Умберто Д. и отношение к старикам

Михаил Самуилович Качан
Последний великий фильм итальянского неореализма

В январе у наших любителей кино уже появилось окончательное название клуба – Киноклуб «Сигма».

На экраны вышел итальянский фильм «Умберто Д.», и на страницах нашей газеты появился рассказ о нём, подписанный уде не Г. ИДом, а просто – киноклуб «Сигма». Рассказ этот был пересказом материалов журнала «Советский экран».

Появление кинофильма Витторио Де Сика было большим событием для всех нас, хотя закупили фильм лишь спустя 14 лет после его выхода.

“Сколько на свете людей, которые не понимают человеческих забот и страданий у себя дома, на улице, на работе, а вот им, если показать в кино самую фальшивую душещипательную ситуацию, – тут они «переживают», тут они плачут: как же, цветок в пыли.… И не думайте, что, поплакав в кино, они станут добрее и внимательнее в жизни.

Трагедию одинокого и бесприютного старика, у которого «одна радость в жизни – беленькая дворняжка Флайк, - эту трагедию легко можно было сделать «переживательной», как говорят некоторые наши кинозрители. Авторы итальянского фильма «Умберто Д.» - сценарист Чезаре Дзаваттини и режиссёр Витторио Де Сика – сделали её обыденной. Потому что в этой обыденности, правда.
Этот фильм, снятый в 1952 году, признан одним из шедевров итальянского неореализма. Да, фильм снят давно, но он и сегодня такой же правдивый, жесткий, отчетливый, ни к кому и ни к чему не приспосабливающийся, горестный, будничный, какой-то прозрачный.

Не следишь за сюжетом. Не думаешь о том, «чем кончится»; не испытываешь даже особой симпатии к самому Умберто. Режиссёр нарочно подобрал такой «типаж» (в роли Умберто Д. снимался не профессиональный актёр, а преподаватель университета Карло Баттисти), чтобы у зрителя не возникло сочувствия к старику. Фильм хочет обратить наше внимание на всех одиноких и обездоленных, а не только на тех, которые вам нравятся.

Долго, очень подробно следит камера, как укладывается в кровать синьор Умберто. Лёг, снова поднялся, смахнул муравьёв, повернулся на один бок, повернулся на другой, опять встал.

Зачем всё это показывают?

А затем, что никому нет дела, как ворочается с боку на бок всеми забытый и никому не нужный старик. Авторы этого фильма не бесстрастны. Их бесит, что никому до этого нет дела.

Таковы же они, когда речь идёт о служанке Марии (её играет, точнее, живёт её жизнью, типичная актриса неореализма Мария Пиа Казилио). Деревенская девушка, привыкшая ничего не понимать и ничему не удивляться, она смиряется с тем, что ни один из двоих её возлюбленных не признаёт отцовства и не собирается на неё жениться. А почему у неё сразу двое, понятно и это: от покорности.

Жизнь у отвратительной мещанки – хозяйки квартиры (актриса Лина Дженнаро) – связала Марию и Умберто общей бедой и какой-то бессловесной, неосознанной дружбой, но эта дружба не может служить поддержкой ни ему, ни ей. И единственная поддержка Марии на этом свете – внимание режиссёра Де Сика и оператора Альдо: их кинокамера, казалось бы, такая объективная, любит Марию, дорожит каждым её движением, видит в ней то, чего не видят в ней люди и она сама.

Большое искусство всегда приносит радость, даже когда речь идёт о грустных вещах. Плохие фильмы торопятся разжалобить вас – чем скорей, тем лучше – грубыми примитивными приёмами. «Умберто Д.» пробуждает не жалость, а солидарность. Старый пенсионер Умберто и деревенская дурочка Мария – и в их судьбе нет ничего исключительного, она неизбежна в том мире, где они живут.

А что внушает надежду? То, что в этом мире есть люди, способные понять эту судьбу и рассказать о ней так, как поняли и рассказали авторы этого фильма.

Встреча с такими людьми – большая радость. О фильме «Умберто Д.» нельзя сказать, что он выходит на наши экраны с запозданием. Смотреть такие картины никогда не поздно. А вот не смотреть их – нельзя!”

Молодые люди, как правило, мало знают о старости. И ещё меньше понимают её. Как правило, они не понимают стариков, не думают. Как они живут и чем живут.

Тем более не задумываются над тем, что у многих стариков она бесприютна и полуголодна.

Это легко понять. Прожив жизнь, я знаю, вряд ли кто-нибудь задумывается в 20 лет о том, что с тобой будет в 70… Большинство молодых предпочитает не замечать пожилых людей, а есть и такие, котое воспринимают их как «лишних», которые занимают чужое пространство.

Его крохотной пенсии учителя едва хватает на оплату комнаты, где он живёт, а еду, которую он получает в какой-то благотворительной организации, Умберто делит с собакой

Я хорошо помню, как герой фильма тронул меня до глубины души. Этот несчастный старик с невероятным упорством отстаивает право на свое место в обществе. Он не жалок, он борец по натуре и не может смириться со своим плачевным положением. Он доведен до крайней нищеты, но скорее решится на самый отчаянный шаг, чем начнёт просить подаяние. Но именно собака и спасает его в последнюю минуту, когда он стоит на рельсах с ней на руках, намереваясь покончить с жизнью.

Продолжение следует: