Дар

Дмитрий Зырянов -Омский
  Жители уймонской долины уже давно свыклись с ролью любимцев богов, века назад уйдя далеко вглубь  горного Алтая в поисках сокровенной земли - Беловодья. Этот по истине райский уголок, сразу же приглянулся смелым искателям приключений, и они решили остаться здесь навсегда. Кто знает, сколько бы ещё продлилось их уединение, но цивилизация безжалостная в своём механическом шествии проникла и сюда, цинично ломая все древние традиции строптивых переселенцев. Кержаки или староверы – так называют этих людей, триста лет назад бежавших от преследования реформаторов христианской церкви России. Старожилы села искренне почитают веру своих предков и неуклонно следуют их укладу жизни. Много тайн и загадок хранят они в своей памяти, особенно не открывая их первому встречному. Но поток туристов в уймонскую долину от этого  меньше не становится. Что они хотят здесь найти? Что же так притягивает сюда людей со всего мира?

  Для всей культурной общественности это место стало известным благодаря посещению уймонской долины, выдающимся русским художником и путешественником Николаем Константиновичем Рерихом со своей семьёй. Одним из пунктов посещения Центрально-Азиатской экспедиции профессора Николая Рериха, явилось как раз село староверов «Верхний-Уймон». Здесь он со своей женой Еленой Ивановной и старшим сыном Юрием Николаевичем прожили двенадцать дней в доме очень уважаемого в селе народного целителя и знатока жизни - Вахромея Семёновича Атаманова.

  Николай Константинович изучал историю и быт уймонцев, беседовал со старожилами села, записывал сказания и легенды о священной земле - Беловодье.  В окрестностях долины он писал этюды горных вершин, изучал древние пещеры оставленные далёкими предками нынешних жителей горного Алтая. Всё здесь привлекало внимание пытливого учёного - путешественника.

  Много лет спустя,  сотрудники Сибирского Рериховского Общества, во главе со своим бессменным руководителем, человеком редчайшей духовной культуры и необыкновенной скромности, Наталией Дмитриевной Спириной,  затеяли нелёгкое дело восстановления истинного облика усадьбы Вахромея Атаманова. Задача эта оказалась по силам энтузиастам Рериховского движения, и дом вновь ожил, приобретя свой исконный вид. Работы по благоустройству территории Музея продолжаются непрестанно на протяжении многих лет. Экспедиции неутомимых сотрудников Сибирского Рериховского Общества постоянно отправляются в Верхний-Уймон для продолжения благоустройства Музея-усадьбы Вахромея Атаманова. В одной из таких поездок посчастливилось поучаствовать и мне. 

  Неумолимо палящее июньское солнце с царской щедростью раздавало свой лучистый жар всей неисчислимой живности Уймонской долины. Горный ветер здесь гость частый, но настолько неожиданный и непредсказуемый, что не знаешь, какую погоду он принесёт с собою,  и в какой одежде его встречать в следующий раз? Сегодня же его почему-то не было? Видимо, дела его завели в такую дальнюю даль, что надеяться не его помощь в спасении от жары  особенно не приходилось. Короткие паузы в труде, я вынужден был проводить в спасительной тени под навесом. Задача была изначально непростой: надо было продолжать выкладывать по периметру основания Музея отмостку из камня. Опыта в такой работе не было никакого, и учиться пришлось прямо по ходу дела.

  Начало далось очень трудно: камни не ложились ровно и красиво, как это делал предшественник, что было видно по уже готовому промежутку отмостки; мокрая глина прилипала к рукам и совершенно не поддавалась. Многие камни ломались под ударами тяжёлого железного молотка. После нескольких часов мучений пришло нехорошее чувство разочарования, и оставалось лишь признать свою полную неспособность к такой работе. Но друзья с сочувствием успокаивали и подбадривали, и где-то внутри теплилась надежда на то, что всё получится, нахватает лишь опыта. К концу дня благодаря товарищам и ещё некоторым усилиям, я был совершенно уверен в том, что завтра всё пойдёт по-другому.

  Как обычно и бывает, на следующий день, приобретя какой-то опыт в работе, к делу подходишь уже более спокойно и  даже деловито. Можно посмотрев на сделанное, подумать, проанализировать, как продолжить работу  качественнее и красивее. Камни для отмостки я набирал недалеко за оградой усадьбы, у одного из притоков Катуни, живописно протекающего по краю всей деревни. Взяв прочную металлическую телегу с мотоциклетными колёсами, пару вёдер, выйдя через ворота усадьбы, я неторопливо направился к реке за природным строительным материалом.

  Утро было необыкновенно прекрасным: чистейшее небо без единого малейшего облачка, по-деревенски тихо и даже торжественно…  Солнце ещё не поднялось высоко над горизонтом и не жгло сильно как днём, а лишь ласково пригревало, позволяя не прятаться от него в спасительной тени.

  Через несколько минут, неторопливо добравшись до реки, я принялся за отбор камней для отмостки. В ходе работы выяснилось, что нужны камни разных размеров и цветов, что придало бы конечному результату стройность и красоту. Но, лежавшие возле реки камни были покрыты небольшим слоем ила и глины, и от этого  вид у них был не очень привлекательный. Вдруг в голову пришла мысль: «Можно ведь зайти в реку и набрать там чистых камней, сразу и цвет смотреть, и форму…». Я потихоньку зашёл в прозрачный поток реки, сказочно шелестящей чарующими слух переливами тончайших звуков. Это мгновение сразу остановило все движения вокруг. Осталось только солнце и гладь священной реки. Опустив руки в воду, я удивился, что она оказалась совсем не холодной. Можно было спокойно, не боясь замёрзнуть, выбирать камни. Доставая их один за другим из воды, я удивился - они были как на подбор ровной красивой формы и цвета.  Невольно вспомнились слова Николая Константиновича Рериха: «Приветлива Катунь…». Я увлёкся этим процессом, не замечая ничего вокруг. На секунду остановившись, я совершенно чётко услышал голос красавицы реки, великой Катуни:
- Возьми мои камни. Видишь, какие они ровные и гладкие. Веками я шлифовала их для того, чтобы отдать в дар Музею имени Великого человека. Пусть они там украшают это священное место для Общего Дела Красоты!

  Повернувшись к берегу и увидев лежавшие недалеко от реки, полностью покрытые глиной камни, я удивился, как же я сразу не догадался брать их в самой реке?! Разница была колоссальная: Камни из реки горели на солнце! Набрав булыжников, сколько мне было нужно, я вышел из воды с чувством благодарности за такую простую и ценную подсказку. Радость наполнила сердце! Как же всё-таки необыкновенна жизнь вокруг нас. Всё живое и такое родное в окружающей нас Природе. Надо лишь заметить, услышать и понять всё это невыразимое словами великолепие Мироздания?  И тогда уже человек не будет просто потребителем, а станет со творцом Великих Сил Иерархии Света. Он станет достойным выполнения Космических задач поставленных Новой Эпохой на новом ещё небывалом витке Эволюции Человечества! 

28.04.2006г.
Д.Зырянов - Омский