Бьет - значит, любит?

Людмила Палехова
   Когда я решила написать эту статью о телесных наказаниях, то ясно представляла себе шквал возмущенных откликов и единицы возгласов одобрения. А именно потому, что в общественном сознании порка четко ассоциируется с насилием. Насилие и любовь несовместимы. Я же пишу о любви. К себе, к своим детям, близким. Насилие льется с телеэкранов мощным потоком, да и в повседневной жизни мы замечаем все больше агрессии и жестокости. Согласна, тема трудная, неоднозначная. Хотя, например, французские ученые установили, что люди, испытавшие в детстве боль от физических наказаний, вырастают менее жестокими и более сострадательными. А испанским родителям теперь законом запрещено шлепать своих детей. У нас же на Руси раньше говорили: «Учи дитя, пока поперек лавки лежит. Когда вдоль ляжет, оно само тебя выучит». Отличить насилие от возвращения в разум – наша задача.   
Вы никогда не задумывались, что такое порка? В смысле телесного наказания. Слышу дружный хор голосов: это ужасно. Наверное, больно. И унизительно. И вообще, мы живем в высоко цивилизованном обществе в век высоких технологий, и поэтому глупо с моей стороны задавать подобные вопросы. И все-таки, давайте попробуем заглянуть в суть вопроса немного глубже.
   Вот интересно, наши прабабушки и даже бабушки с дедушками применяли, чего скрывать, физические методы воздействия на подрастающее поколение и находили это весьма полезным. Что, детские попы были более твердыми и нечувствительными или способы их шлепанья как-то отличались от нынешних? Думаю, подход к наказаниям был несколько иной. Это дело естественно вписывалось в уклад жизни патриархальной русской общины и семьи. Их  устройство было разумно. А что такое разум? Разум – это инструмент, данный человеку для выживания в мире-природе, и который обучается при столкновении с плотностями внешнего мира. Он обучается по простой схеме: 1) опасно-неопасно 2) съедобно-несъедобно 3) полезно-неполезно. Правильного ответа на эти вопросы достаточно для выживания тела. Ум же – это тоже инструмент, но уже действующий на основе разума и служащий для выживания в мире-обществе. Здесь начинается личность и мышление (от слова «мы – слить», то есть слияние с обществом).
   Однако мы несколько отвлеклись от предмета нашего исследования. Какие картины встают перед мысленным взором при слове «порка»? Что-то такое из фильмов или учебника истории. Вот секут кнутом преступника, прикованного к позорному столбу на городской площади при большом скоплении народа. А может быть, вы увидите порку провинившихся солдат в царской армии или крепостных на барской конюшне… всё это  - акции устрашения или назидания для простых людей в целях управления и подчинения властям, а это уже политика. Ею мы заниматься не будем. Дела семейные ближе и понятнее.
   Вот пример из жизни моей соседки, вполне состоявшейся дамы. На вопрос, наказывали ли ее в детстве, отвечает «нет» (счастливая!). Только один раз. А дело было так: в огороде у бабушки созрела малина, ягоды крупные, сочные, гроздями висят, ветки к земле пригибаются – такое изобилие! Вот внучка и решила порадовать соседскую ребятню:- «У нас малины полно, ешьте!» Ну широкая душа у ребенка! А бабушка, как на грех, собралась варенье варить. Глядь: а ягод-то и нет! Как ветром сдуло. Не стерпела бабуля, взяла хворостину и приложила любимой внучке три разика по мягким местам. - «Меня! Любимая бабушка! Вицей! Три раза!» - обида на всю жизнь.
   Права ли бабушка? И что она сделала на самом деле? А вот что: вполне в соответствии с крестьянской наукой обучения разума она накрепко записала в сознании внученьки, что потраву в огороде допускать нельзя, и мальчишкам малину скармливать нельзя. Здесь все нормально: сколько человек заработал, столько и получил. А обида – это просто ее выбор. От ума. Но бывает и по-другому.
Например, один мужчина, разменявший пятый десяток, в ходе одной из целительских (телесных) работ сделал удивительное открытие: а вот здесь меня в детстве не допороли. То есть недополучил. И эта недопоротость до сих пор ощущается в теле как неуют, боль, небольшое, но вполне явное напряжение. Вот так. Хотя в жизни гораздо чаще встречается «передоз». Ну, это вы знаете. А все почему?
   Первое правило обучения разума – никогда не наказывай в гневе, на пике раздражения! Охолони, сосчитай до десяти, приди в себя. И тогда можно браться за ремешок.
   Второе правило: пороть рекомендуется плеточкой, вожжами, розгой или, на худой конец, крапивой. Удар обжигающий, хлесткий, но по коже. Что называется «и больно, и здорово». Не изувечишь! Это главное. А вот рукой можно покалечить в запале.
И третье: бить можно только того, кого любишь. Удары ложатся только по «сквознякам», примерно куда уколы ставят. А если не любят – избивают. И здесь последствия непредсказуемые. Часто печальные.
Все удары в крестьянской науке были только в помощь, только для вразумления, точные и бережные.
   Так старый дед своих семейных сыновей или бугаев-внуков урезонивал затрещиной или тычком под ребра. Сила и гонор из них прет, а разума маловато. Вот дедок и правил мир в семье. Иногда в старых фильмах вы видели нечто подобное.
А этот случай произошел совсем недавно. Сама героиня рассказывала:
   - Что-то в тот вечер мы с мужем ссориться начали. Я ему: - «Что ты мне тут указываешь?! Я сама в доме хозяйка! Что хочу, то и делаю. И ничего ты мне не сделаешь! Ну ударь, ударь!» И чувствую, что где-то грань переступила, а остановиться не могу. Тут он мне «бац!». Я через диван и перелетела!!! На этом и красноречие кончилось.
   Мужик-то настоящий оказался, не позволил жене сумасбродничать. И она усвоила: иногда гонор-то разумнее и попридержать. Не знаю, как у вас, а у меня такой муж вызывает уважение.
   Вот почему народ против ударов по телу? Да потому что забыли дедову заповедь «разум – сын кулака». И что удар может быть целительским (это сохранилось в техниках массажа), то есть не вгонять боль в тело, а наоборот,выбивать, снимать мышечное и эмоциональное напряжение и, в результате, возвращать телу блаженство. Ну примерно как после хорошей парилки с веничком (тоже ведь удары!). Против бани никто не возражает.
   И тут, как в любом деле, если подойти без предвзятости и фанатизма, можно поучиться у наших неграмотных, но очень глубоко видящих предков. Только любящее сердце способно определить, когда применить к шалуну внушение, когда объяснить и договориться с ним спокойно, а когда разумнее и приложить пару «горяченьких». С любовью. Тонко и бережно. Но от души, искренне и не зажимаясь. Вот тогда все будет правильно, без обид и ненависти.
   В традиционной русской культуре в основе каких бы то ни было отношений стояла общеизвестная, а теперь хорошо забытая, незыблемая установка: не любишь - не тронь! Ни в коем случае! И далее любое взаимодействие между людьми строилось на этой основе. Только из любви и во имя любви. Тогда все встает на свои места, нет путаницы в головах. Любить и жалеть в русском понимании - целая наука, сродни искусству, которое только и позволяло душе радоваться, а телу процветать.



.