…………………………………………………………………………….
Очень дождливый, и ветреный, холодный воскресный день. Снег с дождём ложится на молодую майскую зелень, которой даже такой собачий холод не мешает расти, расти бурно, с каждым днём – всё гуще и ярче. Это заметно невооружённым глазом, как всё стремительно покрывается зеленью. Лишь бы немного тепла, хотя бы плюс пять. Но -- не погуляешь… В такую погоду остаётся только сидеть дома, и что-нибудь читать, или смотреть киношку…
………………………………
Сергей Есенин
**
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
О, возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.
Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце налилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.
И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.
Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными – кладбища и хаты.
Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.
Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.
(1923)
(*Сергей Есенин, Т-2, изд-во Москва 1966)
Пушкинский ритм,пушкинские, ясные мотивы почти в каждом стихе … Осени, взросления, восприятия поры осени, как поры ясности, отрезвления от страстей и бурь, пора духовной чистоты, стремления к этому…
То, как в современных попсовых пресс-изданиях интерпретируют образ Хулигана (открытие в мировой литературе Маяковского и Есенина) – это какой-то гадкий перевёртыш… Всё, что переходит в колею массовой поп-культуры (и особенно в прессу, как, теперь уже нечто совершенно обывательское) из литературы серьёзной – очень часто становится гадким перевёртышем с безумной улыбкой Джокера…
Для меня лично и Бёрнс, и Байрон не чужды были этим вот хулиганским настроениям – мальчишеским, бесшабашным, дерзким. И дэндизм в какой-то степени можно считать хулиганством, в рамках светских салонов. Изысканность и утончённость доведённая до уровня «сверх», и, таким образом, ведь хулиганство.
Есенин написал это стихотворение в 1923 году. Ещё совсем молодой человек, всего 28 лет, и через два года его не станет, он примет трагическую, страшную смерть… Когда читаешь письма Есенина, ясно видишь – какой это, несмотря на всё звучание осени в стихах, ещё молодой человек! Вдруг эти порывы (Толстовские, из «Отрочества»), быть хорошим, только хорошим, правильным, и – красиво одетым. … Я думаю, физическая усталость, и усталость эмоциональная – эти периоды у творческого человека не синхронны… Возраст – молодого человека, слова – уже человека эмоционально утомившегося, горевшего очень ярко (и ведь никак по другому не получится… ):
«Я нарочно иду нечёсанным,
С головой, как керосиновая лампа на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потёмках освещать.
Мне нравится, когда каменья брани
Летят в меня, как град рыгающей грозы,
Я только крепче жму тогда руками
Моих волос качнувшийся пузырь».
С.Есенин , знаменитая «Исповедь хулигана». По ритму, по звукописи именно в этом отрывке – очень похоже на Маяковского, и, я думаю, специально так сделано. Два хулигана, Есенин и Маяковский. «…И скандалил для того, чтобы ярче гореть…». Всё великолепие осени в листьях, увядающих, но ярко расцвеченных. И, конечно «безлиственная осень» -- это осень лишённая красок, то есть уж совершенно мрачная, поздняя. У Поэта даже осень лиственная и яркая, у обывателя, погрязшего в правильной серости и «эякулирующем сале» ( очень точная фраза –определение Ильи Кормильцева, из его последних интервью) – осень только безлиственная, и совершенно мрачная… Потому что время осени, так или иначе, настигает всех, от этого не убежать никому.
«…Ведь и себя я не сберёг
Для тихой жизни, для улыбок…»
(*С.Есенин, «Мне грустно на тебя смотреть…», 1923 )
Очень-очень велика так же внутренняя перекличка со стихами Пушкина: «для тихой жизни, для улыбок», и Пушкинское «Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман».
Да и, вот в этом стихотворении (*которое привела в начале, полностью), переклички с Байроновскими «Стансами к Августе», с его обращением именно к другу, к сестре. К женщине, да, тоже – к женщине, но в другом настроении, без открытого эротизма. Более спокойно – и более глубоко, с глубинным и сильным любованием женщиной. Обращение к той части истинно-женской сути, которая дарит мужчине не страстность, а утишение (от слова тихо,тихость…) , сочувствие, нежность... тихий свет…Эти же мотивы можно найти в стихотворениях Шелли к Джейн.
………………………………………………
Мой папа (гитарист-классик Владимир Артамонов) очень любил Есенина, и написал на его стихи ряд великолепных песен, но не в стиле шансона, как принято теперь интерпретировать Есенина. В слишком надрывном , не тонком ключе (часто – тюремного) шансона я Есенина не воспринимаю. В более нежном, романтическом, Шубертовском настроении — да. Для меня Есенин великий Поэт, нежная, прекрасная душа, как Пушкин, как Бёрнс,… и даже как Набоков, как Блок, в каких-то настроениях и мотивах. Навсегда слитый с тонким ощущением Родины, России, нашей природы, света наших полей, и рощ, и небес.