Упреждение и легитимность

Старый Сварщик
На первый взгляд не правильное предприятие от правильного не отличается ничем абсолютно, даже «не правильное» может выглядеть гораздо солидней и презентабельней, а чтоб понять это – надо заглянуть туда, куда посторонних пускать не принято и что обычно не показывают.

Это, прежде всего, поставленная задача. А это далеко не всегда получение прибыли или рентабельность, зачастую истинная цель прямо противоположна публично заявленной. Это может быть что угодно и постараемся привести некотрые примеры.

Пример первый и самый красноречивый – это пресловутое финансирование, причем не обязательно бюджетное. Там основная задача красиво отчитаться и оправдать затраты, руководитель должен, в первую очередь, обладать фантазией и творческой жилкой, ведь ему приходится постоянно оправдываться и обосновывать запросы. Тут достаточно вспомнить советскую экономику, когда на заводах количество ИТР зачастую превышало количество рабочих, занятых на основном производстве.

Так же можно привести в пример ситуацию, когда определенное производство достается в руки человеку вместе с определенным кредитом доверия. Причем человек этот, очень хорошо понимает, что ответственности не будет, как бы он на этом месте не накосорезил. Ну максимум – выгонят. Не такая уж и редкая ситуация, не правда ли?

И тогда у этого руководителя выбор: или выстраивать эффективную структуру с неясной личной перспективой, или хапнуть на полную, а там будь что будет. Ну уволят и что? Зато материальная сторона вопроса в порядке полном.

Список подобных организаций с не ясными задачами можно продолжить, но зачем? Это все «виртуальная» экономика и изучать ее малоинтересно, так как она деструктивна по определению и имеет смысл просто держаться подальше от подобных образований.

Гораздо интересней предприятия, которые имеют вполне определенных хозяев и хозяева эти заинтересованы в рентабельности и дальнейшем развитии своих производств. На них шальные бюджетные или какие другие деньги не сыпятся и надеяться нужно только на себя.

Без сомнения, все люди разные и методы успешных руководителей так же отличаются, каждый добивается результатов по своему, в зависимости от личных качеств и тех возможностей, которые имеются. Но некотрые методы все таки универсальны и именно на них и хотелось бы остановится.

Тут, на первое место, я бы поставил лигитимность руководителя. В моем понимании лигитимность – это без оговорочный авторитет, который не ставится под сомнение ни руководящим звеном предприятия, ни рабочим коллективом.

Легитимность имеет мало общего с человеческими качествами, это авторитет, основанный, прежде всего, на профессионализме. Люди не роботы, они должны понимать логику и смысл отдаваемых распоряжений, а когда эта логика с первого взгляда не просматривается, не должны сомневаться что она все таки есть и начальник знает, что делает.

Альтернатива легитимности – это неизбежная текучка кадров, раскол коллектива на группировки и тотальный контроль на каждом метре. И еще контроль за контролерами. А это с одной стороны дорого обходится материально, с другой отнимает кучу усилий, которые могут быть направлены на что то более конструктивное и полезное.

Не в коем случае лигитимность не достигается всякими совместными пьянками и потерей субординации, это только подчеркнет слабость руководства и обрушит дисциплину. Надо, чтоб коллектив видел в начальнике прежде всего профессионала, который видит цели и соблюдает договоренности.

Самый лучший способ достижения этого самого авторитета – понятные правила игры, которые нужно постоянно объяснять и обосновывать. Это касается всего – зарплаты, премиальных, перспектив роста. Люди должны четко понимать логику поощрений и наказаний. Работодатель заключает с работником определенный договор, который должен соблюдаться жестко обоими сторонами.

И в общем то, основные проблемы с легитимностью начинаются как раз тогда, когда этот самый договор не соблюдается. Если что то пообещать, а потом не выполнить, человек затаит обиду и при случае обязательно отыграется, а со временем число обиженных растет и они начинают сбиваться в группировки.

Так же все должно быть понятно и на производстве. Каждый знает свой маневр, все сотрудники подобраны только по профессиональному признаку. Надо сынка устроить или дочку? Без проблем, пусть бегает учеником без всяких полномочий, обучается и обязательно доказывает свою профпригодность. И никаких статусов неприкосновенности.

Вторым признаком правильного предприятия, я бы обозначил способность работать на упреждение. Во всех сферах без исключения. Сориентировать всех нижестоящих начальников и начальничков не на успешную ликвидацию аварий и форсмажоров, а на не допущение их. Для наглядности пример из жизни.

