25. Об одиночестве стариков

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Режиссёр Ингмар Бергман (слева) и Виктор Шёстрём, сыгравший роль профессора Исаака Борга


В кинозале Дома культуры «Академия», наконец-то, был показан фильм «Земляничная поляна», снятый в 1957 году шведским режиссёром Ингмаром Бергманом, который завоевал приз «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале в 1958 году, премию ФИПРЕССИ (международной организации кинопрессы) в том же году, приз «Золотой глобус»  в 1960 году и множество других наград.

Еще когда я жил в Ленинграде у нас шел Фестиваль Итальянского кино, кажется в 1958 году, и там этот фильм демонстрировался. Любочка его тогда посмотрела и была от него в восторге, а мне не довелось. Фильм тогда не был куплен и на широкий экран не вышел. О чём же он?

Фильм о том, как 78-летний профессор из Стокгольма Исаак Борг (его играет Виктор Шёстрём) вспоминает и пересматривает разочарования своей долгой жизни. Вместе с женой сына он едет на машине на вручение почетной докторской степени, посещая по пути места, где был молод, встречая разных людей и старых знакомых, вспоминая сны и былое.

Встречи и дорожные происшествия перемежаются видениями и снами, в которых возникают картины прошлого, где он встречается со своей семьёй — молодыми братьями, кузинами, родителями, покойной женой.

Нахлынувшие воспоминания и переживания в совокупности с предстоящим празднованием 50-летия профессиональной деятельности вызывают у Исаака Борга ностальгию и потребность высказаться. На протяжении всего фильма с экрана звучат внутренние монологи главного героя.

Леония Карловна Мундециемс, которая в тот период была зав. культмассовым отделом ДК «Академия», но занималась только киноклубом «Сигма», написала в газету «За науку в Сибири» статью о фильме «Земляничная поляна» и реакции зрителей на него:

«О нем [о фильме «Земляничная поляна»] писалось в одном из предыдущих номеров газеты. Те, кто пришёл смотреть «Земляничную поляну», знали, что автор фильма – взыскательный художник и тонкий мастер кино. Об Ингмаре Бергмане говорилось много, и, казалось, это должно было заставить зрителя прийти на встречу с большим человеком, а не просто посмотреть кино.

Между тем, в зале смеялись, когда колесо катафалка зацепилось за столб, отлетело, и вывалился гроб, смеялись, когда доктор Борг стучал в окно и ранил правую руку, негодовали, когда окончился фильм, а кино так и не было.

Любил Борг Сору [Не знаю, почему Леония Карловна называет Сару Сорой, а профессора Исаака Борга называет только по фамилии. МК] или нет? Любил ли Борг жену? Был ли Борг холодным человеком расчёта?

Эти споры не могут привести к правильному выводу. Спорить по поводу биографии доктора Борга или другого героя «Земляничной поляны» нельзя, ведь фильм сделан принципиально иным творческим методом – это искусство мысли, а не действия. В нём имеется композиция мысли, а не внешних событий.

Все фильмы Бергмана, (снятые до 1963 года) – это его исповедь. В них надо искать его мысль, нельзя видеть один лишь сюжет, который не опирается на привычные нам категории логики действия.

Но стоит лишь задуматься над тем, почему Борг нигде не показан молодым, почему первая и вторая Сора так одинаковы внешне, почему фильм начинается и кончается эпизодом со служанкой, почему ни одна история не закончена и даже не дано её продолжение и развитие (случайные попутчики, семья сына), – и станет понятно, что фильм основан на другом…

Это новый кинематограф. Мы его знаем мало или не знаем совсем (если зритель не смотрел или успел забыть «Девять дней одного года», «Человек идёт за солнцем», «День счастья»). Это искусство мысли, оно возможно лишь при наличии личности = автора, лишь при полной его откровенности.

Ингмар Бергман решился на отчаянный шаг – он заговорил с миллионной аудиторией об одиночестве человека. Он не сказал, что все мы одиноки – лишь те, кто однажды почувствовал близость смерти и, оглядев прожитое, увидел позади бездну холода неразделённого чувства.

Фильм «Земляничная поляна» - событие для нашего зрителя. И поэтому немного грустно, когда слышишь смех на этой встрече с Ингмаром Бергманом».

В общем, Леония Карловна Мундециемс считает, что зритель не дорос до фильма, что «отчаянный шаг», на который решился режиссёр фильма, рассказать об одиночестве человека, который «увидел позади бездну холода неразделённого чувства», не дошел до массового зрителя.

На мой взгляд, это её субъективная точка зрения, возможно, связанная с личным опытом, с разочарованиями молодости, довольно часто встречающимися у молодых людей, когда одно-единственное разочарование кажется крахом всей жизни.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/06/12/98