Древний русский географ, описывая социальное пространство Московского государства, отметил в Книге Большому чертежу: "а ниже реки Ика 40 верст на реке Каме город Чертов - Елабуга тож". В 1767 г. Екатерина II совершает путешествие по Волге, по результатам этой поездки она даёт поручение Академии Наук об организации экспедиций для изучения этого края. Один из участников экспедиции, капитан Н. П. Рычков, писал о Елабуге (1769), отметив при этом: "Сия часть Казанской губернии достаточна примечательна не только потому, что естественное положение земли,... превосходит другие места внутрь сия губернии лежащи; но больше еще по тому, что она в самой древности составляла часть царства Болгарского".
В ходе своих изысканий капитан Рычков подробно описал несколько десятков болгарских городищ и собрал местные предания, так было положено начало историческим исследованиям территории Нижней Камы. В ходе изучения территории возникла и топонимическая проблема, частный её случай, не разрешенный до сегодняшнего дня - какое содержание (идею) имеет топоним Елабуга?
1) Существующая этимология. Географическая энциклопедия
"Елабуга - город, р. ц., Татарстан. Возник во второй половине XVI в. как татар, селение Алабуга; название из тюрк, личного имени Алабуга (букв, ;пестрый бык;, где буга ;бык; символизирует силу и могущество носителя имени). (???) С увеличением доли русск. населения в деревне возводится церковь и появляется особо почитаемая икона Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), по преданию подаренная церкви царем Иваном IV Грозным. С этого времени деревня становится селом с названием Трехсвятское; дополнительно используется также татарское название в искаж. форме Елабуга. С 1780 г. у. г. Елабуга". Есть и другие версии: "Военная крепость, названная булгарами Ала-буга (пегий, серый, злой + бык, змей, богатырь), возникла на месте бывшего укреплённого поселения угров".
Очевидно, что топоним Елабуга не имеет рационального истолкования (не связан с действительностью), отметим, что в иудаизме (материнская религия), христианстве и исламе не было традиции называть природные и искусственные географические объекты именами людей - грех (не возводи себе кумира). Поселение могли назвать в честь святого в ходе колонизации территории (освящение местности, выбор святого покровителя), в топонимике императорского периода (с XVIII в. усиление светской власти) - именем царя (высший земной авторитет), но никогда именем героя или вождя (топонимическая традиция советского периода, через 70 лет пришлось переименовывать).
* Поразительно, но топография села Елабуга Хабаровского района один в один повторяет топографию города Елабуга в Татарстане! Елабужское сельское поселение Хабаровского района Хабаровского края (неподалёку от Хабаровска, на Амуре), основано в 1910 году переселенцами из Вятской губернии. Отметим, что долгое время граница между Россией и Китаем в этом районе не была установлена точно, т.е. обозначена знаками на местности. Очевидно, что переселенцы с Вятки (река впадает неподалёку от города Елабуга) принесли с собой полюбившийся им топоним, но какую мысль он выражал на границе с Китаем, что между древним городом и селом XX века общего???
2) Краткая история Волжской Булгарии (X-XV вв.)
После открытия "Хазарии" М. И. Артамоновым в 50-х г. XX века, материалы его 30 экспедиций стали известны мировой науке, в связи с хазарами "всплыла" история и Волжской Булгарии. * Племена под названием "болгар" впервые упоминаются в Анонимном римском хронографе (354 г.) как обобщающий этноним праболгарских племен. Этнос определился (IV) в регионе к северо-западу от Кавказа (Тамань, Дон), где рядом (Тамань, Крым), с первых веков новой эры, проживало значительное еврейское население (есть множество артефактов). В 635 г. хан Кубрат (воспитывался в Константинополе, имел сан патриция) объединив несколько болгарских племен, создаёт предгосударственное формирование, известное как Великая Болгария, после его смерти в 665 г. произошел распад этого объединения.
Часть элиты Хазарского каганата - болгары, некоторые их группы, не подчинившись хазарам, активно участвовали в освоении новых территорий и торговых путей, что очевидно прослеживается при рассмотрении экспансии болгар в VII-VIII веках. Удачная попытка в контроле над торговым пространством по Дунаю была совершена ханом Аспарухом (могилу хана нашли в Запорожье). Своим конечным результатом она имела новое государственное объединение - Болгарское царство (680), был перекрыт торговый путь по Дунаю. Чуть позже хан Котраг со своим кланом переселяется в район Средней Волги и Камы, где была основана Волжская Булгария - перекрыт торговый путь по Волге и Каме.
