Ч. 3 Одна с 46-ю мужчинами на необитаемом острове

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2013/06/04/692

 Клипер с железным корпусом являл собой новейшие достижения в кораблестроении того времени. Его водоизмещение составляло 1472 регистровых тонны. Это был его первый рейс после спуска на воду 22 января 1875 года, когда дочь владельца компании разбила, и очень удачно, о его борт бутылку шампанского. Судно считалось грузопассажирским. На него погрузили двадцать тонн пороха, металл, свечи и спиртные напитки. В этой плавучей пороховой бочке разместились пятьдесят пассажиров и тридцать восемь человек команды. В разных источниках указываются разное число пассажиров и тоннаж судна, но цифры, практически, мало отличаются.
 
Капитан Алекс Макдональд наметил традиционный маршрут вокруг мыса Доброй Надежды и по дуге большого круга в ревущих сороковых, что позволяло сократить плавание на один месяц. Сначала клипер прилично помотало в Бискайском заливе. Кроме опытных моряков, все пассажиры, включая и часть экипажа, были чуть живые от морской болезни, пока, наконец, не простились с водами залива, пользующегося дурной славой даже у опытных моряков.

Пассажиры первого класса, их было всего несколько человек, питались в салоне с капитаном и офицерами судна. О втором классе нигде упоминаний не обнаружил, видимо, на клипере обошлись без него.

Пассажиров третьего класса кормили так: на неделю выдавали каждому взрослому три с четвертью фунта мясных консервов или солонины. Кроме того, пассажиру полагались три с половиной фунта сухарей, три фунта муки или овсянки, полтора фунта риса. Овощи добавляли в рацион в виде половины фунта сушёного гороха и трёх с половиной фунтов картофеля.

Разнообразили еду, небольшие количества сахара, лимонного сока, чая, кофе. А ещё давали немного масла, сыра, изюма, солёных огурцов, сала, горчицы, перца и соли. Пожалуй, всё, кажется, ничего не забыл. Но можете поверить мне на слово, что за три месяца плавания на эту еду и смотреть не захочется, тем более, что качество её не улучшалось, а даже напротив, становилось всё хуже и хуже.

 Не забудьте и о том, что тогда на судах не было холодильников, а на борту клипера находилась масса непрошеных пассажиров: клопов, тараканов, различных других насекомых, и, конечно, крыс, заслуженных мореплавательниц среди грызунов.

Главными навигационными инструментами, с помощью которых тогда определяли место судна в море, и его скорость, были  хронометр, песочные часы, секстант и лот. При хорошем ветре скорость клипера в среднем колебалась от десяти до тринадцати узлов. Самым страшным временем для пассажиров, да и для команды, был шторм.

Продолжение http://www.proza.ru/2013/06/06/67