Приключение Птеродактиля

Дина Иванова 2
Варя сочиняет…


- Варенька, а кто такие птеродактили?- Спрашивает внучку бабушка Зоя.

- Ба, ты что, это каждый ребёнок знает…


Это диалог состоялся, когда Варюха, мой соавтор, решила посвятить этот фантастический рассказ мне.
В итоге они с мамой оформили всё, сотворённое юным автором, в милую, ярко иллюстрированную книжонку, и я получила прекрасный подарок. С чуточку пафосным посвящением: - «Посвящается ДБИ к её дню рождения».

Сознаюсь, что я тоже не знала, кто такие птеродактили.
Но посвящение подсказывало, что это, скорее всего, кто–то из мира динозавров. Здоровые ассоциации у ребёнка.


+++


Фрагмент рассказа Савульчик Варвары.

«Это было давно, когда на земле жили динозавры. Между океаном и лесом находилась большая гора.
Гора была хорошим местом жительства для многих животных.
Но больше других её любили птеродактили. На горе они сооружали большие гнёзда и выводили своих птенцов.
Один из птенцов оказался очень любопытным и мечтал посмотреть, кто живёт в пещере.
Однажды, когда мама птенцов улетела добывать пищу, Любопытный Птеродактиль решил осуществить свою мечту.
Он забыл, что ещё не умеет летать, подошёл к краю горы…
и упал вниз. К счастью малыш упал на большой куст, поэтому не очень ушибся. Когда он открыл глаза, перед ним засиял весь мир!
Вначале ему больно било в глаза солнце. Привыкнув к солнечному свету, Птеродактиль стал радостно бегать по траве. Он бежал и бежал, не отрывая глаз от зелённой травки. Вдруг носом малыш уткнулся во что-то очень большое.
Он поднял глаза и увидел огромное существо. У него была длинная шея и совсем маленькая голова. Существо жевало траву. Птеродактиль с удивлением смотрел на этого гиганта. Неожиданно голова наклонилась прямо к нему. Малыш очень испугался и побежал, куда глаза глядят. Пока бежал он спотыкался о камни, которые не замечал в траве. Наконец детёныш выдохся и остановился.
Отдышался и посмотрел вокруг. Всё незнакомо и чужое.
Какие-то пальмы, огромные деревья.
Птеродактиль сел под деревом. Небо было далеко-далеко и постепенно оно становилось тёмным.
Вспомнил маму, братьев. Как же ему было хорошо с ними спать в мягкой постели, сделанной родителями из листьев и мха.
Маленькому стало холодно, он крепко прижался к дереву.
Было страшно. Он так хотел к маме.
Вдруг от неба отделилось какое-то тёмное пятно. Оно росло и приближалось к земле.
Он закрыл своим маленькими крылышками глаза.
Сидел тихо-тихо. И вдруг почувствовал, что Кто-то ласково поднимает его. – «Мама, мамочка! Ты нашла меня! Я больше никогда от тебя не буду убегать».
Мама бережно поднимала своего детёныша высоко-высоко.
Дома путешественник, согретый и накормленный мамой, уснул крепко-крепко. Ему снилось то большое существо. И лес, и травка.
И когда Птеродактиль вырос, летая над морем, он обязательно делал круг над лесом. Он не забыл динозавра…».

Сколько нежности и тепла вложила моя юная сочинительница в свой рассказ.
Прошло время, и я решила всерьёз познакомиться с этими древними жителями нашей планеты.


+++


С огромным интересом отправилась в поиски информации о птеродактилях.
Это было уже мое путешествие-приключение. Как и положено - с открытиями и удивлением…

Прежде всего, узнаю, что герой Вари любим кинематографистами. Благодаря современному кинематографу и телевидению появилась возможность увидеть, как выглядели динозавры, вымершие за десятки миллионов лет назад до появления человека. Зрителям демонстрируют далеко не всех динозавров. Выбирают более любопытных. Птеродактили действительно особые существа летающих ящеров-птерозавров, живших в период примерно 145-75 миллионов лет назад. В их состав входили крылатые рептилии как размером с небольшую птицу, так и огромные существа с размахом крыльев до шести метров.
Название «птеродактиль» в вольном переводе с греческого означает «пальцекрыл». Их уникальность в том, что они имели длинный палец на передней лапе и крыло, идущее от этого пальца вдоль туловища к задней лапе. Вот и стало это существо героем многих мультфильмов, детских игр.

Ещё раз прочитала рассказ Вари.
Стало понятно, почему у неё этот «пальцекрыл» упал. Порадовало внимательное отношение девчушки к полученной ранее информации. Оказывается, даже взрослые особи, отправляясь в полёт, просто-напросто падали с веток деревьев или края обрыва, а затем уже расправляли крылья. А у её малыша они ещё просто не выросли.

Многие исследователи отмечали схожесть птеродактилей с летучими мышами, которые также не взлетают с земли, а «отцепляются» от какого-то основания, расположенного на большой высоте.

Сколько же в нашем мире чудес и рудиментов.… В том числе и рудиментов поведения...

Меня заинтересовал и тот факт, что птеродактили были общественными животными, они жили большими стаями, подобно тем современным крупным птицам, что специализируются на морских просторах охотой за рыбой.
Такое животное не могло не вызвать интереса

Как выяснилось в ходе моего «путешествия» даже у больших тёть и дядь.

