Разъяснение Г. ИДа и Ингмар Бергман

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Ингмар Бергман, шведский кинорежиссер

Фильм «Земляничная поляна», снятый им в 1957 году, завоевал «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля (1958), премию ФИПРЕССИ (1958), «Золотой глобус» (1960) и множество других наград.


Письмо Г. ИДа З. Рителю (газета «За науку в Сибири» №1 от 1 января 1966 г.:

В этой заметке мне хотелось бы ответить на некоторые вопросы, заданные тобой, дорогой З., в одном из предыдущих номеров газеты.

Ты спрашиваешь, почему не все обещанные мною фильмы демонстрировались в нашем кинотеатре? Таких фильмов всего два – «Земляничная поляна» И. Бергмана, которая, по-видимому, пойдёт в январе, и «Обыкновенный фашизм» М. Ромма, который пока не поступил в Новосибирск.

О том, что короткометражные фильмы должны широко демонстрироваться, много говорилось на съезде кинематографистов. Пусть в других словах, но там звучала та же мысль, что и у тебя: длина фильма отнюдь не адекватна его художественной ценности.

Увы, короткометражки очень медленно, с трудом пробивают себе дорогу на экран. Пока сборников таких фильмов мало, подбор их в значительной мере случаен. Однако даже и таких сборников в Новосибирске сейчас нет. В том числе и упоминавшихся тобой фильмов №Свадьба» и «Двое».

Мне хотелось бы теперь поговорить немного по поводу следующей фразы твоего письма: «…В каждом слове Евгения Шварца – глубокая и очень важная мысль». Да, конечно. Но Шварц писал для театра. А природа слова, произносимого со сцены, отличается от природы слова в кино. В театре всё передаётся словом – и действия героев, и авторское отношение ко всему происходящему.

В распоряжении же кинорежиссёра имеются многочисленные изобразительные средства, к примеру, монтаж, крупные планы (которые невозможны в театре!), пейзаж и прочее. Вспомни, ведь кино долгое время вообще не имело звука. Даже сейчас мы практически не замечаем его отсутствия в «Броненосце «Потёмкине», в недавно пришедших фильмах Макса Линдера. Да и в «Голом острове» или тех же «Красном шаре» и «Свадьбе»!

В кино действуют свои законы искусства. Замысел автора нужно показать с помощью других средств. Режиссёр должен встать на высоту авторского мироощущения, но как бы несколько в стороне. Тогда будет создана не бледная копия, а полнокровное самостоятельное произведение киноискусства.

Созданы ли такие фильмы? Да, конечно. Назову хотя бы «Брак по-итальянски» Витторио Де Сика по пьесе Э. Де Филиппо «Филумена Мартурано». К сожалению, фильмы, созданные по пьесам Е. Шварца – «Каин XVIII» и «Обыкновенное чудо, при всех их достоинствах и привлекательности уступают своим сценическим первоисточникам.

Тесные рамки этой заметки не позволяют мне подробно останавливаться на проблеме экранизации. Да и в литературе это всё весьма широко рассмотрено. Много интересного ты найдёшь, например, в недавно вышедшем сборнике  <…> В. Шкловского. Прочти эту книгу!

Твой Г.ИД

Продолжение следует: