Атаман Дутов в Браиловке

Михаил Решин
 В истории Гражданской войны на Южном Урале посещение отступающими отрядами Дутова в средине апреля 1918 года станицы Браиловской не имеет особого значения. В воспоминаниях генералов И.Г.Акулинина, А.И.Дутова только упоминается эта станица. Енборисов чуть более описал остановку дутовцев в Браиловской.

  С большими подробностями это событие описано в воспоминаниях Василия Федина. А с его подачи и другими советскими краеведами. Цель этих публикаций – показать зверство белогвардейцев.
  Но пришло время, когда появились новые материалы, открывающие как характер самого атамана Александра Ильича Дутова, так и всех обстоятельств того времени. Можно по-новому посмотреть на этот  эпизод Гражданской войны. Дутова больше занимали политические вопросы, а всю вооруженную борьбу он перекладывал на опытных казачьих командиров, которые прибегали к жестким мерам.

  Утром 16 апреля 1918 года атаман Дутов, возглавлявший четыре партизанских отряда и офицерский взвод в сопровождении обоза с различными учреждениями штаба, транспортом раненых и беженцев, выступил из станицы Красинской на юг. Решено было пробиться в Тургайские степи, чтобы, набрав силы, освободить Оренбург.
  Партизанские отряды дутовцев возглавляли: войсковые старшины Г.В.Енборисов и Ю.И.Мамаев, подъесаулы В.А.Бородин и К.Н.Михайлов. Офицерский взвод возглавлял есаул Савинов.

  Двигаться приходилось большей частью по открытой местности, где лишь изредка попадались березовые колки. Но движение сдерживал огромный транспортный обоз. Конница, имея пулеметы на легких тарантасах, сравнительно легко маневрировала, посещая на флангах поселки и станицы, отражая нападки преследующих карательных отрядов красных. Была весенняя распутица.  Движение было только ночью, когда подмерзала дорога.

  Даже небольшие степные речушки начинали вздуваться весенним половодьем, затрудняя переправу. Но благодаря удачно выбранному маршруту, хорошо организованной разведке, удалось пройти несколько станиц: Кассельскую, Остроленскую, Требиатскую, Наваринскую без боёв.
  Подвижные кавалерийские отряды посетили поселки Кацбахский, Новинский, Черкасинский, где закупали провизию, свежих лошадей. Собирали добровольцев.

  Красные, до 2000 человек с артиллерией, форсированным маршем направились через станицу Спасскую, Верхнекизильскую на станицу Магнитную. Здесь они разделились – Н.Д.Каширин повел свой отряд через поселок Наваринский в станицу Черниговскую.
  Василий Блюхер со своим отрядом пошел на станицу Кизильскую и далее к станице Уртазымской.

  Девятнадцатого апреля показались 8 янгельских подвод около хутора Коноваловского. Когда они поднялись на гору, их встретила конная колонна отряда Енборисова и повернула обратно. Один из возчиков пытался бежать, но был убит.
  Из хутора через реку Зингейку перебрались большевик Александр Евстюшин и 14-ти летний парень Василий Федин, чтобы узнать, кто движется – красные или белые. Их встретили всадники в погонах и стали спрашивать, как проехать в станицу Браиловскую, где дорога, как переправиться через реку Зингейку.

  Офицеры дали задание Евстюшину, как взрослому, чтобы срочно добрался до Браиловской и сообщил атаману станицы –  приготовить 5 – 10 хороших лошадей, 5 – 7 голов быков на мясо и другое. Евстюшин с Фединым постарались как можно быстрее прибыть к своим товарищам.  Они предупредили большевиков, чтобы прятали оружие и уезжали в поселок Янгельский.
  Когда Евстюшин с друзьями покидали станицу, с другого конца Браиловки уже входила колонна отряда Дутова. Была погоня до 6-7 верст, но, не догнав, отстали.

