Хрумпа

Марина Лященко
Кубань.1960-е .
Было уже затемно, когда в хате все улеглись. Один Рыжик не спал, точнее не спала. Крутилась, вертелась, сон никак не хотел вступать  в свои права. Спустив босые ноги на пол и одернув ночную рубашку, Рыжик ступая тихими шажочками, проскочила через комнату в сенцы. Она знала, что уж кто-кто, а деда точно не спит. На секунду задумавшись, а спит ли он вообще? Ведь рано утром в хате его уже нет, а к ночи он всегда в мастерской. 
Так и вышло. Увидев полоску света, Рыжик  приоткрыла дверь и заглянула в мастерскую. Дед сидел спиной, и тихонько постукивая молотком чинил бабкины башмаки. Не поворачивая головы, он буркнул:
- Опять не спишь, веснушка?
Рыжик мгновенно выскочила из-за двери и защебетала.
 - Деда, да я вот тут...
- Спать иди, поздно, бабка тебе задаст, что бродишь среди ночи.
- Деда, да я …-  Рыжик переминалась с ноги на ногу пытаясь оправдаться.
- Ну?
- Да дело  тут у меня.
- Какое еще дело? Ночь на дворе.
- Деда…- Рыжик подскочила и, встав перед дедом, выпалила: – Деда, научи меня порох делать!
Дед поднял глаза на рыжую девятилетнюю девчушку и удивленно спросил?.
- А зачем тебе?
- Ну, это….так умеешь или нет?
- Чего умею? – улыбнувшись, переспросил дед.
- Ну,  умеешь, порох делать или нет?- с серьезным видом ответила Рыжик, явно демонстрируя, что настроена она серьезно и просто так  не отступит.
- Да зачем тебе порох-то? – уже не скрывая искреннего удивления, спросил дед.
Опустив голову и, сделав глубокий-глубокий вздох, Рыжик произнесла:
- …Отстреливаться, деда, отстреливаться. –  И сказано это было так серьезно, что дед ни на секунду не усомнился в ее словах. Всматриваясь в ее глаза, он  пытался понять, что происходит в этой рыжей голове, опять шутит или, впрямь, настроена от кого-то отстреливаться.
- Ну и кого, ты, создание природы, стрелять собралась?
Рыжик поняла, что спать ее уже не отправляют, и явно довольная тем, что добилась своего, уселась на топчан рядом с дедом.
- Ну, чего молчишь-то? – спросил дед
- Деда, вот ты ж дитём был? - издалека начала Рыжик.
- Был.
- А у тебя деда был?
- Был.
- А у деда огород был?
- Был.
- А кабаки дед рОстил?
- Чего?
- Ну, на огороде кабаки росли?
- Ну, росли, да чё ты спрашиваешь-то?
- Да вот думаю, как он их охранял?  У меня вот... кабаки, деда, пропадать стали.  Главное, понимаешь, огурцы не пропадают и томаты тоже....а вот кабаки....Да еще дразнятся...- сказала обиженно девочка и шмыгнула носом.
- Да кто дразнится-то? - уже не скрывая смеха, спросил дед.
- Да, пацаны, эти. Деда, скажи, они чё все такие дураки, да?  чего они мои-то кабачки повытаскали . Вон, у Катьки Антошихи, не тронули, а у ней кабачки раньше моих созрели. И ее, Катьку, обзывают ласково - Тато-о-ошка,  а меня, деда, дразнят!
-  И как же они тебя? Рыжик небось? - спросил дед, погладив внучку по рыжей голове.
-  Ой, деда, уж лучше б Рыжик, да я уже и привыкла, не обиделась бы. А то взяли моду, понапридумали слов иностранных и кличут из-за забора «хрумпой»  какой-то обзывают.
-  Кем-кем?
- Хру-у-мп-у-ум,толи хру-у-мпа - протяжно повторила девочка!
-  И кто ж это так тебя обзывает?
-  Да, Андрей с пацанами.
- Какой это Андрей?
-  Деда, ну сосед наш, ограда у нас с ними одна! – подскочив с места, нетерпеливо протараторила  Рыжик.
-   Волочкова Петра сын?- сообразил дед.
- Ну да, да! Ну, у него еще брат Максим, года на четыре что ли старше. Он еще в городе  в старшей школе-интернате учится, говорят, химиком будет. Так вот, он гад, мне эту кличку и придумал.
- Кто? Андрей? –  снова переспросил он.
- Да нет же! Говорю тебе, брат его Максим.
