если завтра война... Странички дневника

Дина Иванова 2
Странички дневника.

20 июня 2014 год.

Неожиданный звонок в дверь прервал  завтрак в уже знакомой квартире.
С утра никого не ждали поэтому немного удивились.

  - К тебе? - взглядом спрашивает дочь Надежда..

  - Нет, - мои в лагеря разъехались.

Через пару дней и она отправляется в "Зубрёнок".
Вприпрыжку побежала открывать дверь.

   - Здрасьте, - голос девочки растерянный, - Мам, к нам Зинаида Степановна.

Надя тоже немножко удивлена, но рада повидаться с бывшей воспитательницей из детского сада.

   - Вика, как ты выросла, повзрослела, - приобняла девчушку. Я к вам с просьбой. Вы помните наш утренник прошлого года, когда Вика читала страницы из дневника своей бабушки? В районе уже нет ветеранов, - она глубоко вздохнула, - мы вновь готовим маленький спектакль - "Если завтра война...".
Пришла пригласить вас и Вику почитать ту запись из дневника, с которой вы познакомили нас в прошлом году

Вика вспыхнула маком красным, подтянулась и так по-взрослому:

   - Мамочка, мы обязательно пойдём. Я вспомню нашу дорогую бабулю, - и уже по-детски,- с подружками повидаюсь.

   - Спасибо,Зинаида Степановна, вам, что вспомнили о нас, о нашей семейной реликвии. Да, да сейчас достанем записи, нашу любимую фотографию. Ждите нас на утреннике. Мы с вами просто обязаны сохранять эту связь, эту память о тех, кто боролся против фашизма и победил.

Когда ушла воспитательница, рассматривая альбом, у Надежды мелькнула мысль: - "Возможно сегодня, как никогда ранее, нужно ребятам напомнить, как страшна эта чума - фашизм...Какой ценой досталась Победа".

 ---

 20 июня 2013 год.

Это был день, когда они шли с Викой в садик особо взволнованными.
 
Прекрасное солнечное утро. Через два дня у Викуши в детском саду выпускной бал.
Хлопоты родителей по этому поводу нынче можно сравнить, разве что с подготовкой к свадьбе. Наряды, цветы, подарки для подружек и воспитательницы. А ещё нужно выучить новое стихотворение или песню.
Как раз сегодня  репетиция. Совсем нежданно-негаданно пришла подсказка, что Вика будет читать на выпуске…
В суматохе как-то никто не обратил особого внимания на дату.
 
Праздничный утренник намечен на 22 июня…

Они, как бесценную вещь, несли на утренник старую  тетрадку бабушки-прабабушки. Это семейная реликвия – бабушкин дневник. Всего несколько чудом сохранившихся страничек: «15 июня 1941 год. 22 июня 1941 год». 
Надежда сразу решила, что Виктория прочитает бабушкины строки о начале Великой Отечественной войны…
Это будет  напоминанием детям о старшем поколении, пережившим все ужасы войны. Пусть они знают и помнят, что и их нынешний светлый праздник дарован ими.
Они боролись и за их счастливое детство, отстояв честь и независимость Родины. Может быть, у детей появится желание глубже понять, что значит слово – долг!
Надежда не знала, как к её решению отнесётся воспитательница, но знала, что Викуша захочет это сделать. Стихи-то, пусть не совсем совершенные, но наполненные искренним патриотизмом, писала её любимая прабабушка, когда была совсем молодой…
Надину идею отец и муж поддержали.
 
Только вчера они  все вместе закончили разбирать бабушкину квартиру. Прошло почти три года, как её не стало. И всё это время Надежда приходила сюда или одна, или с Викой: полить цветы, пропылесосить книги, да и просто подышать воздухом своего счастливого детства.
О том, чтобы квартиру продать или сдавать они в семье  никогда не обсуждали. Эту квартиру бабушка подарила Вике. Вот и дожидалось  жильё своей новой хозяйки.
И только, когда приезжали родственники или друзья, их поселяли  здесь.
Родственников, правда, было немного.
Какие-то дальние дедовы родственники проживали в Риге, они часто наведывались и подолгу, особенно в последние неспокойные годы, гостили у них. А сейчас обратились с просьбой приютить на время племянницу, которая собралась поступать в Академию культуры. Отказать этим людям они не могли.
Отец Нади -  сын бабушки, который тоже любил, приезжая к ним,  останавливаться здесь.
В этой квартире до его отъезда на Алтай они прожили с бабушкой без малого четверть века. Квартира хранила память о самых дорогих его сердцу людях и днях. Сюда он принёс долгожданную, позднюю кроху по имени – Надежда.
После смерти жены, можно сказать под сильным давлением бабушки, он принял предложение возглавить строительство крупного предприятия, и надолго обосновался в тех далёких краях.
Надя осталась с бабушкой. Даже после того, как у отца образовалась новая семья, они сохранили очень тёплые отношения. 
Он был  их главным советчиком, помощником, а в последние годы и щедрым кормильцем.
Надежде с мужем повезло: они купили маленькую двушку на одном этаже  с бабушкой и практически продолжали жить одним домом.
Отец Нади выкроил время и прилетел принять активное участие в подготовке внучки к школе.
Вот сообща они и приняли решение, перед приездом  родственницы разобрать бабушкину квартиру.
У каждого здесь были свои особенно дорогие уголки.
Викуша обожала бабушкин шкаф с большим зеркалом внутри. Можно было перемерить все бабушкины шляпки и шарфики. Она могла часами крутиться у зеркала.
Её дедушка, как всегда, устремился к книжным полкам, отбирая свои любимые книги, постоянно вызывая в свою бывшую комнату  Надю и Вику, показывая им книги с дарственной надписью от бабушки.
Надя больше всего обожала бабушкин кабинет. Здесь хранились десятки альбомов с фотографиями, коробки с письмами  и открытками.
Сколько слёз было пролито  над письмами - перепиской её отца и матери. Они дышали нежной любовью и яркими мечтами. Ещё в детстве она дала себе слово, что будет стараться быть похожей на них и на любимую бабушку.
Здесь в отдельной картонной папке находились и ещё две дорогие реликвии: бабушкины награды и совсем старенький блокнот, в котором были стихи, написанные бабушкой в юности, и несколько страниц, вырванных из дневника.
На вопрос Нади, а где сам дневник, бабушка как-то разъяснила:
- « Через неделю после начала войны мы с родителями были уже в госпитальном поезде, уходящем на фронт. Я прихватила свой блокнот и вырвала две страницы дневника».
Бабушка со своими родителями - медиками прошла всю войну. В военных поездах и госпиталях помогала им, как нянечка, а иногда и как медсестра.
Врачом она не стала. Стала специалистом - дорожником, позже ушла в науку, и связала свою жизнь с преподавательской работой. В доме всегда толпились студенты и аспиранты.
Надежда развернула эти два листочка и…


