Г. ИД и Михаил Ромм. Обыкновенный фашизм

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Михаи;л Ильи;ч Ромм (1901—1971) — советский российский кинорежиссёр, сценарист, педагог, театральный режиссёр. Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1949, 1951). Народный артист СССР (1950).


Придуманный Клубом друзей кино персонаж Г. ИД публикует статью в газете «За науку в Сибири» (№47 от 30 ноября 1965 г.).

"По киноархивам всего мира разбросаны миллионы метров кинодокументов, зафиксировавших историю и преступления фашизма. Режиссёры то и дело возвращаются к этим документам, чтобы по-новому осветить те или иные стороны фашизма.

Михаил Ильич Ромм, один из старейших режиссёров советского художественного кино (его последняя работа – «Девять дней одного года»), решил ещё раз углубиться в дебри киноархивов, чтобы рассчитаться с фашизмом способом, отвечающим его (Ромма) темпераменту мыслителя, публициста и художника. Двухсерийный документальный фильм «Обыкновенный фашизм» каждым своим эпизодом выражает творческую индивидуальность его автора.

Режиссёр сам читает комментарий к фильму. В его речи доминирует тон рассказчика, но в нём – и скрупулёзность историка, и гнев публициста, и язвительность сатирика, и пафос поэта. В монтаже ощущается свобода опытного художника, который точным сокращением, акцентированием детали или умышленным повторением, даже остановкой кадра сумел скупым хроникальным съёмкам придать характер обобщающий, метафористический или сатирический.

М. Ромм стремится показать фашизм всесторонне. Он рассказывает о наиболее характерных моментах происхождения, истории, организации, социологии, обрядовости, преступлений гитлеризма – вплоть до его поражения и сегодняшних попыток активизироваться в разных странах мира.

По сравнению со своими предшественниками, слишком упорно придерживающимися роли бесстрастных собирателей фактов, Ромм умело играет материалом, добиваясь поразительного эффекта даже там, где, казалось бы, бесстрастность объектива камеры не в состоянии передать истинный смысл запечатлённых событий. Немые крупные планы глаз узников на фотографиях освенцимских картотек позволяют прочесть трагедию с глубиной, до сих пор не встречавшейся на документальном экране.

Просторные рамки двухсерийного фильма позволили режиссёру включить в него материалы, которые другие, возможно, сочли бы второстепенными. М. Ромм не отказывается ни от демонстрации написанного вручную на телячьей шкуре экземпляра «Майн кампф», этой библии фашизма, ни от фрагментов гитлеровских короткометражек, пропагандирующих заключение расово-чистых браков. Обе эти темы великолепно характеризуют атмосферу Третьего рейха.

Фильм «Обыкновенный фашизм» смотрится с напряженным вниманием. Зритель вместе с режиссёром не остаётся бесстрастным свидетелем событий. Это фильм-предупреждение о всё ещё тлеющем фитиле фашизма. Мы слышим: «Люди, не допустите повторения! Будьте начеку! Г.ИД"

Не могу не добавить несколько слов о фильме Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм». Это фильм о фашизме и Гитлере. Но не только. Известный советский и российский кинорежиссёр Вадим Абдрашитов очень точно определил, что «этот фильм раскрывает сущность не только нацистского режима, но и тоталитарных режимов вообще, демонстрирует принципы работы тоталитарной пропаганды, модели поведения толпы, провозглашает гуманистические идеи».

Не помню, кто сказал, что история повторяется потому, что мы не можем усвоить ее уроки. Этот фильм помогает их усвоить, оказывая сильнейшее эмоциональное воздействие на зрителя.

Я его запомнил на всю жизнь. Когда упоминают нацизм, я вспоминаю кадры из фильма «Обыкновенный фашизм».

Продолжение следует: