Русская икона Божией Матери Милостивая

Георгий Асеев
                ХХ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ СЕССИЯ ВИЗАНТИНИСТОВ               

                МГУ имени М. В. Ломоносова. Утреннее заседание (9.30 - 12.00)
                cекции №2. "Византийское наследие на Руси и в России".
                Доклад Григория Евгеньевича Исаева "Русская икона Божией Матери
                Милостивая в свете византийской богословской традиции"            

                Аннотация
      Автор анализирует взаимопроникновение религии и искусства. Россия, как и Византия, исторически принадлежит к христианской цивилизации, в основе которой лежат библейские духовные ценности:  Бог есть Дух  свободы и любви. Культура всегда  имеет  характер  миссионерской  проповеди  культа духовных начал: либо светлых – созидающих, либо тёмных –разрушающих  людские  души. Цель христианского искусства – узреть Небесное в земной юдоли и преобразить человечество Светом Истины Христовой. Прочувствованная  мысль иконописца, облачённая в материальную форму и уподобляющая человека Создателю, есть творение его духа. Русская икона есть истинная красота, образ чистой благодатной простоты,  гармоничное совершенство формы и содержания. Автор даёт определение православной христианской культуры как воплощённую жизнедеятельность Святого Духа.
 
      The author analyzes religion and art interaction. Russia, as well as  Byzantium, historically belongs to a Christian civilization in which basis bible cultural wealth lies: God is Spirit of freedom and love. The culture always has character of the missionary sermon of a cult of the spiritual beginnings: or creating light, or dark – destroying human souls.  The aim of Christian art consists in cognition The Christ’s Truth in everyday life and to change mankind. The experienced thought of icon-painter, dressed in the material form and assimilating the person to the Founder, is creation of its spirit. Russian icon is the truth beauty, the image pure fertile simplicity, harmonious perfection of the form and content. The author makes definition of orthodox Christian culture as incarnate vital ability of the Holy Spirit.   
       Ключевые слова: Русская икона, Византия,  искусство, культура.
       Keywords: Russian icon, Byzantium, art, culture.

       Обращение Средневековой Руси к византийскому наследию было вызвано преемством христианства от Византии. Центральная идея русской иконописи – соборная иерархичность мироздания, где всякое творение имеет Богоданный смысл бытия. Между почитанием святых и почитанием икон существует органическая связь. Самый смысл иконы состоит в том, чтобы показывать нам наследников нетления, наследников Царствия Божия, начатками которого они и являются уже в своей земной жизни. Икона есть образ человека, в котором реально пребывает всё освящающая благодать Духа Святого. Поэтому плоть его изображается существенно иной, чем обычная, тленная плоть человека. Икона — трезвенная, основанная на духовном опыте и  лишенная всякой экзальтации передача определенной духовной реальности. Если благодать просвещает всего человека, так что весь его духовно-душевно-телесный состав охватывается молитвой и пребывает в Божественном свете, то икона видимо запечатлевает этого человека, ставшего живой иконой, подобием Бога. Икона не изображает Божество. Она указывает на причастие человека к Божественной жизни.

       Православная Церковь утверждает кровную связь Богородицы с падшим человечеством, несущим последствия первородного греха; Церковь не выделяет Её из потомства Адамова. Но вместе с тем Ее благодатное достоинство Матери Божией, личное совершенство и высшая степень достигнутой Ею святости объясняют исключительное почитание Матери Божией. Из всего рода человеческого Пречистая Дева Мария первая достигла той цели, которая поставлена перед всеми людьми, — полного преображения всего человеческого естества. Царица Небесная, скорая Помощница и Заступница — единственная из всех сотворенных существ уже переступила грань, отделяющую время от вечности, и находится теперь в  Царствии Небесном, наступление которого ожидает Церковь после Второго Пришествия Христова. «Бога невместимаго вместившая», «истинно Матерь Божия», — так торжественно провозгласил Четвертый Вселенский Собор (Ефес, 431 г.). Пречистая Дева вместе с Христом правит судьбами мира. Характерным для византийской иконографии библейским символом Домостроительства спасения в Церкви Христовой является образ Богоматери с Богомладенцем на руках, предреченной и воспетой ещё ветхозаветными праведниками.  Прославление Богородицы,  сливается с гимном Вселенской Церкви, торжествующей победу Царя Славы Христа Искупителя над смертью и адом.

       Иконы Богородицы традиционно занимают в православной церкви особое место и отличаются разнообразием иконографических типов, например: «Елеуса» («Умиление»), «Одигитрия» («Путеводительница») и «Оранта» («Молящаяся»). Икона Божией Матери «Милостивая» принадлежит к типу «Елеуса» («Умиление»), характерной особенностью последнего является соприкосновение ликов Богородицы и Спасителя, символизирующее  безграничную материнскую любовь.

       Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому евангелисту Луке, написавшему после Пятидесятницы три образа: один из них принадлежал к типу, называемому «Умиление», изображающему взаимное ласкание Богоматери и Младенца.
Остановимся подробнее на истории чудотворной иконы «Милостивая-Киккская»,  именуемой так по месту пребывания на Кипре – горе Киккос, находящейся на северо-западной стороне острова. Евангелист Лука послал икону Божией Матери в числе прочих в Египет для укрепления веры местных христиан, где и пребывал образ до 980 года. В связи с иконоборческими гонениями икона «Милостивая» была перевезена в Царьград (Константинополь, ныне Стамбул) – столицу Византийской империи. В бытописаниях Киккского монастыря зафиксированы многие чудеса, явленные от иконы, в числе которых дарование детей бесплодным родителям, прекращение эпидемий. К окладу иконы прикреплена кисть руки, выполненная из железа. Это память о том, как некий мавр дерзнул ударить икону Богородицы – тут же его рука была парализована.

        На Руси списки иконы «Милостивая» стали появляться с конца XVI века. Лучшие два списка древней святыни принадлежат кисти царского изографа из Оружейной палаты Симона Ушакова (1626–1686). Один из них – икона «Милостивая («Елеуса Киккотисса»)  была написана в 1668 году для московского храма во имя святителя Григория Неокесарийского (ул. Большая Полянка, д.29а). Оригинал иконы в 1935 году был перемещен в Третьяковскую галерею (Лаврушинский переулок, 10, зал 62), в экспозицию отдела древнерусского искусства.
        В Московском Зачатьевском женском ставропигиальном монастыре, древнейшей московской женской обители, хранится чудотворный список XVIII века иконы Божией Матери «Милостивая». Оклад иконы обрамляет лик Богородицы так, что видно левое ушко, в связи с этим в народе укрепилось название образа «Слушательница». К этой иконе в прекрасно воссозданный в русском стиле соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы приходят молиться о даровании потомства бесплодные пары со всех концов земли, ибо само монастырское название «Зачатьевский» вселяет в людях надежду.
        Уровень общественной культуры задаётся обширностью проявления в народе присутствия благодати Святого Духа.
4 июня 2013 года.