14. Я пригласить хочу на танец...

Валентина Яроцкая
                «Я пригласить хочу на танец Вас, и только Вас...»
                И.Шаферан


     Мне  кажется,  что  те  воспоминания, в которых авторы  подробнейшим  образом  рассказывают   абсолютно  обо всех событиях   своей  жизни,  зачастую вовсе не  интересны   людям,  далёким  от  этих авторов. А  если   размотать  клубок  воспоминаний  от   какой-либо  темы, какого-нибудь  слова или  образа?  Тогда  читатель сразу  сам  и решит: интересно или нет, читать или  не читать…  Это   вступление   объясняет  причину  появления  столь  хаотичных   заметок  о  танцах… Здесь  просто  мои  ассоциации к  слову «танец»…  Хочется    написать   что-то  философско-поэтическое, а получится ( знаю заранее!)  нечто лирическо-прозаическое…
      Итак,  первая   ассоциация к  слову «танец»…
      Я  ещё  учусь в начальной школе. Все  мои одноклассницы поголовно  записываются  в  танцевальный  кружок. Девочки  готовятся  танцевать танец  каких-то… нет, не  маленьких лебедят, а… маленьких  цыплят…  Нужны жёлтенькие платьица… Я сразу  бросаю  занятия  танцевального кружка по двум   причинам  (  объективным или  субъективным  – этого  я  тогда  ещё не знала). Во-первых,  скучно  прыгать цыплёнком  девочке, которая  почти всего «детского» Пушкина перечитала  и  уже  добралась до «взрослого». Во-вторых,  точно знаю,  что маме не из  чего  шить жёлтое платье.  Ну,  вот так  и  брошены  были  «танцы»… Ах,  как  я в старших классах потом  кусала себе локти,  когда  на концертах школьной самодеятельности видела  танцующие пары… С  моей  первой  любовью  танцевала  моя  одноклассница,  которая  кружок  не  бросила…
     А  ещё  был  потом  в  десятом классе  школьный новогодний  бал,  карнавал,  школьная   почта, весёлые розыгрыши, полушутливые признания в  любви,  загадочная записка  от  «таинственной  незнакомки» – с  соседней парты…  Я  решилась на  танцевальном вечере   отправить письмо – без имени,  без примет,   загадочная маска, просто шутка  – «найди меня», «угадай, кто я»… И  кажется, он угадал,  потому  что неожиданно пригласил меня на  вальс… И  какое  же  это  было  блаженство  –   танцевать с  любимым… Который, кстати,   никогда-никогда не   полюбит меня  и  никогда-никогда  не станет  моим  суженым. Но ведь это «никогда-никогда»  было  ещё  в будущем,  ещё  не стало окончательной жестокой реальностью, поэтому  танцевалось мне светло и радостно, надежды  и мечты  о счастье роем  кружились  в юной голове… О,  это  был незабываемый  танец…
       А потом  был  выпускной… И я,   уже  точно зная,  что  будет только   это «никогда-никогда»,  всё-таки  отважилась  пригласить на  белый  танец  свою  безответную,  безнадёжную  любовь…
       Школьный  магнитофон  надрывался,  стараясь  изо всех сил, а  жизнь сосредоточилась в  этих пронзительных словах:
        Я пригласить хочу на танец Вас, и только Вас…
        И не случайно этот  танец –  вальс…
       