Явно запутавшись и пытаясь разобраться в этой истории, дед приподнял брови и поверх очков посмотрел на внучку, которая расхаживала по мастерской, явно не скрывая своего возмущения.
-  Я весной, когда приезжала на каникулы, он меня на улице увидел, а я из булошной шла. А он как заорал через всю улицу: «Женька, хрумпа, стой!». А я наутек, мало ли чё он говорит, ругается наверное. А я как летом приехала, так меня все пацаны хрумпой звать стали… Да еще и кабачки ночами воруют.- обиженно добавила девочка, усаживаясь на дедова топчан.
- Я им отомщу, деда, все равно отомщу. У Андрея скоро яблоки дозреют, так я их ночью обнесу, вот посмотришь! И Игорю с евойным белым наливом достанется...
Рыжик вздохнула и замолчала. Поджав босые ноги, она обняла колени,  натянула на них ночную рубашку и, задумчиво опустив голову, отправилась взглядом по бесконечно интересным и удивительным просторам дедова мастерской. Дед в это время встал, подошел к книжному шкафу и стал прищурив глаза  внимательно вчитываться в названия книг.
   Сквозь тишину  были слышны лишь старинные часы, которые, уж и не сказать сколько лет, стояли в углу. Рыжик их даже побаивалась. Ей казалась, что они волшебные и хранят какую-то тайну. Она с замиранием сердца наблюдала как дед открывал свой старый пиратский сундук и доставал от туда настоящий волшебный ключ и запускал механизм. Дед всегда говорил, что эти часы хранилище времени.
   Рыжик искренне, по-детски наивно верила в то, что дед настоящий волшебник и маг. Вся его мастерская была украшена настоящими  сокровищами, как пещера Али-Бабы. На аккуратно прикрученных к стене стеллажах, красовались диковинные картонные коробочки и деревянные шкатулочки, наполненные разными «штуками-закорюками». Это были многочисленные ножички, заточки, гвоздочки и колечки, иголочки, шила разных размеров, обрезки ткани и мотки проволоки, металлические бляшки, которые бусами свисали на капроновых нитях. Назначение и  половины из этих загадочных штуковин, Рыжику было не понятно. Но с самого маленького возраста, Рыжик уже четко усвоила – дед может все!
   Наблюдать за его работой можно было бесконечно. Он создавал простые на первый взгляд вещи, которые восхищали выдумкой, удивляли своей простотой и практичностью. А у неискушенной деревенской ребятни вообще  вызывали бурю эмоций. Дети были уверены, что всю эту работу  инструменты делают сами. Поговаривали, что волшебные они у него.   
   Однажды, поймав Рыжика у торговой лавки, мальчишки обступили ее и стали расспрашивать, правда, мол, что дед волшебными инструментами владеет. Рыжик, честно с гордостью, сказала: "Конечно!". Мальчишкам только и было нужно выудить у нее ответ. И дальше понеслось как по плану: "А докажи!".
   Рыжик, обрадованная тем, что наконец-то тогда еще шестилетнюю девочку взяли играть с собой десятилетние пацаны, вприпрыжку кинулась домой, зная что деда дома нет. Через десять минут она запыхавшись примчалась на Лысую поляну, где мальчишки обычно собирались на свой сход. Вывернув из кожаной сумки инструменты, которые она наспех собрала в мастерской, все замерли.
   Перед восхищенными глазами мальчишек предстали  перочинные ножички с резными узорными рукоятками, резачки для выпиливания и маленький рубильник. Увидев ТАКИЕ сокровища устоять уже не могли. Пообещав взять Рыжика даже в свой дальний поход на Туретчину, мальчишки с восторженным гоготанием растянули инструменты по домам. К большому удивлению Рыжика, вечером все инструменты как один были в мастерской. Не заметить такие вещи у детей было невозможно. Все без исключения похвастались дома, за что получили кто по уху от батьки, кто полотенцем от мамки, а кто и лозины от старшего брата. Авторитет у деда в хуторе был железный!
   Но, унять интерес у детей оказалось не просто.
Как-то у Катькиной бабы Шуры Антоновой прохудилась цепь на колодце, дед  согласился смастерить ей подъемник. Так, два дня вся детвора висела на окнах дедова мастерской с восхищением наблюдая, как он работает.  И потом еще неделю бегали к бабе Шуре водички попить пытаясь сообразить, это ж как так? Длинная палка и две деревянные катушки поднимают такой груз? А дед только щурился да улыбался. А на вопрос как он такое придумал, отвечал, что на его родине все такие подъемники делают.
