Эссе о счастье

Савельев Михаил
  Люди всю жизнь ищут счастье. Ошибка многих в том, что они ищут «счастье вообще» и конечно найти не смогут. Счастью нет материального субстрата, счастье лишь в головах и душах наших. Ведь, посмотрите вокруг, при одних и тех же исходных, один совершенно счастлив, другой абсолютно несчастен.
  По отношению к счастью человечество, мне кажется, делится на четыре категории:
  Люди, во всех обстоятельствах, остающиеся несчастными.
  Противоположные первым – всегда счастливы. Их лозунг: «Всё, что не делается, делается к лучшему».
  Не задумывающиеся ни о жизни, ни о счастье. Мне кажется, что их внутренний мир ограничен или они больны.
  Но окружающие относятся, как правило, к четвёртому переходному типу – смешанному. То есть, в зависимости от жизненных обстоятельств, настроения, мы относим себя либо к счастливым, либо к несчастным. Но преобладает, все же, что-то одно. Совершенно очевидно, что счастье это состояние внутреннее и оценкам со стороны не поддаётся. Оно субъективно и изменчиво. Счастье и несчастье лишь в головах наших. «Хочешь быть счастливым, будь им», но для начала необходимо чётко уяснить, что такое ваше Счастье, ну и придерживаться известной формулы: счастье = возможности/потребности, чем больше, получившийся коэффициент, тем лучше; хотя для мировоззрения многих он не имеет никакого значения.
  Иногда счастье принимает невообразимые (для меня) формы, что представить его таким чрезвычайно трудно. Есть у меня знакомая, вечно ворчащая, всегда всем недовольная: работой, зарплатой, ценами, мужем, людьми, погодой, политикой, здоровьем, ну решительно всем. Ходит почти всегда с кислым выражением лица… При этом имеет семью, квартиру, машину, деньги. Нет, она не отрицательный герой, а неплохой человек, но столько жалоб и брюзжания не от кого больше не слышу. Какой-то источник плохого настроения. Интересно то, что при этом (она старше), учит меня жить. Вообще меня очень раздражают люди, которые пытаются впихнуть меня в рамки своей жизни, ведь живу не за счёт их и не в ущерб им. А в данном случае, чем жить как она, проще сразу удавиться. И в других словах другими фразами и интонацией, чтобы не обидеть, довел до нее эту мысль. И произошедшее далее, чуть не перевернуло всё моё понимание жизни!
  Оказалось, что она (с её же слов) счастлива абсолютно! На мой же вновь необидный, витиеватый, ненавязчивый вопрос от чего же она постоянно, тотально всем недовольна? Ответила, что если бы всё у неё было бы лучше, а всего больше, то она была бы счастлива абсолютнее. Во как! Воистину счастье лишь то, что мы о нём думаем!
  Она неплохой неглупый человек у нас приятельские отношения. А на мои встречные вопросы она не обиделась, даже не восприняла их как намёк и при первом удобном (для себя) случае вновь начинает поучения.
  Да, молодой был...
  А что такое счастье понял, через много лет, после того как написал вышеизложенное  и ещё больше с тех пор, как впервые над этим задумался.
  Вот, к примеру, живет человек, мать нескольких детей: растит их одна (муж сгинул в дебрях нашей Родины), денег не хватает, дети болеют, проблемы всякие. Всю жизнь она вкалывает на работе и дома, дома и на работе… тут еще война случится, старших на фронт, голод, а после, без мужиков, село или производство поднимать, совсем больная на пенсию, мизерную пенсию… спроси такую в любой момент жизни, счастлива ли она – расплачется.
  А когда умирать будет, скрестит натруженные руки, оглядит столпившихся детей и внуков, промелькнет кадром жизнь: света белого не видела: работала, детей на ноги поставила, обиды прощала, сама зла никому не делала… что ещё? а что больше и надо-то? Счастливая жизнь.
  Классик один заметил: многие крестьяне, умирали, как на желанный отдых после тяжелой, но сделанной работы ложились –  с умиротворением на лице. Что бы там ни было, в жизни, итог: счастье – пропуск туда, ВЫШЕ.
  Или живет, кто-нибудь, как сыр в масле и власть, и слава; десять лет живет, пятьдесят... Его спроси:
- Ты счастлив?
- Тебе показать, что такое счастье, холоп? и дети мои и внуки счастливы будут!
  А под старость глядишь, лицо обрюзгло, глаза бессмысленные. Наследники тоже рядом, из виду не упускают, следят грифами… Он умиротворенно не ляжет, такой все платные клиники наизнанку вывернет, зацепится здесь подольше. А если хватит ума понять, что это ВСЁ, он, от бессильной злобы, такой финт, на последок, выкинет, чтоб на долго запомнили его, дармоеды.
  Счастье – это не процесс.
  Счастье – это итог.