Эдуард Лимонов,... У нас была великая эпоха

Уральская Марина Александровна
                Э. Лимонов «У нас была великая эпоха»

     «У нас была великая эпоха»… Первым делом возникает вопрос: у кого это у нас была великая эпоха? Затем возникает вопрос: почему великая. А затем: почему была? Неужели нынешнюю эпоху нельзя назвать великою?
     Автор намного старше читательницы, поэтому, может быть, у неё и возникают подобные вопросы: и это естественно, и это нормально.
     Книга Эдуарда Лимонова попала в руки читательницы лишь потому, что было много шума вокруг этого имени. Поэтому я решила почитать его произведения. Пошла в библиотеку – оказалось дефицит, но библиотекарь всё же нашла мне книгу, в которой было два произведения Эдуарда Лимонова, а именно: «У нас была великая эпоха» и «Подросток Савенко».
     Отмечу, что в начале книги мне встретилось объяснение автора по поводу его книги, в котором он объясняет свой матерный язык. Кстати, об языке! Знаете, поверите ли – но я была шокирована. Получила, так сказать, небольшой шок, встретив матерные ругательства в КНИГЕ…
     Многие ругают Лимонова, говорят, что «он сумасшедший вообще». Я не верю. Человек он сильный и правдивый – за него говорят его книги и его биография; а она такова… «Эдуард Лимонов родился 22 февраля 1943 г.  в городе Дзержинске Горьковской области. Детство и юность провёл в Харькове, где сменил около 13 профессий от каменщика до портного. В 1967 г. переезжает в Москву, в 1974 г. вынужден покинуть страну. В 1976 пишет в Нью-Йорке свой первый роман «Это я – Эдичка», принесший ему всемирную славу. Он автор полутора десятка книг, изданных на всех европейских языках. Живёт в Париже.  «Молодой негодяй» - завершающая часть «харьковской» трилогии Эдуарда Лимонова. Первые два романа «У нас была великая эпоха» и «Подросток Савенко» охватывает период с 1947 по 1950 и с 1958 по 1962 годы соответственно и рассказывают о раннем детстве и юности сына офицера Советской Армии Эдика Савенко.» (Журнал «Глагол», оформление, 1992).
     Правда, книги Эдуарда Лимонова не для девочек 15 – 16 лет… Хотя, кто знает, может и для них.
   
                2

       «Подросток Савенко» я пролистала. Читать не стала, а вот «У нас была великая эпоха» прочла. И (спасибо автору) я отдыхала – читалось легко.
     История семьи всегда интересна. О детях приятно читать.
     Эдуард Лимонов – громкое имя сегодня, жаль, правда, что он «художник от слова худо».
     Язык романов Эдуарда Лимонова далеко не литературный, но в предисловии он просит прощения за мат, так как якобы невозможно передать атмосферу жизни определённой части общества, не передавая их нравы через язык.
     Это не роман – я бы сказала, что это автобиографическая повесть. Эпоха – жизнь семьи – в понимании автора. Там (в произведении) мысли маленького Эдуарда Лимонова… Кто знает, сколько лет пройдёт, прежде, чем его оправдают.
     Признаюсь, произведение Эдуарда Лимонова «У нас была великая эпоха» мне понравилось. Понравилась та неиспорченная, на мой взгляд, детская наивность, которая, безусловно, присутствует в этом произведении. И тот новый год, вернее, встреча его – ожидание ребёнком чуда… Это присуще всем детям, и поэтому однажды это произведение станет классическим – я уверена. Всё бы хорошо, если б не матерные слова. Не знаю, может, это такой русский фольклор и его уже не табуируют – ругается матом по полной даже медперсонал. Слава Богу, что я не слышала и не видела, как ругается матом какой-нибудь преподаватель – это не к лицу уважаемым людям – ни врачам, ни медсёстрам, ни писателям, ни учителям.
     Я не могу представить, что бы в сочинении, обычном школьном сочинении, ребёнок привёл цитату с матом, пусть даже старшеклассник. Нельзя, на мой взгляд, цитировать фразы, в которых есть русские крепкие словечки – это не только неприлично, но и, пардон, грязно. Не надо опускаться до уровня улицы.