Два крупных сельхозпредприятия, земли граничат. Идет уборка зерновых, каждый день на счету. У одного из работающих комбайнов летит движок или коробка, не помню точно, но поломка серьезная. Комбайн на буксире волокут в мастерские, слесаря все разбирают – перебирают в авральном режиме, через неделю комбайн снова в работе. Все молодцы, починили ударно, всем премия.

Второе, соседнее предприятие, тоже комбайн, поломка аналогичная. Через два часа в поле появляется грузовик с подобным движком и автокран. Заклинивший движок вынимается, втыкается другой. К вечеру комбайн снова в работе, вынутый двигатель ремонтируется в мастерских спокойно и в штатном режиме. Без всякой штурмовщины и премий за ударную работу.

История имеет пред историю. Когда то, оба колхоза имели земли примерно в два раза больше чем сейчас, но в результате перестроечных событий, земли частично отошли, у обоих. Земли ушли, но вся техника осталась.

Так вот в одном хозяйстве от излишков техники очень оперативно избавились, а в другом не спешили. То есть, продавали, конечно, но с большой оглядкой и аккуратно. В результате у одного колхоза есть двигун или коробка на замену, у другого нет.

И подобный подход везде там, не только в ремонте. Результат – поразительный. Если у одного хозяйства средняя урожайность 28ц. с гектара, у другого не менее 35, если в одном максимальная – 45ц., то у другого – 70. Цифры каждый год разные, от погоды зависит, но соотношение примерно такое.

Что есть «работа на упреждение?» Прежде всего, постоянная готовность именно предотвращать ситуацию, а не реагировать непосредственно на сам факт проблемы. Это очень сложно, тут надо перепрошивку мозгов делать, поговорка «Гром не грянет, мужик не перекрестится» весьма актуальна.

Вот и долбим мы, с завидным постоянством, одни и те же ошибки и лупим с размаху по одним и тем же граблям. А в результате, вместо того, чтоб выстраивать будущее своего производства, не успеваем от проблем отбиваться. В военной науке это называется утрата стратегической инициативы, по простому говоря, когда враг, в виде проблем и форсмажоров, налетает с разных сторон, а мы с отбиваемся с большими потерями и не успеваем раны зализывать.

Если спокойно проанализировать имеющийся в наличии производственный хаос, можно заметить, что многие его составляющие повторяются в той или иной форме. А если проблема ожидаема и предсказуема, значит можно принять какие то превентивные меры, что делается далеко не всегда. Ну не любим мы предпринимать действия, которые не дают видимой отдачи немедленно.

Тут, на мой взгляд, надо немедленно менять приоритеты и саму структуру производства. Весь цикл, все полностью разбивается на почти не зависимые участки и операции, за которые отвечают вполне определенные люди, которые принимают решения самостоятельно.

Каждая кухарка не может управлять государством, так и далеко не каждый работник может управлять предприятием, но навести порядок на каком то узком, вверенном только ему участке – запросто и люди занимаются этим делом охотно. Но тут вытекает очень противный момент.

Вот типичнейшая ситуация. Хороший, опытный водитель получает в свое распоряжение машину, которая не на ходу и более того, не хватает множества запчастей. Ему предлагается восстановить эту машину и в последствии на ней работать с абсолютно сказочными условиями. Например половину прибыли. Мужик лежит под ней сутками, использует личные связи для ремонта, а зачастую и свои деньги. Он уверен, что все физические затраты быстро отобьются, лишь бы колеса крутились.

Но как только машина выходит в работу и начинает приносить доход, оказывается, что гораздо выгодней взять другого водилу, с улицы, и просто платить ему зарплату. Человек, восстановивший агрегат, уходит со скандалом, отхватив при этом от легитимности директора, преизрядный кусок. Люди, которые остаются, не дураки и все видят. Руководство получает сиюминутную выгоду, но вместе с ней немалые репутационные потери.

В работе любого коллектива слово руководителя играет определяющую роль, ему должны верить. Важно воздерживаться от необдуманных обещаний, от тех, выполнять которые будет заведомо не выгодно. Это очень легко сказать, но на практике все происходит наоборот. Чтоб поднять людей на трудовой подвиг, руководитель обещает золотые горы, а в последствии врет и стыдливо отводит глаза в сторону.

В общем, главное, на мой взгляд отличие правильного предприятия от не правильного – это постоянное упреждение и легитимность. Упреждение – это постоянная работа на развитие и не допущение проблем, легитимность – это, когда человек хозяин своему слову и не вызывает сомнений в профессионализме. Его цели понятны каждому.

Вот так, вроде просто все.