Ч. 6 Одна с 46-ю мужчинами на необитаемом острове

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2013/06/07/47

На другой день, в четверг, 1 июля, стоял такой густой туман, что хоть ножом его режь. Матросу Хансу Эриксону, показалось, что он видел землю, о чём швед немедленно доложил первому помощнику капитана. Один из пассажиров третьего класса сообщил вахтенным, что видел в воде водоросли. Но потом, как, ни вглядывались, землю так и не разглядели. Капитан хотел обойти архипелаг островов Крозе, к которым они, по расчётам его и  первого помощника, уже подошли, с юга.

Беспокойство капитана клипера и команды можно понять. Далеко не все суда приходили в порт назначения. Некоторые бесследно исчезали на рискованном маршруте. Например, эмигрантское судно «Гайдинг Стар» в 1855 году вышло из Ливерпуля с 556 эмигрантами на борту. Вышло, да и сгинуло без следа.

Незадолго до путешествия Фанни Вордсворт, в 1874 году, на том же пути следования вспыхнул пожар на эмигрантском судне «Коспатрик». Судно направлялось в Окленд с 429 эмигрантами. Капитан, чья жена и ребёнок находились на судне, организовал тушение пожара. Но пламя было столь сильным, что погасить его не удалось. Среди обезумевших от ужаса пассажиров началась паника. Все знали, что на судне имелось только пять спасательных шлюпок, рассчитанных на 187 человек. Подавить панику не удалось. Люди отталкивали друг друга, били, давили слабых, прорываясь к шлюпкам.

Спустили две шлюпки, на которых из команды оказались только второй помощник, старшина рулевых и матрос. Капитан, его жена с ребёнком, и судовой врач оставались на судне до последнего момента. Со шлюпок видели, как капитан, его жена, и врач, который взял на руки их ребёнка, одновременно прыгнули с палубы в воду, предпочтя утонуть в воде, чем сгореть заживо. На поверхности океана они не появились.

Одна из перегруженных шлюпок перевернулась, и много людей утонули в холодной воде. Потом перевёрнутую шлюпку удалось  снова вернуть в нормальное положение. Оставшиеся в живых люди кое-как вычерпали воду, и затем забрались в шлюпку. Некоторое время обе шлюпки держались вместе, соединившись канатом, но в ночь на 21 ноября налетевший шторм разметал их в разные стороны. Одна шлюпка пропала без вести. Те, кто находились в уцелевшей шлюпке, шесть суток дрейфовали по океану без воды и  пищи. Многие из них умерли от холода, голода и жажды, некоторые сошли с ума, пили кровь и ели части тела умерших.

Люди моего поколения помнят историю, когда в 1960 году с Курильских островов штормом угнало быстроходную десантную баржу, на которой находились четыре человека: младший сержант Асхат Зиганшин, рядовые Иван Федотов, Анатолий Крючковский и Филипп Поплавский. Сорок девять суток эти люди сумели продержаться, практически, без продовольствия. У них оставалось пол чайника пресной воды, когда баржу обнаружили самолёты американского авианосца.

Американские моряки спасли наших ребят, а врачи авианосца сумели вернуть им здоровье. Капитан-лейтенант Леонид П., с которым мне довелось вместе служить, был командиром подразделения на Итурупе, откуда угнало баржу. Все четверо были его подчинёнными. Он говорил мне, что глубоко убеждён: они спаслись только потому, что Асхат Зиганшин, человек с железной волей,  был не только отличным сержантом, командиром баржи, но и неформальным лидером в группе, умел поддерживать дисциплину и моральный дух в своём крошечном экипаже. Иначе всякое могло случиться, люди собрались разные, один, по его словам, имел до службы в армии судимость. Однако вернусь к своему основному повествованию.

На седьмые сутки из шестидесяти одного человека, спасшихся с «Коспатрика», осталось в живых пятеро. Они были спасены судном «Бритиш Сапте». Пока судно пришло в порт, умерли ещё двое, выжили только три моряка.

Фанни наверняка знала эту жуткую историю, хотя бы потому, что о ней писали все британские газеты. Но это не повлияло на её решение отправиться по тому, же маршруту. Смелая была женщина.

Продолжение http://www.proza.ru/2013/06/09/786