Империя развлечений

Ирина Чупина
                Развлечение. Коль скоро люди не могут победить смерть, нищету, невежество
                то чтобы стать счастливыми,они решили об этом не думать.
                Блез Паскаль


— Доброе утро, сын! Пора просыпаться! Мы сегодня отправляемся в путешествие, если ты помнишь.

— Доброе утро, император Кир! Конечно, помню и буду готов через пятнадцать минут.

— Хорошо, я уже приказал подготовить для нас корабль.

— Я думал, нам хватит обычного флаера. Или мы отправляемся далеко от Земли?

— Не время раскрывать все секреты. Имей терпение, мой юный император, — сказал император Кир с лёгкой улыбкой на мужественном, довольно молодом для его пятидесяти лет лице; его возраст выдавали только наполовину побелевшие на голове волосы и седая, аккуратно обрамляющая лицо борода.

Через час императорский корабль уносился в космос.

— Помнишь наш недавний разговор? — спросил отец своего четырнадцатилетнего сына, всегда серьёзного и сдержанного.

Юный император был прилежным учеником, увлекался историей, математикой и политикой. В своем юном возрасте он даже допускался — в качестве слушателя, конечно — на заседания комиссии по стратегическим вопросам управления империей.

— Да, отец. Этот вопрос не даёт мне покоя! Будь я на твоём месте, я бы принял экстренные меры, а ты даже не обсуждал его на последнем заседании КСВУИ! — в этот момент вся сдержанность молодого человека куда-то пропала.

— Ты считаешь, всё можно изменить в один момент? Ты считаешь, если запретить людям всякого рода развлечения и заставить их трудиться, они изменятся? Поймут, что развлечения — это пустое занятие, а истинное счастье в другом?

— Да, мой император. Именно об этом я и говорил Вам всё это время. И считаю, приступать нужно немедленно: люди этими развлечениями убивают сами себя, подвергают население вырождению, и не только моральному, но и физическому. Им не нужны дети, а если и нужны, то только в качестве развлечения…

Император выслушал сына и приказал бортовому компьютеру:

— Вывести на экран для конференций: «Блез Паскаль. 1623 год. Мысли. Глава 8 Развлечения», – и после моментального исполнения компьютером приказа император Кир обратился к сыну. — Читай вслух, начиная с пятого абзаца.

«Когда я стал думать о разнообразных треволнениях, подстерегающих людей, о трудах и опасностях, которым они подвергаются при Дворе, на войне, где родится столько стычек, страстей, отчаянных и зачастую неудачных начинаний, и т.д., — я говорил нередко, что все человеческие несчастья имеют один корень: неумение спокойно остаться у себя в комнате.
Но когда я взглянул на дело пристальнее и, обнаружив корень всех наших несчастий, пожелал доискаться до их первопричины, то нашёл одну очень важную — сам наш от природы горестный удел; мы слабы, смертны и так несчастны, что для нас нет утешения ни в чём, если мы задумаемся о нашем уделе всерьёз.

Нам нужны не мирная и праздная жизнь, позволяющая думать о нашем несчастном уделе, и не опасности войны, и не тяготы службы; нам нужна суета, заглушающая эти мысли и развлекающая нас».


Последние слова отец произнёс вместе с сыном, а затем шёпотом, растягивая слова повторил: «Нам нужна суета, заглушающая эти мысли и развлекающая нас. Нам нужна суета…»

Император молчал несколько секунд, глядя в чёрную бездну космоса через большой, во весь его рост, иллюминатор, а затем, будто бы вырвавшись из пут  каких-то невидимых, грустных, тянущих его куда-то за собой мыслей, он спросил сына:

— Ну что, я переубедил тебя?

— Нет, это только подтверждает мои слова, что делать что-то нужно! И если это природа, то нужно менять саму природу: людям нужно дать новую установку, перепрограммировать их жизнь, заложить новые ценности!

— Я так и знал, что слов тебе будет мало. Ты уже слышал в Академии, что нами открыто и изучено две планеты-двойника Земли. Сейчас мы подлетаем к первой из них, она называется Эйр.

Юноша подошёл к иллюминатору и встал рядом с отцом. В чёрной бездне был виден голубой шар, и вправду похожий на Землю, только с немного другими очертаниями. Например, там было всего два больших материка: один полностью зелёный, а другой — жёлтый с различными тёмными пятнами (это были горы), хотя кое-где встречались голубые полоски, очерченные зелёным. Полюса так же опоясывали вечные льды.

— На Эйре несколько сотен лет назад правители озадачились схожей проблемой. Люди хотели только развлечений, они забыли о семье, о работе, о долге. Они стали беспредельно ленивы, людям не хватало продовольствия, так как машины и роботы не справлялись. Люди ограничили себя в питании, мылись раз в месяц. Эпидемии, анорексию и много других болезней породила эта глобальная лень. Тогда местное правление решило применять метод профессионального ориентирования с помощью технологии нейролингвистического программирования. Детей в возрасте шести лет тестировали, определяли наиболее выраженные способности и программировали на занятие определённой профессией. Позже уже не проверяли способности, так как такой процесс менее контролируем: слишком много людей одной и той же профессии и дефицит другой создавали разбалансировку всей системы. Стали применять просто НЛП на основе анализа и прогнозирования рынка труда.
Так эйрийцы постепенно превратились в зомби, затем их бессознательное сделало их агрессивными – по непонятным для сознания причинам, – что привело к внезапным вспышкам гнева, убийствам, войнам, суициду…

— Почему нам не вмешаться и не помочь этим людям?! — воскликнул юноша, явно обеспокоенный этой патовой ситуацией.

— Мы подписали договор о невмешательстве… Но их правители не применяли данную технологию на своих детях, так что есть пара сотен вменяемых людей на этой планете, довольно умных и образованных. Надеюсь, они разберутся. Этот пример убедил тебя?

— Нет! Это неудачный, глупый и крайне бессмысленный пример!

— Да? А не об этом ли ты говорил мне час тому назад?

Молодой император молчал.

— Могу привести пример ещё одной глупости… Люди заставили работать на себя роботов, чтоб те удовлетворяли их насущные потребности, пока они развлекаются. Роботы даже чинили сами себя. Люди перестали что-либо уметь, ведь за них делали всё! Они стали как беспомощные котята! Однажды случилась череда катастроф. Роботы не справлялись с оказанием первой помощи, разбором завалов, тушением пожаров, эвакуацией людей. Да ещё и заниматься починкой друг друга. Погибла большая часть населения планеты. Теперь мы знаем эту планету под именем Технопарк.

— Так что же нам делать, отец? Надо спасать нашу планету, пока не поздно! — на глазах у мальчика появились большие капли слёз.

— Ничего, сын, ничего не нужно делать.

— Как это ничего? Нужно искать альтернативный путь!

— Нет, мой юный император. Приведу тебе третий пример. Такой спад цивилизации  уже случался и на нашей планете. Помнишь, как исчезла Римская империя? Как ослабла Америка — державная когда-то страна, ставшая теперь страной третьего мира, — а за ней покатилась в пропасть Европа? Долгое время тянувшие на себе весь мир Япония и Китай тоже сдали свои позиции. Всё это мы уже проходили.
Но потом люди одумывались и видели цель в жизни – восстанавливать цивилизацию! Появлялись поэты, воспевающие благородные цели человечества, мораль и справедливость; появлялись новые учёные и изобретатели того, что когда-то, правда, уже было изобретено до них. Все были заняты, все чувствовали себя нужными человечеству, все служили высокой цели!


- 14.07.2010 -