* Хазарами был освоен торговый путь Волга-Каспий, принесший колоссальные прибыли властной верхушке, на Волге зафиксирован поток арабского серебра; иврит - КАСПИ (й) ;;;;;;;; серебряный, денежный (известен также термин Серебряная Булгария). Какая мощная организация и идея могла сдвинуть с насиженных мест массы людей и направить их в СТРАТЕГИЧЕСКИЕ точки древней экономической деятельности, какая организация могла обеспечить их материально переселение и обустройство? Неужели все "вращалось" вокруг борьбы за "пастбища" между хазарами и болгарами, как нас уверяют историки?
Как предполагает автор, организацией устроившей колонизацию бассейна Волги и Днепра, были еврейские военно-торговые общины Крыма и Тамани, находившиеся на границах мира цивилизованного и варварского. Они организовали заселение не обустроенного пространства, как противодействие - Византии, монополизировавшей торговую и экономическую деятельность в регионе Причерноморья. Переход в иудаизм хазар - результат успешной экономической и идеологической деятельности еврейских общин. Элита хазар убедилась практически (разбогатели на транзитной торговле) в эффективности еврейской общественно-религиозной системы и приняла социальную и экономическую модель развития общества, предлагаемую иудаизмом; болгары - активные участники этого процесса.
* Исследователь русских летописей и историк А. А. Шахматов, в отношении Болгарии Дунайской полагал: "быть может, в Болгарии высшие классы общества, до принятия христианства, придерживались, как и у хазар иудейства, лишь медленно, уступавшего место новой религии; дальше эти следы выражались в большом количестве ветхозаветных апокрифов, ведущих иногда прямо к еврейскому источнику, ... Еврейство держалось в Болгарии очень устойчиво".
Итак, мы предлагаем переосмыслить процесс формирования пути "из варяг в хазары" или Волжский пушной путь, и рассмотреть колонизацию Волги со стороны идеологической - первоначально иудейской. Никто ведь не будет отрицать существование иудейского Хазарского каганата, первого государственного образования в регионе Днепр - Дон - Волга - Кавказ.
3) География и границы
а) Археолог С. А. Плетнёва отмечала: "Вассальная зависимость Волжской Болгарии от хазар сохранилась вплоть до гибели каганата, хотя к началу Х в. она, по словам Ибн-Фадлана, бывшего при болгарском дворе в 922 г., стала минимальной. Буртасы, эрзя, черемисы - мордовско-мерянские племена, из которых, безусловно, наиболее сильными были буртасы - вассалами каганата в отличие от болгар так и не стали" (С. А. Плетнева. Хазары).
б) Л. Н. Гумилёв в своей работе "Древняя Русь и Великая степь" писал: "В состав Хазарии вошли: буртасы (на Средней Волге), болгары (на Нижней Каме), сувазы (чуваши на Верхней Волге), арису (мордва эрзя), черемисы (мари, в Заволжье), вятичи (на Оке), северяне (на Десне) и славяне, "под которыми подразумеваются другие славянские племена"". На карте Гумилёва в работе "Открытие Хазарии" (Хазарский каганат X в.) восточная граница каганата поднималась от устья реки Урал строго на север - до Елабуги, здесь граница поворачивала на ЗАПАД до верховьев Днепра, затем по Днепру на юг вплоть до Черного моря (включая Крым); южная граница - предгорья Кавказа. В работах других авторов карты содержат некоторые отличия, меняется Ю-В граница до Арала и южная, но неизменной остаётся северная граница и её стык с восточной пограничной линией - Елабуга.
в) Википедия/Волжская Булгария. Территория
"Основные земли лежали в Западном Закамье, на левобережье Волги к югу от Камы и до реки Шешма на востоке. Здесь находились такие политические и экономические центры государства, как Биляр, Болгар, Сувар, Джукетау и другие крупные города. Самым густонаселенным районом являлся бассейн Малого Черем-шана с Биляром Великим городом в центре. ... Предкамская территория государства, т.е. земли, лежащие к северу от Камы, была заселена относительно слабо. Основные булгарские памятники сосредоточены в прибрежной зоне Камы, на Меше и Казанке, где еще на рубеже X-XI вв. возникает военная крепость и торговое поселение Казань".
