петрович

Галина Терешенок2
 В обычный будний день народу на озере было немного. Двое мужчин, одетые в одинаковые кожаные куртки и очень похожие друг на друга, поневоле привлекали к себе внимание. Один из них, постарше, держал в руке стеклянный баллон, в котором плавала рыбина. Они поставили банку у кромки воды и младший стал уговаривать старшего:

     - Ну, батя, давай выпускай Петровича. Ведь ты же ему обещал. В озере ему хорошо будет.

 Старший, взглянув в лицо сына, спросил:

           - Ты уверен?

            - Конечно!- энергично кивнул парень.

       Оба опустились на корточки и погрузили посудину в воду. Рыба, шевеля плавниками, медленно ушла в глубину.

          А теперь вернемся к началу истории. Десять лет назад жила хорошая и счастливая семья: супруги Олег и Дарья Орловы и их сын Дмитрий. Жили они, как и большинство россиян. Когда Диме исполнилось 18 лет, его призвали в армию. Как и многим его сверстникам, выпала Дмитрию доля служить в Чечне, откуда вскоре пришло родителям скорбное известие: сын пропал без вести. Дарья слегла. Спустя год, так ничего и не зная о судьбе Димы, она умерла.


             Оставшись один, Олег сначала крепился, а потом запил. У него исчез всяческий интерес к жизни. Он продал почти всю мебель и домашнюю утварь, постепенно превращаясь в спившегося оборванца.Проснувшись в очередной раз среди собутыльников и не обнаружив в квартире не только ничего спиртного, но и съестного, Олег предложил пойти на рыбалку, у него еще были леска и крючки. И вся компания отправилась на озеро.


                Рыбакам повезло. Улов был неплохой. Вернувшись, они пожарили рыбу покрупнее на старой выщербленной сковородке, а мелкую рыбешку бросили в наполненную водой грязную, заставленную немытыми бутылками и посудой ванну. Придя в себя от очередного кутежа, Олег увидел, что все рыбки плавают вверх брюшками. Все, кроме маленького пескарика. Мужчина смотрел - смотрел на пескаря и вдруг пьяно расплакался: « Ты один и я один. У тебя все умерли и у меня все умерли». Вскоре он рыдал уже в голос. Приятели всполошились, не в силах ничего объяснить. Олег тыкал пальцем в плавающую рыбешку и трясущимися губами повторял: « Вот, вот…». Собутыльники не поняли его, но изъявили готовность зажарить рыбу.


        Олег вдруг закричал: « Кого зажарите? Я вас сейчас самих поджарю! И вообще, что вы тут делаете? Уходите, уходите все!» 

               
              Вытолкав изумленных мужиков на лестничную площадку и захлопнув дверь квартиры, он умылся и долго - долго смотрел на себя в зеркало. А потом, аккуратно выловив пескарика, поместил его в стакан, быстро вымыл ванну, наполнил водой и выпустил рыбешку обратно.


                Осмотревшись, Олег заметил вокруг себя явный диссонанс: сверкающая белизной ванна и захламленная, покрытая двухлетним слоем грязи ванная комната. Он взял тряпку и стал мыть все подряд. Душа его ныла: все здесь напоминало о жене и сыне. Вот на кафельной плитке нарисованный Димкой автомобиль, а вот сломанная дверца настенного шкафчика, которую просила исправить Даша. Дашенька…


                Олег отшвырнул тряпку, схватил подвернувшуюся под руку бутылку с остатками сивухи и стал жадно глотать. До его слуха донесся всплеск воды. Он увидел, что пескарик мечется в ванне, высоко подпрыгивая, а от воды идет пар. Увлекшись самогоном, он забыл выключить горячую воду и рыбка теперь варилась заживо.


              Мужчина быстро « выудил» рыбешку и временно поселил в кастрюлю. В суматохе он ногой задел бутылку и бесцветная жидкость, пахнущая ацетоном, вылилась на пол. Олег, глядя на пролитое «добро», болезненно поморщился, но сил идти куда - то и раздобывать спиртное у него уже не было. Его организм, отвыкший от физических усилий, настоятельно требовал отдыха и он уснул сидя, положив голову на краешек ванны, где снова в чистой воде плавал пескарь.


               Так для Олега началась новая жизнь. Он много времени проводил, наблюдая, как рыбка плавает, ныряет, работает плавниками. Неторопливые, плавные движения рыбешки успокаивали и завораживали. Теперь, убрав свой участок, Олег торопился домой: ведь там его ждал Петрович, так он назвал пескарика. Петрович, плавая в воде, внимательно, как казалось Олегу, слушал все рассуждения  о жизни, о политике, о работе, иногда взмахом хвоста выражая свое полное согласие с человеком.


             Прежние приятели Олега вначале пытались, как раньше, «весело» провести время в его квартире, на что тот отвечал, что Петрович не любит шума. «Друзья» многозначительно переглядывалисьИ вертели пальцем у виска, но со временем потеряли к Олегу всякий интерес.


          Постепенно жизнь стала налаживаться. Олег нашел другую работу, купил кое - что из мебели, на могиле жены установил памятник. Старенький черно - белый телевизор, который дал сослуживец, смотрел редко, но однажды, слушая телевизионные «Вести», услышал, что в результате спецоперации на Северном Кавказе были освобождены трое военнослужащих. Среди них он узнал сына.


             С возвращением Дмитрия домой для его отца вернулась и нормальная жизнь. Дима с пониманием отнесся к плавающей в ванне рыбине. Много пережившие люди всегда терпимо относятся к причудам и странностям окружающих. Но вскоре Олег заметил, что пескарь стал плавать на боку. Вызвали на дом ветеринара. Тот вначале стал возмущаться: « Вы что, с ума сошли? Вы бы меня еще к смертному одру комара вызвали!» Но, посмотрев на серьезные лица двух мужчин, что - то понял и сочувственно сказал: « Это вообще чудо, что он у вас в ванне столько времени прожил. Отпустите вы его  в синее море, то бишь в озеро, пока жив. Вот вам мой совет. Там и вода, и пища другая. Умрет он здесь у вас».


             На следующий же день Олег и Дмитрий выпустили свою необыкновенную рыбку в озеро, рыбку, которая сумела только одним своим молчаливым присутствием удержать Олега на краю бездны, именуемой алкоголизмом, а может быть, и на краю самой жизни.   


©