   Однако, дети все равно верили в то, что он волшебник. Рыжик даже завидовала своим хуторским друзьям. У них была возможность прибегать к деду в мастерскую даже в зимние месяцы, в то время, когда Рыжик жила в городе с родителями. Детей зимой было не много, но они без конца толпились у его дома. Устав от того, что они без дела глазеют в окна, он приглашал их к себе и под веселые песни бабушки Жени, доносившиеся с кухни,  учил ребят простому ремеслу. К весне, латышскую поговорку деда "Cilvеks bez mаjаm, piemеram, koku bez auglu /Человек без ремесла, как дерево без плодов" знали уже все. Его игрушка "Густав-лесоруб" или по-русски "Ванька-пильщик", так понравился детям, что они научились его не просто выпиливать и правильно собирать, но и рисовали на нем смешные одежки. После этого дети придумали деду прозвище Папа Карло. 

- Нашел! - сказал дед, нарушив затянувшуюся тишину.
Перелистывая какую-то толстенную книгу дед повернулся к Рыжику и спросил.
-  Так почему ты решила, что это ребята у тебя кабачки воруют? Ты их, что видела?
- Ой, деда, нет. Сама я, конечно, их за руку не ловила. Но эсьпиримент все же провела.
- Это как?
- Ну как? как в детективе! помнишь, мы мне про детектива, Хомса читал?
- Про Холмса.- рассмеялся дед и повернулся к внучке. - Ну, читал.
- Так вот, я тоже эсьпириментировала. Ты, деда, не смейся... а главное не ругайся.- сказала Рыжик и опустила глаза, сообразив, что болтнула что-то не то.
Дед сел на табурет перед Рыжиком, и придав выражению лица вид наигранной строгости, спросил.
- Экспериментировала, говоришь?  Ну, хвались тогда, чего нашкодила?
- Деда, это я твой бинокль на той неделе брала... - виновато сказала девочка.  - И  поцарапала его тоже я. Ну, помнишь ты спрашивал... а я не призналась, испугалась, что больше меня в мастерскую не пустишь. Ты понимаешь, я за пацанами слежку начала. Но их не увидела, зато видела как тетя Света Волочкова штаны Андрея чинила. Она сначала его на крыльце ругала, говорила что опять по оградам лазил. Вот я и решила, что он точно на нашей ограде был. У нас, деда гвоздь кривой торчит, я видела, хочешь покажу?...
- А бинокль?
- Так я ж и говорю, как услышала про штаны, ну думаю доказательства на лицо! Решила схожу в милицию к Семенову дяде Пете, в участок, и скажу, что пусть пойдет сам убедится, что дырки на Андрюхиных штанах от нашего гвоздя!
- А бинокль?! - строго переспросил дед.
- Так я ж на дереве сидела, когда про штаны услышала. На алыче все руки исцарапала.... ну и бинокль...тоже..... там просто ветка была.... - девочка зажмурила глаза, и приготовилась к тому, что дед начнет ее ругать.
Прошла минута, но в мастерской стояла тишина. Только слышны были тихие шаги старинных дедова часов. Рыжик приоткрыла один глаз, затем другой и поняла, что дед ругать не собирается. Он стоял у своего рабочего стола и внимательно рассматривал деревянную рамку в которой красовалась "старинная-пристаринная " фотография. Ее Рыжик конечно знала, она долго висела в гостиной дедова дома. Но, после того как баба Женя организовала ремонт, дед забрал эту фотографию в мастерскую, где она и висела до сего дня. Рыжик подошла поближе и обняла деда. Похлопав внучку по плечу дед протянул ей фотографию.
- Ты знаешь кто это? - спросил он указывая на здоровенного усатого мужчину с большими крепкими ручищами, который сидел на стуле в окружении жены и детей.
Конечно Рыжик знала кто это. Баба Женя часто показывала эту фотографию всем внукам, и приговаривала: "От они, ваши корни, ваша родня".
- Да, ты говорил это мой прадед Иван Лудекс.
- Да, это мой отец и твой прадед. И это, Рыжик, его бинокль... Он рыбаком был в портовом городке Салацгрива. Это на берегу Рижского залива. Туда мы переехали из Стайцеле, что на севере Латвии. Там я родился. Знаешь, Стайцеле это место, где живут аисты. Они вьют свои гнезда прямо на крыше домов. Их мно-о-ого там. Говорят, если на твоей крыше вьют гнезда аисты, значит в этом доме рождается счастье.  А это, знаешь кто? - спросил дед указывая на мальчика подростка опрятно одетого в бархатный костюмчик?
- Нет. А кто это?