       Потом  были  студенческие годы:   гремящие молодёжные  дискотеки  в  общежитиях и  танцевальные вечера в Доме офицеров. Наша  «артистка»  Галочка   решила непременно выйти замуж  за  военного,  поэтому  стала  активно ходить на   эти танцевальные вечера  и показала  туда  дорогу и нам,   своим  подружкам.  Сходила  и я  несколько  раз… Не  очень-то уж  мне  было интересно  это  мероприятие:   я тогда  уже  в книжки   зарывалась  с головой  – вот  там у  меня  была настоящая  жизнь… Но  однажды  я  как-то даже  поехала в Дом  офицеров  одна: таким способом  я проверяла  степень своей  решительности и боролась со своей  застенчивостью и  закомплексованностью. Для меня, девушки, которая   одна,  без подружек,  шагу ступить  нигде не могла, это  был необычайный поступок,  почти подвиг… И в  тот  вечер  судьба  улыбнулась мне: я  оказалась в  роли Наташи Ростовой, танцующей в   ещё  почти пустом  зале на своём первом в жизни  взрослом  балу… 
        Вечер  ещё  не начинался,  в  танцевальном  зале  под  стенами    стояли  группы  пришедших на вечер    девушек. Молодых  людей  было совсем  мало.  Осторожно  прозвучали первые аккорды  вальса… И  вдруг   от группы,  стоящей  у противоположной стены,  отделился   высокий стройный  юноша и  через весь зал пошёл  туда,  где  стояла  и я. Подумать  было  невозможно,  что  он  идёт  ко мне. Вокруг  было столько красивых  девушек,  модно  одетых,  уверенных в  себе…  Я?..  Простенькая, смущённая, застенчивая,  в какой-то несуразной  кофточке и с глупым «хвостиком»  вместо причёски… Типичная  зубрилка  из читального зала…
         – Девушка,  разрешите  пригласить Вас на танец…
         Я  даже оглянулась,  не поверив,  что эти слова  обращены  ко мне…
         Мне пришлось  под   недоумевающими взглядами «красавиц»  выйти с  незнакомым  юношей на  середину  зала и  начать танцевальный  вечер. Вокруг нас  скоро   закружились  другие пары,  но   минут пять мы  танцевали  только  вдвоём,  и я  вспоминала   Наташу Ростову на  первом  балу ( о,  я   ведь ко времени студенческой  молодости «Войну и мир» уже  зачитала  до дыр))) «Давно я ждала тебя», – как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слёз  улыбкой,  поднимая свою руку на плечо князя Андрея», «они  были вторая пара, вошедшая в круг», «лицо  её  сияло восторгом счастия» – это   фразы  из романа… Пропускаю  я  эти  строчки   великого  Льва Толстого   через тот танцевальный вечер в  моей  далёкой юности…
          Смешливые  девчонки,  мы с подружками часто с  весёлым,  доброжелательным  юморком наблюдали в городском парке  танцевальные площадки для  пожилых людей. Бабушки и дедушки под гармошку вальсировали с таким упоением,  как  будто  было им  по восемнадцать лет и никакие радикулиты-артриты не  были им знакомы. Кружились старички,  сразу  с  плеч  по десятку лет  сбрасывая… Разве  мы думали,  что  сами    доживём до   возраста «кому  за сорок»… Ой,   если по-честному,  то   разве «за  сорок»… Улыбаюсь, вспомнив  танцевальные площадки пенсионеров. Однако ведь  было там,  вероятно, не менее весело,  чем на  знаменитых  балах пушкинской эпохи…
          Кому  не знакомы эти пушкинские строки?
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма…
          А   вот  ещё  –  как  не вспомнить?
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
         Вальс, мазурка,  полька, котильон, полонез,  кадриль… Сколько   названий! Увы, это в прошлом, а ныне  молодёжь на дискотеках танцует только  два  вида  танцев: «быстрый» и «медленный»… Увы…
    

          Ирония  судьбы: «танцы» стали  как раз  причиной ( или поводом)  моего   знакомства с  будущим  мужем. Двоюродная  сестра  ( учительница начальной школы),  к  которой я приехала в гости,  поручила своему  коллеге (  учителю  физкультуры) «сводить сестричку на танцы»… Ну вот,   с  этого-то   всё и началось…
           Кстати,    приехала-то я к  сестре в военный городок,  поэтому  на «танцы» мы  с моим  спутником пошли как раз в ГДО – гарнизонный  дом  офицеров. Ну,  эти   дискотеки  были  особого рода,     мы  туда  всего несколько раз-то и  сходили,  но  одну  дискотеку  вспоминаю  до сих пор –  с улыбкой и с юмором. Решили мы  тогда  втроём ( я –  в те  далёкие годы  ещё  учитель истории,    моя  подруга Леночка – учитель литературы,   и мой будущий   муж – учитель физкультуры)  разыграть наших учеников-десятиклассников,  которые на уроках нам,  молодым  учителям, не раз  хорошую проверку  устраивали. Договорились  отчебучить (  хорошее и точное  словечко какое!) на  танцах ( куда нас   отправили   «дежурить» как представителей  школы )  настоящий спектакль – с ревностью и изменой. Десятиклассники  давно уже  были в курсе,  что  у физкультурника  с  историчкой  роман,  что  дело идёт к свадьбе… А  тут приходим на «танцы»… И… Историчка стоит в сторонке,  губы  обиженно  поджимает,  вот-вот  расплачется, а  физкультурник с  литераторшей танцуют…  Народ разволновался… Классический  любовный  треугольник!  Видим,  что  стали   десятиклассники обращать внимание  на наш  треугольник, шушукаются, оборачиваются,  недоумевают… А мы  втроём переглядываемся и  едва-едва   смех  сдерживаем… А что, вроде любительского  спектакля  вышло,  мы  хорошо  свои  роли  сыграли.
       Литературные  ассоциации со  словом «танец» нескончаемы. У Бунина  в рассказе  «Господин из Сан-Франциско» есть  такой  эпизод.  На плывущем в  океане    огромном   корабле  каждый  вечер  на палубе  среди танцующих появляется  пара,  которая  в самозабвенном  танце  представляет  неземное  счастье… Эти  двое «счастливчиков» на самом  деле  актёры. Им   смертельно  надоела их роль…  Им – смертельно  надоело танцевать… А  кто-то  за  счастье    одного-единственного танца с любимым  готов    отдать  полжизни…
        К  литературной ассоциации  прилагается   ещё одна  –  из жизни.  Наши  друзья,  муж и жена,   уже  в  возрасте «за сорок»  решили  научиться танцевать  по-настоящему и  целый год  занимались в   кружке   бальных  танцев. Вот кого  нужно  было  брать на роль «счастливчиков» на океанский  лайнер!  Эти-то  не притворялись,  они  действительно были счастливы. Всегда и везде вместе, хобби тоже общее. Муж  решил освоить   танцевальные «па» –  жена  его тут  же поддержала… И я вместе со многими  была  грешна: завидовала  подающим надежды  танцорам самым  натуральным  образом.
       Вообще, это  замечательно,  когда   в одну семью  соединяются «в-одно-влюбцы».  А может быть, это как раз  любовь и  помогает  людям  понять друг друга, смотреть  в одном направлении и  влюбляться в  одни и  те  же вещи: танцы,  походы,  книги?

        Неиссякаемый  поток ассоциаций к слову «танец»… И как   тут  обойтись  без «лирики»… Вот сама собой  «поэзия» и  присоединяется к «прозе».
Полжизни   за  один  лишь   танец… Белый.
Когда  гремит оркестр, а ты  идёшь,
чтобы  взглянуть  смущённо и  несмело
в  его глаза: «О, как же ОН похож
и на Болконского, и на того мальчишку,
которого любила слишком… Слишком…»
      Из  далёкой  юности, с танцевального вечера, доносится пронзительный голос,  поющий   популярную когда-то песню:
А я стою, чего-то жду,
А музыка играет и играет.
Безумно я люблю девчонку ту,
Которая меня не замечает.
Остановите музыку! остановите музыку!
Прошу вас я, прошу вас я:
С другим танцует девушка моя…
Остановите музыку! остановите музыку...

      Но музыка играет и играет,   рвёт  душу…
      Однако… Однако! Последняя ассоциация  оптимистическая,  необычайно радостная.
      Вспоминаются заключительные  кадры  кинофильма «Большая  перемена». Директор вечерней школы, которую так замечательно сыграла Людмила Касаткина,  объявляет белый танец… И в   актовом  зале  кружатся   счастливые пары…  «Белый танец»  соединяет  влюблённых  даже  крепче,  чем   слово «люблю».  Вот он, «Белый танец» нашей  юности...     Автор текста:  Игорь Шаферан.    Композитор : Давид Тухманов.
Музыка вновь слышна,
Встал пианист и танец назвал.
И на глазах у всех
К Вам я иду сейчас через зал.
Я пригласить хочу на танец Вас,
И только Вас,
И не случайно этот танец – вальс.
Вихрем закружит белый танец,
Ох, и услужит белый танец,
Если подружит белый танец нас.
Вальс над землей плывет,
Добрый, как друг, и белый, как снег,
Может быть, этот вальс
Нам предстоит запомнить навек.
Я пригласить хочу на танец Вас,
И только Вас,
И не случайно этот танец – вальс.
       Вальс! Раз-два-три… Раз-два-три… Раз-два-три…