Английские арктические конвои

Сергей Малыгин
Окончание. Начало см.:
http://www.proza.ru/2013/05/11/466


Особо следует выделить английские поставки Советскому Союзу военных грузов, которые осуществлялись арктическими конвоями и имели конечной целью Мурманск и Архангельск.
Всего с августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев. В сумме около 1400 торговых судов доставили важные военные материалы в СССР.

Были потеряны 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании.

Германия потеряла ряд судов, включая один линкор, три эсминца, значительное количество самолётов и, по меньшей мере, 30 подводных лодок.

Каждый конвой имел в своём названии буквенный идентификатор: PQ  для конвоев в СССР и QP - для обратных конвоев, исключая самый первый конвой, получивший кодовое имя «Дервиш».

Аббревиатура PQ (и QP соответственно) появилась от имени английского офицера П. К. Эдвардса, занимавшегося конвоями.

Конвой PQ-16, доставивший грузы в СССР в мае 1942 года, был настолько успешным (из 35 судов было потеряно 7), что немецкое командование предприняло дополнительные усилия для недопущения прохождения последующих конвоев.

Судьба следующего конвоя, PQ-17, оказалась намного более  трагичной.

Конвой состоял из 35 транспортов, включая 22 американских, 8 британских, 2 панамских, одного голландского и двух советских танкеров; дата отправления конвоя -  27 июня 1942 года.

Груз конвоя включал 297 самолётов, 594 танка, 4246 грузовиков, а также авиационный бензин и другие материалы массой около 156,5 тысяч тонн. Стоимость груза составляла около 700 млн. долларов в ценах 1942 года. Этих грузов могло хватить для обеспечения армии численностью 55 000 человек.

4 июля, когда конвой находился в Баренцевом море к северу от Мурманска, он был атакован силами «Люфтваффе» и «Кригсмарине» Германии.
Вечером этого же дня английское адмиралтейство приняло решение: крейсерской команде сопровождения следовать на запад; транспортам рассеяться и продолжать движение на восток.

Причиной подачи такого приказа послужило опасение английского командования возможности атаки на конвой тяжёлого немецкого линкора «Тирпиц», которому английские крейсеры были не способны оказать сопротивление.

Нападения немцев с моря и с воздуха на суда, оставшиеся без защиты, продолжались вплоть до 13 июля включительно.

Конвой был практически разгромлен: из 35 транспортов до Архангельска добрались только 11.

24 судна общим тоннажем более 142 тысяч тонн были потоплены немецкими подводными лодками и авиацией. Потери экипажей судов составили 153 человека.
На дно ушли 210 самолётов, 430 танков, 3350 автомобилей и более 99 тысяч тонн других грузов.

«Кригсмарине» потерь не имело, немецкая авиация потеряла от 5 до 11 самолётов.
Эпитеты, применяемые в описаниях этого конвоя в истории — разгром, катастрофа, трагедия, «злосчастный конвой», «конвой обречённых», «конвой в ад».

В своём послании Черчилль попытался донести до Сталина необходимость приостановить отправку новых конвоев. На что Сталин в категоричной форме ответил ему:

«Приказ Английского Адмиралтейства 17-му конвою покинуть транспорты и вернуться в Англию, а транспортным судам рассыпаться и добираться в одиночку до советских портов без эскорта наши специалисты считают непонятным и необъяснимым. Я, конечно, не считаю, что регулярный подвоз в северные советские порты возможен без риска и потерь. Но в обстановке войны ни одно большое дело не может быть осуществлено без риска и потерь. Вам, конечно, известно, что Советский Союз несет несравненно более серьезные потери».

Следующий конвой отправился в СССР уже в сентябре 1942 года.
Поставка английских грузов в СССР продолжалась до победных дней мая 1945 года.