- Это твой дед Карл Иванович Лудекс.
- Так это, что? Ты что ли?
- Ну да, тогда мне было как тебе сейчас. В 1911, за год до этой фотографии мы переехали из Салацгрива в Омск, к брату матери. В те года он держал на площади торговую лавку, в которой  я спустя время стал работать клерком. А потом я женился на твоей бабушке и мы переехали сюда, на Кубань.
- Ух ты-ы! - подняв полные восхищения глаза, сказала девочка, но тут же добавила. - Деда, а клерк это кто?
Дед убрал красно-рыжую прядь волос со лба девочки и сказал.
- Это такой, понимаешь, человек, который служит в конторе. Он исполняет письменные поручения. Помогает вести счета и прочее такое.
- Мм? - с сожалением кивнула головой девочка. - а я думала, ты пирожные продавал, и как звучало бы "Клерк-Иклер"!
Дед рассмеялся и еще крепче прижал к себе внучку. Потом легонько щелкнул ей по носу щелбан и сказал.
-Ну, что "Женька-хрумпа"? Давай разбираться с твоим "эсьпириментом". Дед снова взял в руки толстенную книгу и на этот раз довольно быстро нашел нужную страницу.
- Так ты говоришь химиком будет?
- Кто? - сразу не сообразила Рыжик.
- Ну этот, старший сын Волочкова.
- Да-да, деда, Максим. Это он в городе учится, он. - защебетала Рыжик.
- Значица та-а-ак! - сказал дед усаживаясь рядом с Рыжиком на топчан. - Смотри, это таблица, которую составил один очень умный человек. Так тут расставлены все элементы, которые есть в природе.
- А какие они, эти элементы? они из чего вообще?
- Да из всего. От смотри. Ты чем дышишь?
- Воздухом! - ответила Рыжик и сделала глубокий вдох.
- Нет, моя хорошая, ты дышишь кислородом. Вот его знак, читается он как - О. - указывая пальцем объяснял дед. - А в ушах у тебя что?
- Ой, не знаю.- прошептала Рыжик и потрогала свои ушки. - А что там?
- Да сережки у тебя в ушах. Так вот они у тебя из золота, а золото это тоже природный элемент. И вот он, видишь? Это его знак, который читается как - аурум(1) . Поняла?... А вот и то, что нам нужно. Вот, смотри и запоминай, Рыжик, это - Медь. А читается он как - купрум(2) .
Дед внимательно посмотрел на девочку в ожидании, догадается ли она. Потом открыл страницу описания и поглядывая на внучку поверх очков, стал читать вслух.
- "Медь химический элемент из группы периодической системы Менделеева, ковкий металл... красного цвета.  Медь относится к числу металлов, известных с глубокой древности. Раннему знакомству человека с медью способствовало то, что она встречается в природе в свободном состоянии в виде самородков, которые иногда достигают значительных размеров. Медь и её сплавы сыграли большую роль в развитии материальной культуры...".  - Дед захлопнул книгу и теперь пристально уставился на девочку, которая округлив глаза сидела рядом.
- Деда, так это что, я что ли? - значит я не "хрумпа" а "купрум".
- Да-а, Рыжик, судя по всему, что Максим-то тебе комплимент сделать хотел, а ты вон как против него ополчилась, стрелять собралась.
- Дак я ж не его, он знаешь, даже ниче плохого мне не делал, он же взрослый... красивый даже.- застенчиво сказала Рыжик.- А вот эти, ух я им завтра устрою. - уже зевая продолжила девочка.
- Так а порох когда добывать будем? - усмехнувшись спросил дед, доставая подушку из тумбы.
- Да ну. - ответила девочка свернувшись калачиком на дедова топчане.- Чего мы будем порох на них тратить. - потом уже не открывая глаз спросила.- А ты завтра со мной пойдешь в засаде сидеть? ... только учти, рогатка у меня одна...

Была глубокая ночь. Дед вышел во двор. Звезды куполом висели над домом, казалось так близко, только дотянись. Он расстегнул рубаху и закатал рукава, опустил руки в кадку с дождевой водой и умыл лицо, шею, руки.  Потом   перекрестился глядя на небо и присел на крыльцо. Достал из кармана перочинный нож и тихонько принялся за работу.
Утром на столе в мастерской лежало яблоко и новенькая koka katapulta(3) .

___________________________________________________
1. Au - aurum (лат.), золото
2. Cu - cuprum (лат.) медь
3. (латв.) деревянная рогатка.



ил. художник: Алексей Андреевич Паршков