+++


15 июня 1941 год.

Мне вчера исполнилось  шестнадцать лет. Мы очень весело  отметили мой день рождения. Мама напекла целую кастрюлю душистых шанег, и мы пировали на реке. Читали стихи, играли в лапту. Наша команда всегда побеждала. Просто лучший игрок – Костя, вёл всех нас. А мне большей радости, чем быть рядом с ним, и не надо. Все уже чуточку над нами посмеиваются: жених и невеста. Ой, что бы сказала мама, если бы узнала, что я с ним уже один раз целовалась. Я младшая в классе, старшие девчонки учат меня жизни. Мне смешно. Зря они думают, что красавец Костя просто играет «любовь». 22 июня у нас выпускной,  и мы решили после него  всем рассказать, что вместе поедем поступать в Московский  педагогический институт.  Мы - друзья, и мне кажется, что я его люблю. Немного тревожно на душе.  В воздухе попахивает войной. В Европе она уже бушует вовсю. Мы верим своим вождям и славным командирам – они не допустят.

22 июня 1941 год.

Меня ещё до рассвета разбудил отчаянный стук в дверь. Просыпаясь, я вспомнила, что родители на дежурстве. Открываю глаза: на стуле лежит, подготовленное к выпуску красивое платье. Мама перешила его мне из своего крепдешинового: нежно-синего, в большие белые горохи.
Стук не прекращался, побежала открывать. На пороге стоял бледный Костя. – «Война!». Мы побежали на кухню, включили радио. Ещё не было шести утра, оно молчало. Костя рассказал, что им позвонил дядька из Житомира - их бомбят. Мы побежали к маме в больницу. Там тоже никто ничего не слышал. Мы жили на границе с Украиной. Нам строго настрого запретили болтать. До обеда мы не находили себе места. И только в полдень заговорили в городе все репродукторы. Сначала передали официальное сообщение, а позже всех приковал к радиоточке  голос Левитана:
«Внимание!
Говорит Москва!
Говорит Москва!
Заявление советского правительства.
Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города: Житомир, Киев…»

Не раздумывая,  побежали к школе. Наши почти все уже были там. И мальчишки, и девчонки мгновенно приняли решение…все идём добровольцами на фронт!!
В военкомате с нами не стали разговаривать, им было не до нас. Появился наш военрук. Он забрал мальчишек. Нам велел идти в школу. Нужно было  быстро обклеивать бумагой все окна.

Детство кончилось…

Я схватила лист бумаги и стала писать. Получилось что-то вроде  стиха:

Когда беда – мы вместе, Родина моя!
Мы не дадим врагу смеяться над тобой:
мы в бой,
мы в бой!
Не мстить пойдём -
Мы жизнь людскую будем защищать.
Детей и землю сберегать!
Тебе докажем:
Черным силам не дано закрыть рассвет,
Убить в нас веру –
мы умеем побеждать!
Честь свою и всех людей -
Мы - отстоим!
Мы - отстоим!

+++

Надежда внимательно наблюдала за лицами детей, когда Викуша читала бабушкины стихи.
Они понимали! Они верили!
Воспитательница даже прослезилась. Ребята окружили дочку. Всем хотелось посмотреть и потрогать бабушкин блокнот и этот листок.
Мальчик Петя подошёл к ним и так доверительно сказал: - «Мы тоже храним  папиного дедушки награды. Он живёт с нами и много мне рассказывал о войне ».
Спонтанно приняли решение - пригласить на утренник Петиного прадедушку. Он ещё достаточно бодр и расскажет детям о своём дне …. 22 июня 1941 года…

+++

Вот так  удалось напомнить детям о войне,  помочь им понять – Память Свята!

ПАМЯТЬ СВЯТА.