г) На карте Восточной Европы XV-XVI вв. в работе М. Г. Худякова "Очерки по истории Казанского царства" (Казань, 1923) отмечен город Елабуга, он занимает пограничное положение, к северу отмечены - вотяки (удмурты). На запад от реки Вятка - черемисы, к югу - Казанское царство; автор отмечает, что Елабуга в то время - татарское селение. В 1557 году, вслед за покорением Казанского ханства, правительство Ивана Грозного произвело раздачу его земель русским поселенцам, ханские земли и владения казанских князей и знати были конфискованы, татарское население переселено вглубь территории.
д) Археолог Халиков А. Х. и историк Казаков Е. П. считают, что северная граница Булгарии проходила по правому берегу реки Камы, западная - в районе бассейна реки Свияги, восточная по линии Чистополь-Билярск или рекой Шишма, южная в районе Самарской Луки. Таким образом, северная граница Волжской Булгарии одновременно являлась и северной границей Хазарского каганата.
е) Южная граница Вятской губернии на карте 1901 г. проходила по Елабуге.
ж) В Атласе Российской империи Елабуга занимает пограничное положение, между Казанской, Оренбургской губерниями, южная точка Вятской губернии; год издания атласа - 1835.
з) Язык
Согласно восточным источникам и мнениям подавляющего большинства исследователей языки хазар, болгар и савиров-сувар (мертвые языки) были близкородственными, реликты этих языков усматривают в тюркском языке чувашей, сам этноним чуваш возводится к названию суваз. Отметим, что государственным (религиозно-административным) языком Хазарского каганата являлся иврит, на нем велось делопроизводство. Согласно общепринятой в то время традиции вассальные правители отправляли своих детей ко двору кагана как заложников, где их соответственно обучали и воспитывали. При дворах местных правителей естественно находились представители каганата, контролировавшие общее состояние дел на подвассальной территории и защищавшие торговые интересы административной и военно-купеческой верхушки каганата, следовательно, волжским булгарам был знаком деловой язык каганата.
Таким образом, Волжская Булгария являлась вассальной территорией Хазарского каганата, в Хазарии естественно её рассматривали как часть своей территории (страны); у каждой территории должны быть свои пределы (границы), внутри которых осуществляется административное управление. Мы установили, что северная граница Волжской Булгарии проходила по реке Кама, на Каме в районе Елабуги был стык северной и восточной границы Хазарского каганата. Административное управление экономической и торговой деятельностью бассейна Волги и Камы вплоть до середины X века осуществлял Хазарский каганат, других государственных формирований не было.
4) Инфраструктура торгового пути
В хазарский, булгарский и золотоордынский период на Волге появились крупные для своего времени города, их расцвет связан с посреднической торговлей, чему способствовало выгодное географическое положение на колоссальном водном пути, международный товарооборот в средние века базировался на водных путях. Булгария принимала меры для защиты своих водных путей, которые приносили в виде пошлин значительный доход, для чего была создана инфраструктура обеспечивающая безопасность и контроль на речных путях.
Одним из таких пограничных и таможенных объектов этой инфраструктуры является "Чертовое городище", болгарский замок X века, расположенный на крутом берегу, чуть выше впадения реки Вятка в Каму, неподалёку от современного города Елабуга. У Елабуги река Кама совершает крутой поворот, отсюда видны обе части русла реки, судя по расположению на местности, крепость охраняла водный и караванный путь на северо-восток, в сторону Печеры и Урала (пушная торговля). В булгарский период площадь крепости составляла 400 кв.м., здесь находилась летне-зимняя переправа через Каму. Мы подошли к пониманию СВЕРХЗАДАЧИ Елабуги (Алабуги) - это пограничный пункт обеспечивающий безопасность на торговом пути и контролирующий торговые операции (сбор пошлин) в северо-восточном направлении по реке Кама. Следовательно, эта СВЕРХЗАДАЧА (понятная правителям и торговому люду) должна быть закреплена в имени.
Вывод
Предложенные варианты истолкования термина АЛАБУГА не раскрывают назначение (для чего?) этого поселения, носят характер народной этимологии, нам остаётся использовать религиозно-торговый язык региона - иврит.