                3

     Личные впечатления Эдуарда Лимонова о сталинской эпохе это: мама, её берет, отец и его правильно начищенные сапоги, разруха после войны, мелкие хулиганства – вроде операций с трамваем… Всё это безумно интересно читать. Также, как и «Подросток Савенко» и роман Эдуарда Лимонова «Молодой негодяй».
     «У нас была великая эпоха» - эпоха детей военного и послевоенного времени. Дети всегда дети – страшилки, беготня, первая любовь, первые поцелуи…
     Мне жалко Эдуарда Лимонова хотя бы потому, что Эдуард – одно из любимых мною имён.
     Невольно хочется сравнить произведение Эдуарда Лимонова с произведениями Евгения Монаха. Последний пользуется жаргоном криминального мира, но даёт словарик – матом хоть не ругается – всё зашифровано. Я вот за такую литературу: современную, круто русскую. Больше не знаю даже что писать.
     Жаль, очень жаль, что писатель пользуется матом. Не очень приятно краснеть, читая такое… Ну, не знаю, может я просто не доросла, а может переросла – мне ведь в июне 2003 года будет 25 лет…
     Уважение Эдуард Лимонов моё всё-таки заслужил. Заслужил… песнями, которые он вспоминает, военные песни, о любви песни: «Самая банальная страсть заставляет сжиматься сосуды, и слёзы выступают из глаз автора, хотя он лишь сын выжившего солдата и внук и племянник солдат погибших.
Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь
Милых и ласковых встреч…
Девушка, оставшаяся в тылу, любовь, разлука, смерть – всё было в этой песне…» (Литературно-художественный журнал «Глагол», 18-1992, Издатель Александр Шаталов, Эдуард Лимонов, «…У нас была великая эпоха», стр. 87).
                4

     Или поёт отец сыну песню:
Эх, дороги… пыль да туман,
Холода, тревоги да степной бурьян…» (Там же, стр. 97).
     Эти песни пел мой дедушка, которого я очень любила и уважала. Да. Сколько их было, людей нашей ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ… Сколько? Кто теперь сосчитает?
     Маленькому Эденьке важно, чтобы были начищены сапоги, чтоб всё было похоже на папу – он восхищается тем, что отец работает в клубе. Он восхищается своей мамой, которая из-за того, что было темно, встретила его папу. Всё это написано с такой любовью к отцу и матери, что невозможно не испытать уважение к  автору.
      Автоб вообще добрый, но читать местами стыдно, просто стыдно. Я, по крайней мере, минут пятнадцать не могла прийти в себя после каждого абзаца с матерным словом. Еле6 прочитала всё до конца.
     «…У нас была великая эпоха» Эдуард Лимонов посвящает своим родителям: Вениамину Ивановичу Савенко и Раисе Фёдоровне Зыбиной. Это трогательно. Весь труд разбит на главки, которые с удовольствием можно перечитывать. Больше всего мне понравилось название главки и сама главка «Мамины книги и болезни Эдика»…
     Как хорошо, когда мама и папа вместе воспитывают малыша. Что может быть прекрасней для ребёнка больного коклюшем, чем прогулка с папой на свежем воздухе? Или что может быть прекрасней следующей фразы (цитаты, см. там же стр, 117): «Материны книги были пухлые, жёлтые и старые…….. Мать, может быть, хотела взмолиться или выругать его, чтоб он её не отвлекал, но вспомнив, что это её единственный, всё ещё чуточку глухой после кори сын, начинала терпеливо объяснять».
     Понравилась композиция, понравилось оформление книги.
     На обложке был изображён Сталин и рядом с ним пионер с букетиком полевых цветов в руках.
                5

     Я думала, что повесть (или роман?) «… У нас была великая эпоха» - историческое произведение, оказалось – биографическое.
     Читательница, то бишь я, посмотрела на мир глазами ребёнка послевоенного времени – и, значит, автор талантлив…Русская литература обогатилась именем Эдуард Лимонов… И закончу я работу по произведению Эдуарда Лимонова «…У нас была великая эпоха» цитатой в стихах (автор Роберт Рождественский):
…Но я не могу
                Уберечь ветеранов.
Я даже собой заслонить не могу
И я проклинаю
                Пустую браваду,
Мне спать не даёт
Ощущение вины…
Всё меньше и меньше
                К Большому театру
Приходит
Участников
Прошлой войны. (Роберт Рождественский, ГОЛОС ГОРОДА, Новые стихи, Московский рабочий, 1977).
                Москва, 1 января, 2003 год.