Из всех кино важнейшим является искусство

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Ленин на субботнике в Кремле


Из всех кино для нас важнейшим является искусство

В своём уставе киноклуб «Сигма» назван официальным объединением лиц, исповедующих принцип: «Из всех кино для нас важнейшим является искусство". На самом деле, первый народный комиссар просвещения в правительстве большевиков с 1917 по 1929 г. Анатолий Луначарский сказал, что он слышал от Ленина такую фразу: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк».

Эта фраза была записана с его слов и опубликована, а потом неоднократно видоизменялась. Чаще всего она цитируется по «Полному собранию сочинений В.И. Ленина (например, 5-е изд., т.44, с.579), где звучит так: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Наверное, цирк впоследствии уто-то посчитал несерьезным видом искусства, и его упоминание как-то принижало образ великого вождя, любое мнение которого возводилось в догму.

Как видите, крылатая фраза «великого» философа и революционера, вождя пролетариата была в киноклубе еще раз перефразирована. Странно, что это прошло незамеченным идеологическими партийными работниками того времени, в частности, членом этого клуба секретарём РК КПСС по идеологической работе Р.Г. Яновским. Впрочем, допускаю, что он устава не читал, а если и читал, то перестановки слов не заметил.

Еще немного отвлекусь от темы. Когда говорят о культуре вождя пролетариата, обычно вспоминают о том, что он любил «Лунную сонату» Бетховена. Но есть и другое свидетельство его культуры:

В апреле 1918 года Совнарком РСФСР принял декрет «О снесении памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции». Однако к назначенному сроку, 1 мая 1918 года, многие приговоренные памятники еще оставались на своих местах.

В Кремле, перед началом первомайской демонстрации собрались члены и сотрудники ВЦИК и Совнаркома во главе с Лениным. Увидев коменданта Кремля Малькова, Ленин ему выговорил:

– Что же вы, батенька, это безобразие не убрали?

И показал на памятный крест, созданный Васнецовым на месте убийства великого князя Сергея Александровича. На этом месте новые власти решили поставить памятник его убийце террористу Каляеву, которого большевики представляли, как и других террористов в романтическом ореоле.

– Рабочих рук не хватает, – повинился Мальков.

– А это разве не руки? – кивнул Ленин на Свердлова, Бонч-Бруевича, Аванесова, Смидовича. – А ну, тащите веревки!

Мальков принес веревки, сделал петлю и набросил на верхушку креста.

– Эй, ухнем! – скомандовал Ленин.
Крест покачнулся и рухнул.

– На свалку! – опять распорядился Ленин. И большевики поволокли крест, высекающий искры из булыжной мостовой. На кресте было отчеканено: «Отче, отпусти им – не ведаютъ бо, что творятъ».

Луначарский же, в отличие от Ленина, безусловно, принадлежал к плеяде выдающихся русских интеллигентов.

Во время вооружённого восстания в Москве большевики бомбардировали исторические памятники города. Это было в духе «Интернационала»: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья…». Луначарский, неделю назад назначенный наркомом просвещения, демонстративно покинул свой пост, написав официальное заявление в Совнарком:

«Я только что услышал от очевидцев то, что произошло в Москве. Собор Василия Блаженного, Успенский Собор разрушаются. Кремль, где собраны сейчас все важнейшие сокровища Петрограда и Москвы, бомбардируется. Жертв тысячи. Борьба ожесточается до звериной злобы. Что еще будет. Куда идти дальше. Вынести этого я не могу. Моя мера переполнена. Остановить этот ужас я бессилен. Работать под гнетом этих мыслей, сводящих с ума, нельзя. Я сознаю всю тяжесть этого решения. Но я не могу больше».

Крик души, не правда ли?

Народ у нас уже давно не безграмотный, в цирк и в кино, по-прежнему, ходит. Правда, большинство предпочитает смотреть кино по телевизору.

В киноклубе Академгородка в ту пору стало возможным посмотреть старые фильмы, шедевры киноискусства. Режиссеры привозили для первого показа свои новые фильмы, рассказывали о своих замыслах.

Опять передаю слово Леониду Боярскому. Он пишет вначале довольно известные вещи, что «оттепель» в Академгородке закончилась позднее, чем в столицах. И совершенно прав, говоря, что «…в силу этого обстоятельства многие деятели культуры тянулись к нам, что существенно скрашивало нашу жизнь. Незабываемы встречи с Сергеем Герасимовым, Роланом Быковым, Геннадием Полокой, Виктором Деминым, Наумом Клейманом, Ириной Рубановой, Леонидом Козловым. В те годы к нам впервые приехал Кшиштоф Занусси».

Я бывал на просмотрах довольно редко, Любочка – значительно чаще. Она была большой любительницей кино (я бы даже сказал знатоком кино) и осталась верной этому пристрастию до сегодняшнего дня. В Sierra College мы с ней прослушали два курса – шедевров американского и шедевров мирового кино пару лет назад. Естественно и посмотрели многие фильмы, нам до того неизвестные. Вот и сейчас, продолжая свои учебные занятия в этом колледже, Любочка пишет эссе о неореализме итальянского кино середины прошлого века.

Продолжение следует: