Новый альбом Rhapsody - Ascending To Infinity

Иван Азаров
Практически ровно год назад вышел альбом одной из наиболее интересующих меня групп в мире тяжёлой музыки. Вернее, половины группы. Половины группы Rhapsody of fire, которая ушла вместе с гитаристом Люком Турилли. Помимо прочего он утащил с собой барабанщика Алекса Хользворта и басиста Патрика Гуэрса. Но с самого начала эта половина казалась слабее оставшейся, так как Фабио Лионе и Алекс Страполи, оставшиеся вместе, – это всё-таки больше половины идентичности той старой команды. Тем не менее, я рискнул и сразу заказал альбом по интернету, не качая mp3-версии для прослушивания. Рискнул – и не прогадал. Ни одно из моих опасений не сбылось!
Альбом получился ярким, красочным, более живым, чем все последние творения Rhapsody of fire. Но вместе с тем, в жанр вдохнули новую жизнь!
К счастью, это творение оказалось абсолютно непохожим экспериментальные сольные работы Люка Турилли. Никаких псевдо-прогрессивных влияний, никакой электроники.
И, что самое главное, он отказался от приглашения вокалиста вроде Олафа Хайера, вокалистов Labyrinth’а или Secret Sphere. Каким-то совершенно чудесным образом на это место был найден выдающийся вокалист Алессандро Конти, талантом сравнимый не только с Фабио Лионе, но и с самим Михаэлем Киске!
Новый, талантливейший вокалист, а также новый виток творческих находох от неунывающего гитарреро Люка Турилли и предопределило успех нового творения “семейства” Rhapsody.

Вслед за несколько невнятным интро следует внушительная композиция, чьё название совпадает с названием альбома – «Ascending to infinity». Это трек наглядно демонстрирует всем слушателям то, что перед нами самые непосредственные наследники традиций Rhapsody. Это, так сказать, приманка для раздумывающих и сомневающихся. Тут и характерные гитарные проигрыши и “героические” припевы, много хорового пения и совершенно безбрежный вокал Алессандро Конти. Удивительно, как вообще в этой композиции нашлось место для очень симпатичных клавишных проигрышей, которые исполнены, кстати, самим Люком Турилли.
Именно на примере 2-ого трека можно отчётливо наблюдать редкий пример вокалиста, одарённого не только мощнейшим голосом, но и не забывающего об интонировании. Пение Алессандро весьма эмоционально.

Не столь стремительная и масштабная «Dante’s Inferno» чем-то похожа уже на песни Stratovarius – главного конкурента Rhapsody в начале 2000-ых. Это и неудивительно: основное гитарное соло было написано по мотиван 14-ого этюда Карла Черни и проникнуто духом неоклассики.
Уверенно бьют в цель и торжественные припевы на смеси латыни и английского, а потом неожиданный переход к симпатичному загадочному проигрышу в стиле «Секретных материалов». Тут места сногсшибательному вокалисту новой Rhapsody отведено чуть меньше места.

На четвёртой песне под названием «Escalibur» Конти демонстрирует свою способность петь нежно, в лирическом стиле. Здесь его пение больше напоминает Тобиаса Заммета или, если смотреть глубже, очищая собственные впечатления от посторонних примесей, то на Андре Матоса. А что за цыганские напевы ближе к концовке? Хотя, конечно, как и полагается, ассоциация первого порядка – Фабио Лионе с классических альбомов группы до 2003 года с уклоном в какие-то совершенно заоблачные ультразвуковые вокальные высоты, но так чтобы это не выглядело чистым спортом в духе каких-нибудь Manowar…
Основная же мелодия для традиционного хора аккуратно позаимствована группой из Шубертовского Музыкального Момента №5 In F Minor.

В форме диалога мужского и женского голосов написана проникновенно-игривая «Tormento e passione». Понять, кто отвечает за женскую роль я так и не смог. Возможно, Сасси Бернерт, которая принимала участие в записи последующих номеров этого альбома. Мне вдруг отчего-то показалась, что данная композиция очень бы неплохо смотрелась в качестве саундтрека к каким-нибудь особенно роковым рассказам Бунина или романа «Пармская обитель»!

Клавишное бесновалище и наплыв трудноидентифицируемых ассоциаций в воcточном стиле вас ждет в начале «Dark Fate of Atlantis». Особенно мне понравились в этой песне моменты прорывающегося хриплого отчаяния в голосе вокалиста сквозь прекрасное и пышное инструментальное оформление, соответствующее в целом внушительной и волнительной тематике песни.

Одной из самых заметных композций альбома, одновременно совершенно не вписывающейся в концепцию симфо-металического стиля группы, является собственная версия песни из репертуара итальянского тенора Алессандро Сафина «Luna». Начинается она и вовсе с женсокого вокала, неприятно похожего на голос Кэндис Найт, что отдаёт лёгкой попсой или соулом, но затем по телу пробегают мурашки после того, как в игру вступает Конти. Он не рвётся поразить слушателя с самого начала он лишь скрупулёзно следует оригиналу. Очевидно, этот интересный приём с самого начала задумывался для того, чтобы поразить слушателя показать ему истинные возможности нового вокалиста. Ну что сказать, версия Алессандро Конти получилась более воздушной, не столь классической. У Сафина голос более “мясной” и приземлённый. Говоря по совести, кавер этот практически не уступает оригиналу и тем удивительнее, что он был сделан группой столь далёкой от него стилистически!

«Clash of the Titans» зажата между двумя основными треками альбома, но всё равно не остаётся незамеченной. Быстро, ярко, мелодично. Настоящий музыкальный освежающий душ. Особенно хороши и интересны волнительное и проникновенное вступление и неожиданная тема преследования-погони в виде милицейских сирен.

Одно из основных творений на этом альбоме, а возможно, и вообще в творческой истории Люка Турилли, истории его как композитора стала настоящая рапсодия под названием «Of Michael The Archangel And Lucifer's Fall». Рапсодия в том смысле, что это музыкальное произведение, состоящее из нескольких музыкально неродственных частей с сильными народными влияниями. Впрочем, народные влияния всегда были характерны для Rhapsody.
Композиция состоит из трёх частей и начинается меланхоличным перебором фортепианных клавиш, хриплым замогильным, неживым речитативом и далёким потусторонним тенором, подозреваю всё того же Конти, хотя ранее для этих целей приглашались гости из классической музыки. На этом часть под названием «In Profundis» заканчивается.
«Fatum Mortalis» – это в чистом виде Helloween эпохи Михаэля Киске и обоих Keeper’ов. Интересно, что вся композиция в целом занимает положение на этом эпохальном альбоме то же, что на альбомов именитых немцев занимала «Halloween» или «Keeper of the Seven Keys», понимаете та же удаль, вера в свои силы и немного чертовщинки, как приправы к ощущению безумной свободы! Почему в рецензии на этот альбом приходится так часто упоминать одних из родоначальников жанра вы поймёте чуть позже.
Вообще же по ходу прослушивания этого альбома, я не уставал поражаться, насколько легко и непринуждённо Конти меняет стили исполнения: от разгульного разливистого пения в стиле Киске назад к Фабио Лионе, через какие-то вокализмы, более подходящие для работе в жанра мюзикла!
Позле органного предисловия и дотошно вторящей ему электрогитары наступает черёд 3-ей части рапсодии «Ignis Divinus», которое на некоторе время возраждает дух отца Гамлета, я имею в виду неоклассические рулады, которые вполне могли очутиться и на каком-нибудь альбоме Ингви Мальмстина. Другое дело, что при всей каноничности игры Турилли с точки зрения композиционной, его невозможно ни с кем перепутать в плане звукоизвлечения. Турилли и Андре Ольбриха я всегда угадаю с трёх нот!
Суть «Ignis Divinus» осталась мне не очень понятной. Это был всего лишь набор традиционных для прежней Rhapsody “кинематографических”, как любит выражаться Турилли, штампов. Что не очень портит впечастления от номера и служит ему неплохим завершением.

Поистине королевский подарок ждёт всех любителей пауэра в качестве бонус-трека. После традиционных хоровых вступлений нас ждёт кавер-версия хелловиновской «March of time». Господи Иисусе и пресвятая Дева Мария, так идеально даже Альдос Валенсия не снимал манеру Фредди Меркьюри! Я специально долго изучал буклет: не спрятано ли там где-нибудь имя лучше хэви-металлического вокалиста в истории этого жанра? Может быть, он там спрятался под псевдонимом, как в Avantasia в своё время? Но поиски мои не увенчались успехом. Это всё Алессандро Конти. Он абсолютный двойник Киске с точки зрения голоса, хотя Киске – одни из самых непростых певцов для подражания. Соблюдено тут было абсолютно всё: и распевные моменты Киске, и особое шепелявое произношение согласных, и все попадания в ноты, и переходы на более низкие частоты. Признаться, я был сражён наповал этим треком!
Да, Турилли не чисто снял гитарные партии Хансена и Вэйката, но дословное копирование убило бы часть шарма этой кавер-версии.
Таким образом, число личин, масок Алессандро Конти не поддаётся никакому исчислению. Из них маска Фабио Лионе, кстати, даётся ему с наибольшим трудом. Но как он оказался настолько готов именно к манере Киске? Оказывается, Конти помимо карьеры оперного тенора долгое время выступал в составе кавер-группы Helloween под названием Trick or treat (тоже смысловая игра: так называют традицию выпрашивания сладостей на праздник Хэллоуин), которая, кстати, успела выпустить и 3 собственных альбома. Там-то он и поднаторел в манере пения под Михаэля Киске, что лично мной всегда будет восприниматься на ура.
Единственная слабость или особенность присутствует в исполнительской манере Конти – ему тяжело даются моменты, когда надо чётко, в “роковом ключе” пропевать определённые открезки. То есть своеобразные вокальные рифы. И, наверное, поэтому на данном альбоме мало песен, которые можно было бы напевать в компании друзей или в зрительном зале. Но, согласитесь, это такой, относительный недостаток…

В качестве итога хочу сказать следущее, сей достойнеший релиз я настойчиво рекомендую к прослушиванию всем любителям тяжёлой музыки, любителям использования классического оперного вокала в рок-музыке и поклонникам хорошей гитарной работы в том числе и в неоклассическом ключе. Теперь остаётся только подождать ответа от “материнской группы” Rhapsody of fire. Ежели он будет столь же хорош или хотя бы ненамного слабее, то это разделение однозначно пошло на пользу и музыкантам, и нам слушателям!