Светлой памяти Марины Ладыниной посвящается

Нина Лесина
               11 июня 1908 года родилась замечательная и талантливая актриса- Марина Алексеевна Ладынина.    Награды-5 Сталинских премий, присвоено звание народной артистки(1950 г.) , Орден Трудового Красного знамени за участие в фильме "Богатая невеста", специальный приз Президента Российской Федерации "За выдающийся вклад в развитие Российского кино"(2002), кинопремия Ника в номинации "Честь и достоинство".  Снялась в фильмах:"Богатая невеста", "Трактористы", "Свинарка и пастух","В шесть часов вечера после войны","Кубанские казаки","Сказание о земле сибирской", "Секретарь райкома".
        Марина с ранних лет проявляла интерес к книгам и сцене. Она много читала и с большим удовольствием пересказывала прочитанное своим друзьям. В школе был самодеятельный театр, в котором Марина была суфлёром. Только суфлёр из неё был своеобразный. Её настолько захватывали спектакли, что она увлекаясь, начинала подсказывать тексты очень громко. За это её уже тогда прозвали артисткой. Потом она сама стала играть в школьных спектаклях.
       Окончив школу, Марина стала учительницей в родном селе "Назарово", потом переехала в Смоленскую губернию, где играла в театре. В 1929 году волостной комитет комсомола направляет Марину Ладынину в Москву, она поступает в ГИТИС. На вступительных экзаменах ей поставили отличные оценки и в ведомости сделали пометку"особо одарённая". В этом же году Марина снялась в первом своём фильме "В город входить нельзя" в эпизоде. В 1933 году, окончив ГИТИС, была принята в группу МХАТа.(1933-1935)  В 1934 году на съёмках фильма "Вражьи тропы" Марина познакомилась с режиссёром И.А.Пырьевым. Он увлёкся молодой актрисой. Пырьев был женат, но пошёл на развод с актрисой Адой Войцык. Она очень тяжело переживала уход мужа и даже пыталась покончить с собой. Она сказала Марине, что придёт время и Пырьев бросит и её.
     Хотя Марине больше нравилось играть в театре, но под влиянием мужа, она уходит из МХАТа Пырьев как раз в это время начал снимать фильм "Богатая невеста" и в главной роли озорной колхозницы Маринки Лукаш он видел только Ладынину. За эту работу они оба были награждены орденами Ленина. Марина становится всенародной актрисой. Её боготворили, ей подражали, засыпали тысячами писем. Говоря откровенно, фильмы Пырьева были наивными счастливыми сказками, которые никак не соответствовали советской действительности.  Но люди, уставшие от тягот войны, разрухи, тянулись к красивой жизни. А на экране была простая и милая Марина Ладынина. Она была своей, вышедший из народа и играла героинь-простых тружениц из народа.
      В 1953 году Марина снялась в фильме своего мужа "Испытание верности", она играла героиню, от которой уходит муж. Фильм оказался пророческим. В 57 лет Иван Пырьев влюбился в 19 летнию начинающию актрису Людмилу Марченко. Пырьев всегда позволял себе увлечения на стороне. В начале 50-х, например у него был громкий роман с молодой ленинградской  актрисой. Об знали все, Пырьев практически не таясь встречался с ней в номере гостиницы "Москва". Так же, снимая фильм  "Кубанские казаки" Пырьев заинтересовался Екатериной Савиновой той самой знаменитой Фросей Бурлаковой из фильма "Приходите завтра". Прямо на съёмочной площадке он сделал ей недвусмысленное предложение, на которое она ответила ему пощечиной. И режиссёр, который славился не только своей любвеобильностью, но и редкой злопамятностью ей этого не простил. На её карьере актрисы был поставлен крест. После этого её судьба сложилась очень трагически. Также трагически сложилась и судьба Марченко. Её второй муж, ревнуя к Пырьеау, так избил её, что полностью изуродовал её лицо, после этого она практически спилась и не снималась.
     Когда Марина просто пыталась поговорить с Пырьевым насчёт Марченко, он первым пошёл на разрыв, заявив при этом, что после развода её никто снимать не будет. Пользуясь своим авторитетом и влиянием, Пырьев просто запретил другим режиссёрам приглашать Ладынину на роли. После развода и  размены квартиры в высотке на Котельнической набережной их сын Андрей ушёл с отцом. Жить с отцом для Андрея оказалось проще и выгоднее. В одном из интервью Андрей заявил, что мать не снималась, потому, что она не хотела играть, как он выразился старух. Также он отрицал все похождения отца, признавая лишь мимолётный роман с Марченко и то по её инциативе, а не то что Пырьев преследовал её....
     После разрыва с Пырьевым Марина действительно никуда не могла устроится, её не брали даже не в один театр. Наконец её приняли в Театр-студию киноактёра. Некоторое время она там играла, но затем была уволена. Постепенно сошли на нет и концерты, с которыми она ездила по городам со своей составленной программой. Наступило полное забвение.
     Осенью 1992 года, когда Центральное телевидение, в который раз показывало" Кубанские казаки" и пригласило Ладынину выступить вместе с другими участниками фильма перед телезрителями, она отказалась. В этом отказе было всё:совсем недавно этот фильм обвинили в пропаганде сталинизма, годы незаслуженного забвения и нежелание предстать перед зрителями в ином, чем на экране, виде. Она имела на это полное право и никто не может её за это осудить. Она практически не давала никаких интервью в газетах и на телевидение.
      Её последние годы были особенно тяжёлыми. Безденежье, болезни. О ней вспомнили в 1998 году, накануне девяностолетия. Газеты запестрели заголовками:"Самая знаменитая кубанская казачка", "Живая легенда", "Советская супер звезда". Где это было всё раньше? А потом опять забудут и вспомнят после её смерти- 10 марта 2003 года. Она пережила своего знаменитого мужа на 35 лет.   Марина Ладынина была сильной и свободной личностью, чтобы терпеть и прощать. Она предпочла разрыв с любимым человеком и отказ от главного дела своей жизни. Но она любила его до самой своей смерти, отвергая многочисленных поклонников. Однажды ей приснился сон, что Иван бежит за нею и падает на колени, протянув к ней руки. На следующий день она узнала, что Пырьев умер. Видимо, уходя из жизни, он просил у неё прощения.
      Зрители никогда не забывали Марину Ладынину. Для них она так и осталась молодой, красивой и жизнерадостной.