  Приведу отрывок из книги воспоминаний Гавриила Васильевича Енборисова «От Урала до Харбина»:
- «Тут не лишним будет отметить, что браиловцы одеты были по-праздничному, во всех домах готовился обед.
 Жарились гуси, окорока – словом шла подготовка к встрече каких-то гостей. Я спросил хозяйку, что сие значит, она говорит: «Извините товарищи, мы ведь получили распоряжение подготовить вам обед только к 12 часам, а вас Бог принес раньше».

   Я смекнул, что мы съедим чужой обед и побежал к Дутову, у него было то же самое. Когда я сидел у Дутова, быстро вошел комендант Заваруев и доложил, что в школе идет какой-то митинг. Пошли: комиссар Фадеев, привезший распоряжение от Блюхера о приготовлении хорошего обеда для всех товарищей, предупреждал жителей – встретить Красную армию с подобающим почетом. Программа этой встречи и разрабатывалась.
  Мы с комендантом вошли в школу.   Атаман станицы и жители растерялись, многие меня там знали – я в прошлом был наблюдающим за обучением казаков.   Фадеев убеждал жителей не подчиняться Дутову, а признать Советы. Ну, конечно, митинг был прекращен. Покончив с Блюхеро-Каширинским обедом, мы выступили дальше и, пройдя ночь, 20 апреля, около полудня, заняли станицу Бриент».

  По воспоминаниям Василия Федина (которого, кстати, в это время не было в станице) дутовцы в Браиловке провели митинг, призывая браться за оружие и воевать против советской власти. Был произведен и суд над семерыми янгельскими возчиками, обвинив их в мародерстве, так как в подводах нашли плуги, бороны и другой сельский инвентарь.
Кроме комиссара Фадеева, был арестован Блинников. Это были представители из Верхнеуральска, и они проводили с казаками беседы о неподчинении Дутову и поддержке новой Советской власти.

  Их, вместе с 7-ю возчиками, вывели за станицу и расстреляли. Расстрелом командовал есаул Савинов, хотя в воспоминаниях Федина он фигурирует как Савинков.  А уже советские краеведы назвали его Борисом Савинковым, террористом.
  Событие это не радостное, но если посмотреть как бесцеремонно и без всякого суда красные расстреливали казачьих офицеров и вообще «всякую контру», то становится понятна суть страшной братоубийственной Гражданской войны. Количество жертв в этой войне до сих пор точно не установлена (7 - 10 миллионов человек).

  А отряд под командованием Дутова, покинув станицу Браиловскую, продолжил свой Тургайский поход мимо поселка Измаильского в сторону поселка  Бриент, где произошел бой с догнавшими его 21 апреля объединенными отрядами Блюхера и Каширина. Василий Блюхер вел свой отряд через станицу Кизильскую, Уртазымскую. Николай Каширин шел по следам отряда Дутова от станицы Черниговской, через Браиловскую.

  Навязав красным встречный бой, дутовцы дали возможность пехоте и обозу оторваться от преследования и уйти в поселок Елизаветинский.Это был последний поселок на Оренбургской войсковой территории. Оттуда 23 апреля около 10 часов утра они вступили в станицу Адамовскую Тургайской области.

  Здесь отряд Дутова, считая, что оторвались от преследования красных, решил отдохнуть. Но днем показались разведывательные дозоры каширинцев, и пришлось спешно подниматься и двигаться дальше. Вздувшиеся реки не дали красным отрядам продолжить  преследование. Колонна Дутова могла спокойно двигаться к городу Тургаю.
 
  Уже в средине мая, преодолев 500 километровый путь, вошли в город Тургай, где обнаружились казенные склады с продовольствием и артиллерийскими припасами. Эти запасы остались с 1916 года от отряда генерала Лаврентьева, усмирявшего киргизов.
  В Тургае бойцы А.И.Дутова смогли отдохнуть, хорошо вооружиться, т.е. набраться сил для дальнейшей борьбы.
  А отряды Василия Блюхера и Николая Каширина направились к Оренбургу, так как там сложилась опасная обстановка захвата города белыми партизанскими отрядами.