Что такое грех?

Георгий Асеев
      Грех – нарушение норм бытия, установленных Богом, извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога, впадение человека в противоестественное состояние, беззаконие как нарушение нормы (закона, порядка) человеческого бытия, определенного Богом. “Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой в то, что противоестественно (противоприродно)” (св. Иоанн Дамаскин). “Грех есть уклонение от цели, назначенной человеку по природе” (блаж. Феофилакт Болгарский). Слово "грех" буквально означает промах или непопадание в цель (Православная энциклопедия “Азбука веры”).
Три вида проявления греха: 1) как дело, 2) как расположение или страсть, 3) как состояние и греховное настроение души.

       Греховная страсть — греховный навык, вросший в душу, противоестественное действие (движение) человеческой души, заключающееся в ее увлечении чем-либо вместо Бога (Православная энциклопедия “Азбука веры”).

       Главных страстей восемь: плотские – чревоугодие, блуд; душевные – сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

       Чревоугодие – пристрастие к вкусной и обильной пище. Страсть чревоугодия является корнем, первой из восьми главных страстей, её ещё называют «коренной» страстью. Виды чревоугодия: многоядение, сладкоядение, гортанобесие (удерживание пищи во рту с целью услаждения вкусом), пьянство, тайноядение. Чревоугодие – нарушение второй заповеди, один из видов идолопоклонства. Так как чревоугодники возвышают чувственное удовольствие, то, по слову апостола Павла “их бог – чрево” (Флп.3:19), т.е. чрево – их кумир, идол. Противоположностью чревоугодия является добродетель воздержания.
        Блуд – 1) физическая близость лиц, не состоящих в законном браке; 2) всякое уклонение человека от Божьего промысла о нем; идолопоклонство, неверие. Грех супружеской измены называется прелюбодеянием. Противоположностью блуда является добродетель целомудрия.
        Сребролюбие — ненасытное, бесконечное увеличение внешних благ. Существует множество разновидностей этого недуга: жадность, скупость, любостяжание, мшелоимство, лихоимство, скверноприбытчество, корыстолюбие… Во всех проявлениях страсти сребролюбия есть один общий мотив — желание обладать многим, любовь к самому процессу приобретения и обладания. Сребролюбие - нарушение второй заповеди Декалога, идолопоклонство в чистом виде, поклонение “золотому тельцу”: “Нельзя служить Богу и мамоне” (Мф. 6: 24), то есть богатству. Противоположной сребролюбию добродетелью является нестяжание.
        Гнев – извращенное проявление “раздражительной части” души, потеря душевного равновесия, желание зла огорчившему. Противоположной гневу добродетелью является кротость.
        Печаль – “горчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него” (свт. Игнатий). “Печаль мирская производит смерть” (2Кор.7:10). Противоположной печали добродетелью является надежды.
        Уныние – греховная страсть, заключающаяся в расслаблении сил человечной души и нежелании подвизаться ради своего спасения в вечности.
Страсть уныния выражается в сердечной тоске, изнеможение ума, лени и прочих состояниях, препятствующих подвигу ради Бога. Противоположной унынию добродетелью является вера.
       Тщеславие – “Искание славы человеческой, хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские” (свт. Игнатий (Брянчанинов). Противоположной тщеславию добродетелью является смиренномудрие.
        Гордость – наиглавнейшая греховная страсть, выражающаяся, по слову св. Иоанна Лествичника, в отвержении Бога и презрении людей. Гордость (наряду с тщеславием) считается наиболее опасной греховной страстью, поскольку ее повод лежит не в материальном (чувственно-воспринимаемом) мире, а в мире духовном. Так, блуд или сребролюбие, тянут человека к видимым временным благам, а гордость – к наслаждению своим падшим «я», к утверждению своей самости в противовес Богу и ближнему. Гордый человек превозносится над другими людьми своими мнимыми достоинствами, считая прочих людей ниже себя. Гордость превращает человека во врага Богу, поскольку Бог есть  Сама Любовь и Само Смирение, и всякий человек есть Образ Божий. Противоположностью гордости является добродетель любви к Богу и людям.

        Страсти плотские в теле зарождаются и тело питают и услаждают; а страсти душевные из душевных склонностей исходят и душу питают, на тело же нередко действуют разрушительно. Эти восемь страстей, хотя имеют разное происхождение и разные действия, однако шесть первых (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние) соединены между собой особым сродством, по которому излишество предыдущей дает начало последующей. Ибо от излишества чревоугодия обязательно происходит блудная похоть, от блуда сребролюбие, от сребролюбия гнев, от гнева печаль, от печали уныние. Поэтому против них надо сражаться тем же порядком, переходя в борьбе с ними от предыдущих к последующим: чтобы победить уныние, сначала надо подавить печаль; чтобы прогнать печаль, прежде нужно подавить гнев; чтобы погасить гнев, нужно попрать сребролюбие; чтобы исторгнуть сребролюбие, надо укротить блудную похоть; чтобы подавить блудную похоть, надо обуздать страсть чревоугодия. И остальные две страсти (тщеславие и гордость) таким же способом соединяются между собой; усиление первой из них дает начало другой, от чрезмерного тщеславия рождается страсть гордости; таким же порядком и победа над ними приобретается; чтобы истребить гордость, надобно подавить тщеславие. В эти две страсти мы впадаем особенно после победы над прочими страстями. При более подробном рассмотрении восемь страстей разделяются на четыре союза: блудная похоть особенным союзом соединяется с чревоугодием, гнев со сребролюбием, уныние с печалью, гордость с тщеславием (Введение в православную аскетику / священник Сергий Дергалев).

        Порядок развития греха из помысла в дело у святых отцов определен с точностью. Сначала бывает прилог, далее – внимание, потом – услаждение, за ним – желание, из него – решимость и в завершении  – дело (см. Филофея Синайского. Добротолюбие, т. 3, гл. 34). В зарождении греха участвуют три силы души: ум (там все начинается); воля (она стремиться исполнить); чувство (наслаждается грехом).
        Прилог, или приражение, есть простое представление вещи, возникшее в нашем сознании. В этом нет греха, т.к. рождение образов не находится в нашей власти.
        Внимание, или сочетание (сдружение), есть остановка сознания на родившемся образе с тем, чтобы осмотреть его и как бы побеседовать с ним. Если образ греховный, то именно здесь начинается наша ответственность за грех. Кто прогнал помыслы, тот погасил брань, прекратил действие греха. Именно сюда должны быть направлены все силы души, сражающейся с грехом, т.к. на этом этапе от греха легче всего отказаться.
        Услаждение, или сосложение (согласие), есть приложение к образу не только ума, но и сердца. А услаждение греховным помыслом – уже грех. Сердце осквернилось.
        Желание, или пленение, начинается с того, как душа начинает стремиться к образу, ищет исполнения греха. На этом этапе оскверняется воля.
        Решение начинается с решения действовать. На этом этапе оскверняется ум.
        Дело совершится, когда решение будет приведено в действие. Осквернилось тело.
      
        Пример развития греховного помысла чревоугодия: в постный, жаркий, летний день вы увидели человека, который кушает мороженое, и у вас появилась мысль – а может, и мне купить? Вы начинаете думать – что да, хорошо бы сейчас мороженого. Вы вспомнили вкус любимого мороженного, усладились этим воспоминанием и захотели мороженого еще больше. Появилась мысль, что его надо купить. Решили – иду в ларек за мороженым. Мороженое куплено и съедено. После совершения греха человек полагает основание привычке и в следующий раз сделает подобный грех гораздо быстрее.
2013