5) Терминология иврита и библейский образ
Каким был письменный язык волжских булгар до XIII века, наука не установила, письменных источников нет, после падения Хазарского каганата в X в. и до конца XIII века сведений о языке также нет. В XIV в. надписи на арабском языке на надгробных памятниках распространились по всёй территории Булгарии.
В отличие от русского языка, где гласные являются буквами и пишутся рядышком с согласными, в иврите гласные звуки (огласовки) в виде черточек и точек, пишутся под согласными, их применяют только для обучения грамоте и в священных текстах, в других случаях огласовки (гласные) не пишутся. В результате такой письменной традиции постоянно возникают случаи, когда огласовки искажаются (неправильно произносятся, передаются), что приводит к потере смысла слова. При транслитерации еврейского слова на русский язык происходит смена также и согласных (установлено в XIX в.), некоторые буквы "теряются"; например, буква Б (бет) иврита почти всегда передаётся как русское - В; пример: иврит - БЕЙТ ЛЕХЕМ (Дом хлеба) в русской передаче - ВИФЛЕЕМ (см. ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный).
а) Терминология иврита
Представим, что топоним АЛАБУГА - термин иврита, в еврейском написании оно должно быть без огласовок (гласные буквы не пишутся, только согласные принадлежат Богу). АЛАБУГА = Л.Б.Г. или Л.В.Г., буква БЕТ (вет) в иврите читается и как Б, и как В. Корень = Л.В.Г., прочитаем его как в иврите, справа налево - Л.В.Г. = Г.В.Л.
Общий вид
ЕЛАБУГА, АЛАБУГА = Л.Б(в).Г. = наоборот Г.В.Л., ГАВАЛ, ИГБОЛ устанавливать ГРАНИЦУ, граничить, находиться на границе, служить границей; страна, территория (в Библии).
Производные значения: ИГБИЛ проводить границу, ограничивать; то же - УГБАЛ, ГЕВУЛ граница, грань, предел, рубеж, пограничный район.
Источник
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Hомер Стронга: H1379. Оригинал: Г.В.Л. Произношение: габаль. Часть речи: Глагол
Этимология: примитивный корень - A(qal): проводить границу, межевать, полагать предел. E(hi): устанавливать пределы или границы.
б) Библейский образ
* Исход 19:12: "Проведи для людей границу (ивр. ГАВАЛ) вокруг горы и вели на гору не подниматься и до ее подножия не дотрагиваться. Всякий, кто прикоснется к горе, должен быть предан смерти).
* Второзаконие 19:14: "Не сдвигай межу ближнего (ГАВАЛ), проведенную предками в ваших владениях, - в стране, которая отдана вам Господом, вашим Богом".
* И. Навин 18:20: "Восточная граница (ГАВАЛ) - Иордан. Это границы (ГАВАЛ) надела родов Вениамина"
* 2 Цар. 21:5: "И сказали они царю: того человека, который губил нас и хотел истребить нас, чтобы не было нас ни в одном из пределов (Г.В.Л.) Израилевых".
* Библейский город Gebal "ge-бал (gebhal, "граница"); древний финикийский город, расположенный на утесе в предгорьях Ливана, один из главных морских портов Финикии, имел небольшую гавань. Упоминается в письмах архива Телль - эль - Амарны (XIV в. до н.э.); при постройки Храма Соломона жители ГЕБАЛА участвовали в заготовке камня и древесины, перевозили материалы. Упоминается в нескольких книгах Библии, Иезекииль 27:9: "Старшие из Гевала и знатоки его были у тебя, чтобы заделывать пробоины твои. Всякие морские корабли и корабельщики их находились у тебя для производства торговли твоей"".
Таким образом, содержание (идея) древнего понятия ЕЛАБУГА, Алабуга - граница, транслитерация (передача термина другим алфавитом) еврейского слова. Предел административного влияния Волжской Булгарии и Хазарского каганата, что соответствует социальной действительности, древней и современной истории города. Эта место (город) являлось пограничным рубежом; линия освоенного пространства, этническая граница между несколькими соседствующими народами; граница государственных формирований. Модель имени взята из библейских произведений.
Кишинев, 19.6. 2013 г., уточнено и дополнено 19.1. 2022 г.