Новое моё открытие из мира «динозавров» было не менее интересным, чем судьба самих рептилий.
Оно увело в сферу философии, далёкой, впрочем, и не очень далёкой, истории.

Эти мои находки уже для взрослых.

Итак, на просторах интернета встречаю статью известного философа-революционера А.Богданова в журнале - "Наше эхо" от 27 марта 1907 г. – «Критик-птеродактиль». Понятно, плотно погружаюсь в её содержание. Давно не приходилось читать таких текстов.
Буду цитировать, чтобы сохранить авторский стиль и манеру общения критика с читателем. Сильнейший "революционный" напор.

Опубликованный полемический материал, это ответ К.Чуковскому на его статью в журнале – «Родная земля» от 19 марта 1907 года. – «Максим Горький».

В письме к В.Я.Брюсову К.Чуковский написал: - «Я выругал Горького. Большевики ругают меня ежедневно».

Что же такого  «крамольного» позволил себе Чуковский?

Эпиграф статьи как бы камертон к её содержанию:

«Горький - безумец! Ты
думаешь, небо не трудно -
здесь воскресить на земле? /А.Н.Майков/

Основная мысль его статьи: - «Дано: Уж и Сокол. Требуется доказать: Сокол лучше Ужа».
И вот,  «покушаясь» на святое святых, Чуковский даёт такую характеристику М.Горькому: - «Итак, вот свойства Горького: симметричность, неуважение к личности, консерватизм, книжность, аккуратность, фанатизм, однообразие. Словом… словом, все свойства Ужа, а отнюдь не Сокола».

Взорвался революционер-критик, не уловил он иронию. И:

«Естественный подбор убил птеродактилей за то, что они были жизненно-нестройны. Они были слишком неуклюжи и рептильны, чтобы владеть обширным, светлым царством воздуха. На место птице-ящеров логика жизни поставила настоящих птиц, в которых все создано для полета, и ничто - для того, чтобы пресмыкаться» - пишет Богданов.
И далее: - « Логика Жизни отвечала птеродактилям: "Вы не правы. Я не игнорирую вас. - Я убью вас. Но вы правы в том, что сами по себе вы меня не интересуете. Меня занимает теперь вопрос о Соколах и Ужах. Эти типы я вырабатываю и развиваю, чтобы потом один из них победил в борьбе с другими и поднялся этой ценой на высшую ступень. А вас я убью, и как плохих соколов, и как плохих ужей. Скоро я совсем покончу с вами».

Только так - никаких компромиссов. Это так характерно для эпохи больших перемен…

Следует далее и ответ во имя чего всё будет разрушено и уничтожены всякие там «птеродактили», - пережитки прошлого…  «до основания»…Социальные птеродактили будут вытеснены социальными Соколами и Ужами.
Однако, по мнению критика, -«Птеродактили еще не закончили и не исчерпали своей исторической роли. Многомиллионный Птеродактиль-крестьянство ( какое уважительное обращение к хлеборобам. Моя реакция) ведет борьбу за землю, воду и воздух для дыхания; против него стоят черносотенные Ихтиозавры. Рядом Сокол-пролетариат сражается за волю и воздух, против Ужей, Удавов - и тех же Ихтиозавров. Намечается естественный союз - Летающих против Ползучих. В этом союзе Птеродактили могут и должны идти за Соколами - пока не будет выполнена общая задача, пока не завершится Великая Перемена в нашей стране».

Строго помахав пальчиком, Богданов предупреждает: - « Г. Чуковский стал на скользкий путь. Еще несколько шагов, и ему не будет возврата… Чуковский эстет. Пусть удержит его от печального пути хотя бы мысль о неэстетичности его конечных этапов.… К тому же будущее все равно принадлежит Соколам и этому помешать нельзя».
А что помешало? 
Конечно,прав Горький:– Соколы - хорошо, ужи – плохо.
А ведь более живучими оказались последние…

Далее у Богданова ещё интереснее: «Птеродактили деревни, голодные и злые, сильны своим числом и своим отчаянием. Их крылья еще в состоянии нести вперед их исхудалые, легкие тела; их зубы еще остры. Птеродактили городов более сыты, меньше страдают; многим из них не хочется летать, не хочется бороться, - многие мирно ползают за Ужами.… При таких условиях идеолог-Птеродактиль неизбежно колеблется - между Ужами и Соколами. Его будущее, собственно говоря, не безнадежно: в социальной жизни не требуется геологических эпох, чтобы развить соколиные крылья, - и превращение в высший тип доступно для всякого отдельного человека. Но для этого надо лететь за Соколами, а не шипеть на них, не кусать их за пятки. Иначе неизбежно атрофируются крылья, и разовьются железы для яда»…

Вот и задумалась: как-то полёт не получился…да и ряды соколов что-то поредели..
Крылья что ли атрофировались, или вовсе не выросли?

Ах, Варя-Варенька, куда же ты меня завела.

Давай, девочка, теперь вместе пофантазируем…

«Пока земля ещё вертится», развернём-ка шарик наоборот, и дадим возможность тем, кто ещё ползает (эволюция что-то подкачала) - ВЗЛЕТЕТЬ.