востока, он держит ключи от всех миров, открывает двери будущего и олицетворяет собой разумное в человеке, которое противостоит инстинктам, относящимся к прошлому. Тиштар связан с многовариантностью и возможностью моделирования будущих ситуаций: http://www.zoroastrian.ru/node/1297

Учитывая гелиактический восход Сириуса, авестийские Маги предсказали появление нового пророка в арийском мире. Время его рождения должно было соответствовать моменту совпадения гелиактического восхода Собачьей Звезды в год Собаки с моментом вхождения Солнца в знак Овна. Это означало, что должен родиться человек с высокой двухкратной жертвенностью Собаки, который преданно будит служить человечеству. В нем неоценимые достоинства, признание и слава, даруемые Сириусом, будут сочетаться с колоссальной внутренней энергией и лидерским характером, даруемым Овном. Такой человек должен был преобразить мир или погибнуть.

Место рождения пророка должно было соответствовать тому пункту, откуда во время гелиактического восхода можно было наблюдать необычный блеск (ЗАР) Сириуса, сияющего золотистой искоркой в лучах восходящего солнца. Это событие должно было произойти 21 марта 996 г. до н. э. на Великой Горе, в Небесной стране, т. е. в Агуле. Маги знали об этом, поэтому в ночь с 20 на 21 марта на горе Зайбун ( Подножии рождения ) они разожгли ритуальный костер огонь—ЭРАН ЦАБУР ( арийский костер ) и с середины ночи до восхода вступили в молитвенный обряд УШ ( агульск. “ночь” ), вызывающий силы света.

Так явился в мир великий пророк Заратустра. Его называют Огненным Пророком, т. к. суть его определял знак Овна, олицетворяющего огненную стихию. В зороастрийской мистике Огненный Овен является символом царской власти. В реальной религиозной практике огненная сущность пророка Заратустры проявилась в разжигании ритуальных огней. События, связанные с рождением пророка Заратустры, остались в традициях многих народов, но внутренний смысл этих традиций забыт.

Многие народы с 20 по 21 марта отмечают праздник Новруз ( новый день ). Некоторые ошибочно считают его мусульманским праздником. В древности этот праздник был приурочен к дню рождения Заратустры. На Руси этот праздник назывался Масленница и отмечался официально вплоть до XIV века.

Аналогичные события повторились на земле почти через тысячу лет. В Библии говорится, что волхвы пришли с востока по звезде, и они точно знали время и место рождения Христа и его предназначение. Мы считаем, что волхвы эти были зороастрийские Маги а звезда, по которой они ориентировались, был Сириус. Таким образом, наши исследования, наконец, раскрывают тайну загадочной Вифлиемской звезды ( звезды магов ).

В современном Агуле, несмотря на последующие века тюркского, арабского, российского влияния, сохранилось множество фактов, имеющих древнеарийскую основу: в архитектуре, в языке, в петроглифах, в обычаях, традициях, в духовно-нравственных нормах. Наиболее ярким примером является обычай разжигания на вершинах гор ритуального огня — Эран цабур ( арийский костер ) в ночь с 20 на 21 марта, т. е. в день рождения Заратустры.

Сохранилось целое селение Хутхул, жителей которого называют “язидами” — поклонниками Язда ( древнеар. - “Бог” ). Луну агулы называют словом ВАЗ ( древнеар. “молитва” ), восходящим к древнеарийскому слову ВАРЗ — божественная сила. Рамки статьи не позволяют нам воспроизводить все имеющиeся материалы. Однако, из уже сказанного складывается определенная картина рождения пророка Заратустры и распространения зороастризма.

Под руководством авестийских Магов Заратустра достигает духовного совершенства и начинает свои огненные проповеди. В дальнейшем его судьба напоминает судьбы многих пророков. В начале Заратустра и его сторонники подвергаются гонениям. Но постепенно пророк приобретает множество пассионарных сподвижников, из которых формируется новое сообщество, объединенное не по этническому признаку, а на духовно-нравственных принципах. Это сообщество становится известным в истории как племя Магу—магов.

Зороастрийские пассионарии ощущали себя частью древнеарийского мира и взяли на себя миссию носителей новой религиозной истины. Движимые идеей они начали распространять свое учение среди иранских народов. В дальнейшем зороастризм стал интегрирующей силой в создании основ древнеиранской государственности.

Следует отметить, что зороастрийские Маги никогда не забывали о своей прародине. В основании государственной идеологии древнего Ирана они заложили идею объединения арийского мира. Правители Ирана постоянно совершали объединительные походы на север—Восточный Кавказ, Скифию. Здесь мы видим определенную аналогию с крестовыми походами, вдохновляемыми идеей возвращения гроба господня. Ибо ни одно серьезное усилие в обществе невозможно без идеи.

Построение иранскими царями оборонительных сооружений Дербента имело идеологическое обоснование — защита колыбели зороастрийской цивилизации от нападений с севера. Но история распорядилась по-своему. Удар по арийской цивилизации был нанесен с противоположной стороны — с Аравии. Арабские пассионарии сокрушили Иранскую империю. Зороастрийцы оказали мусульманам упорное сопротивление. Это имело для них драматические последствия. Зороастризм перестал быть государственной религией.

Но с другой стороны, зороастризм, избавившись от догматизма, сохранил и мощно развил свое духовное начало. В последнее время в поисках духовности мы обращаем свои взоры к Индии, Тибету, Японии и т. д. Однако следует вспомнить, что были пророки и в нашем отечестве.

 Фатхула Джамалов

Материалы по теме:
Ф. Джамалов. Потомки атлантов: http://www.proza.ru/2009/10/03/441)
Ф. Джамалов. Библия от Иафета: http://www.proza.ru/2009/10/01/587