Твой жар, Господи, был на мне...

Ирина Вебстер
Немного о рассказе М. Моргулиса "Я УБИЛ ЕЁ ПЕЧАЛьНЫЕ ГЛАЗА"

     Можно открывать страны. Континенты. Другие планеты. Иногда может показаться, что открываешь Мироздание.Когда в ночи слышны тихие шорохи, когда что-то пробормочет  первая утренняя птица. Когда  со страшным гулом обрываешься с утёса Жизни и летишь в пропасть Сна, где тебя догоняет Смерть...И кажется, будто понятно стало вдруг Нечто, что ты почти можешь выразить словами...  И в быстротечности мгновения, в наступившем новом миге, Душа, соприкоснувшись со словом другого человека, понимает, что глубина неизведанна, и Познание, ускользающее утренним туманом, всё ещё где-то рядом...

    Читая Михаила Моргулиса, я испытываю постоянную радость общения-приобщения, прикосновения к чему-то очень важному, главному, необыкновенно прекрасному и лично мне необходимому . Это как погружение в тёплую водную гладь, глубинную, простую и таинственную одновременно. Это как долгая дорога к самому себе... Когда памятью сердца узнаёшь любимые запахи: "запах скошенной травы и запах сгоревших листьев. И в медовом золоте этих запахов" появляются образы, слова,"голоса и картинки прошлого".

    Это когда мы пытаемся догнать время."Мы спешили, спешили, мы торопились, мы догоняли убежавшее время, хотя твёрдо знали, что догнать его невозможно". И когда догнать время оказывается невозможно, мы пытаемся его понять.  Необратимое прошлое. Неотвратимое будущее. И этот маленький миг-настоящее...  Как Мандельштам сказал о Батюшкове .«Который час? — его спросили  здесь. — А он ответил любопытным: Вечность»  И в этой Вечности остаются вечные темы, данные нам изначально- Любви и Ненависти, Жизни и Смерти, поединка Бога и Дьявола...И вечный вопрос; кто мы? Для чего мы пришли на эту землю , почему и куда мы уходим?"Так куда же я потом полечу, к кому? А понимают ли там по-русски?»

   И что же будет, когда не будет меня... И гулким эхом, болью отзывается голос Моргулиса:" Когда я уйду, вот что будет. Тогда пропадёт смысл писать мне письма – меня не будет. Тогда бессмысленно звонить мне по телефону – я не отвечу.  Ушёл  от вас на своём повороте, не вписался я в него.  Я почти исчез. Как когда-то исчезали  родители, друзья, какие-то родственники. Но останетесь вы, чьи повороты впереди."...И мы, не знающие сколько этих поворотов у нашей стремительной дороги-реки Жизни, должны увидеть и понять что-то очень важное... Бесконечное в Вечности...

   " Бог и Его любовь – это навсегда, это как великий тёплый океан, но ещё есть любовь, попадающая в тебя через глаза, через жесты, через движение, через мгновенный взгляд, через усмешку на краю губ, через прикосновение рук и бормотание слов. И я не называю остальное… Божья любовь обязательно отражается в любви человеческой, если люди помнят, что они творения Божьи…"  И, познав любовь земную человеческую и Божью, мы должны успеть сказать об этом."Я смотрел на каждого посетителя и всем улыбался.  Некоторые отвечали удивлёнными  или потревоженными взглядами. Но были и те, кто честно улыбался в ответ. Никто не догадывался, что я всех любил."

   Тема Любви- лейтмотив всего творчества Михаила Моргулиса.  Чистой, небесно-высокой нотой звучит в рассказе и тема Гармонии-Единства всего живого на Земле.
"–  Почему нас и людей разделили…
– Нас лепили одни руки, но для разных целей… Люди живут дольше, а мы меньше… Но наши короткие дни – это начало вечных хороводов будущего…
– Всё равно страшно. Какая цель дана нам, оленям?
– Напоминать людям о смерти… Их умирает гораздо больше, чем нас… Они убивают друг друга. Они умирают  миллионами… Но никто не хочет  вспоминать и помнить об этом. Кто им напомнит? Не читаемые ими книги или  их Бог, преданный смерти на Голгофе?  Которого и сейчас они постоянно предают…"

   "Я убил её прекрасные глаза"- тонкий, пронзительно-душевный, острый разговор-исповедь , наполненный духовной мудростью.  Это нежное переплетение поэзии и прозы. "Судьбы скрещенья".И об ответственности человека за всё живое, созданное Господом и за всё происходящее вокруг. О первой хрупкой любви, об умении любить, терпеть, прощать и прощаться уходя на миг...

    О достоинстве. Достойно жить. И умении достойно принять смерть-" Я ещё был здесь, но  чувствовал, что смерть подползла к моим ногам. И холод опутал ноги и стал подниматься выше. Мне не хотелось выглядеть трусом, мне хотелось сказать ей что-то важное, и я сказал: «Я не боюсь тебя...» И почувствовал, что смерть остановилась, прислушалась к моим словам".

 О вечной схватке  Зла и Добра. "Дьявол победно кричал: «Радуйся, он сдох!» Бог говорил: « Уходит плохоe моё дитя... плохое, но тоже Моё». Дьявол цедил: «Он получил по заслугам. Мы отомстили!» Бог вздыхал: «Да, он был туп и противен вам.  Но тоже был одиноким и несчастным, как все...»

     О терпимости и неосуждении. " Я знал  хорошего русского поэта в американском университете, он был гей, но мне всё равно" О праве человека быть самим собой в смятении и поиске счастья:
"Или бессмысленно в мире

Всё – и впустую трезвон?..

Так в опустелой квартире

Ночью звонит телефон."

     Об умении быть благодарными за каждый прожитый день. Это о нас и для нас.
 Рассказ " Я убил её прекрасные глаза"- цветаевский вызов времени
"Ибо  мимо родилась
Времени. Вотще и всуе
Требуешь! Калиф на час —
Время! Я тебя миную.
Крик моего времени — моими устами, контр-крик его самому себе".

 Современность Моргулиса, как и цветаевского поэта" есть его обреченность на время. Обреченность на водительство им". Это талант души и сердца быть  среди людей горящей свечой. "Твой жар Господи, был на мне. Когда я уйду, не оставьте любимых моих, позаботьтесь... Спаси и сохрани...»"...