Дед и внуки...

Владимир Мигалев
Погода нынче нам не благоволит. Стоит удивительная какая-то, непонятная. Вторую неделю дождик моросит. В сад ехать толку нет. Садить что-либо - тем более. Суббота сегодня. Первый день лета, но, кажется мне, что вижу в окно, скорее осень напоминает. Домашние цветы зацвести не спешат. Кошка по скворечнику, в котором мы живём на пятом этаже, мечется и ждёт что-то... Да и я, честно говоря, себя чувствую не в своей "тарелке". Ближе к вечеру пришли сыновья со своими дочками и сыном. Моими внуками.

Спросил у внуков о том, в смысле, чем заняться они хотели бы. Сначала все они к компьютерам, но... поделить не смогли. Смотрю спорить начали. И предложил я им тогда  занятие новое для них, необычное. Младшим двоим по четыре, да и старшей скоро будет десять. Предложил старшей в "Чапаева" поиграть. На шахматной доске деревянной шашки расставили на линии крайних и щелчками стали пытаться выбить пешки находящиеся со стороны противоположной. Младшие двое смотрели на всё это рот открыв. Мы, размялись для начала немного, переглянулись и предложили попробовать малышам. Так скажем, не таким уж и малышам, но, когда-то старшая проходила урок этот первый.

Первым попытку сделал внук Санька. Пальцем щёлкнул раз один, другой, в третий. Шашки его улетали в аут. В смысли с доски, не достигнув цели. Юлька смотрела-смотрела, потребовала потом, чтобы ей место уступили. Я и старшая, которая третий класс закончила, уступили им...  Что тут началось. Сашка права пытается качать, намекая на то, что он первым должен начинать. Я и Елена им стали объяснять правила, предупредив, что, кто проиграет, тот выбывает по причине простой. Ведь Лена и я тоже ведь поиграть не против. Выслушали те, согласились и началось. Один пешку свою щёлкнул - промазал. Другая - прицелилась и полетела её пешка тоже мимо цели. С внучкой старшей переглянувшись стали им объяснять, как необходимо целиться, с какой силой пальцами щелчок делать.

Удивительное дело, но те одногодки быстро усвоили что и как, но, дело странное, никто не хотел проигрывать. Чуть ведь не передрались они. Мы их помирили и стали показывать как и что необходимо делать. Игра старая, забытая почти...

Помню, когда-то, в возрасте примерно аналогичном когда я был, мой старший брат научил меня играть в игру эту. Тоже проблемы были. Не хотел ведь я проигрывать, но... однажды он разъяснил мне про силу удара щелчка того. В смысле, чтобы шашка моя, сбив шашку цвета другого с доски, сама не улетала следом, щёлкнув в лоб меня слегка сначала, потом чуть-чуть по более. И ведь усвоил я тогда. Об этом вспомнил я, когда наблюдал, как внуки мои одногодки щёлкают по очереди и вылетают их пешки одновременно.

Листок бумаги взял и щёлкнул слегка сначала, потом чуток сильнее и осталось отверстие в бумаге. Удивительное дело, но четырёхлетние внуки быстро это усвоили и опять возникла проблема. Первым кто начинает, тот и выигрывает. Старшая внучка им объяснила, что проблему эту легко устранить. Взяла две пешки, белую и чёрную, потрясла и за спиной спрятала и предложила угадывать в руке какой пешка цвета белого, тот и будет начинать, ежели угадает. Процедура эта им понравилась. Одна проблема была устранена, но, вдруг возникла другая, кому из них первому выбирать. Предложил я сыграть в морского, то есть, на пальцах руки одной выкинуть. Потом..., впрочем, об этом они уже знали.

Короче, детей от компьютера мы отвлекли, заняли их, а сами стали играть в шашки на доске параллельной. Как бы они не спорили промеж собой, но игра эта их настолько увлекла, что, когда их родители позвали и предложили одеваться, чтобы домой идти, они дружно стали возмущаться...

Чуть уговорили Юленьку и Женьку, пообещав, что в раз следующий научим мы их/Я и Лена/, играть в шашки. А потом, когда немножко подрастут, то, возможно, и в шахматы.

Полезно, предполагаю я, иногда внуков обучение начинать с того, с чего сами когда-то начинали. Хотя, наверное, другие наступили времена. На компьютерах можно теперь учиться играть в шашки и в шахматы, но в "В ЧАПАЕВА" пешками щёлкать научить на технике современной навряд-ли...