Голдсмит

Константин Рыжов
Оливер Голдсмит  родился в 1728 г. в Ирландии, в многодетной семье сельского священника, едва сводившей концы с концами. Ему удалось закончить колледж святой Троицы в Дублине, однако, чтобы платить за обучение, молодой человек вынужден был прислуживать богатым студентам за столом и убирать их комнаты. На последние гроши, собранные родственниками, он отправился в Эдинбург изучать медицину. Оттуда он перебрался в Голландию, в Лейденский университет, но, не проучившись и года, отправился пешком странствовать по Европе, побывал в Нидерландах, Германии, Франции, Швейцарии и Италии.

Возвратившись в 1756 г. в Лондон, Голдсмит опробовал десятки профессий: был учителем в частной школе, корректором в типографии, лечил бедняков и нищих городских предместий, был даже странствующим актером. Некрасивый (в детстве он перенес оспу), неказистый на вид, он отличался скованностью и косноязычием, не имел никаких потуг на светскость. В своих письмах Голдсмит жаловался, как тяжело ему приходится в Лондоне без друзей, без рекомендаций, без денег и наглости, «к тому же в стране, где одного моего ирландского происхождения было достаточно, чтобы не давать мне работы». Наконец судьба привела его на Граб-стрит, где размещались издательские фирмы и ютилась голодная и завистливая издательская братия, пробивавшаяся литературной поденщиной. Как и Смоллету, Голдсмиту пришлось постоянно заниматься литературными компиляциями. Из под его пера выходит «История Англии», «История Греции», «История Рима», «История  земли и одушевленной природы», серия биографий, десятки  журнальных рецензий и очерков, переводы, антологии английской поэзии.

В то же время Голдсмит проявил большую  одаренность  как оригинальный эссеист, поэт, романист и драматург. В каждом из этих жанров он оставил произведения, признанные ныне классическими. Известность пришла к писателю после выхода  юмористических и сатирических очерков «Граждане мира» (1761), написанных от лица философа-китайца, приехавшего в Лондон и пораженного нелепостью открывшейся перед ним тут жизни. Вслед за тем, в 1762 г. был написан роман «Векфильдский священник», рукопись которого Голдсмит вынужден был отдать издателю в счет причитавшегося ему долга, иначе ему грозила долговая тюрьма. Роман опубликовали лишь четыре года спустя. Неплохо принятый публикой, он, однако, не принес автору большой прижизненной славы. В 1770 г. вышла, прославившая Голдсмита-поэта поэма «Покинутая деревня». А незадолго до его смерти, в 1773 г. появилась безудержно жизнерадостная комедия «Ночь ошибок».

«ВЕКФИЛЬДСКИЙ СВЯЩЕННИК». Роман написан от первого лица. Автором записок выступает добрый и прекраснодушный доктор Примроз - сельский священник из Векфильда. Общаясь с читателем, он не перестает поучать его, и каждая глава  книги представляется проповедью, сказанной на определенную тему. Но тема этих проповедей отнюдь не отвлеченная, ведь главным героем в них выступает он сам.
Начало романа повествует о счастливых днях семейства Примрозов, включающего в себя помимо почтенного доктора, его жену Доротею и шестерых прекрасных детей, среди которых особенной красотой выделяются две его дочери Оливия и Софья. Старший сын Джордж по окончании университета собирается вступить в брак с горячо любимой девушкой  мисс Уилмот. Кажется, что на этой благочестивой семье почила благодать Божия.
И вдруг, словно гром среди ясного неба, на нее обрушивается целая лавина несчастий.  Прежде всего, приходит известие о банкротстве купца, которому преподобный Примроз передал на хранение свои деньги. Вместо четырнадцати тысяч фунтов у него остается всего четыреста. Свадьба сына, о которой родители фактически договорились, расстраивается. Семейство несчастного священника вынужденно оставить свой прежний дом и переселиться в небольшой домишко во владениях некоего сквайра Торнхилла. По пути, остановившись на постоялом дворе, добрый Приморз одалживает деньги незнакомцу по имени мистер Берчелл. Тот с благодарностью принимает его помощь и провожает семью священника до нового места их жительства. По дороге завязывается разговор о Нэде Торнхилле. Берчелл рассказывает, что на самом деле все окрестные земли принадлежат дяде нынешнего сквайра  сэру Уильяму Торнхиллу, но тот предоставил распоряжаться ими своему племяннику, так как безрассудно  растрачивал свои средства помогая недостойным людям и не мог отказать ни в какой просьбе.
В одном месте, увлекшись, мистер Берчелл начинает говорить от первого лица. Простодушный Примроз не замечает этого, но внимательному читателю дается знак. Он понимает, кем в действительности является Берчелл.
В следующих главах рассказывается, как семейство постепенно налаживает на новом месте свою жизнь, пусть не такую обеспеченную, как прежде, но все же вполне сносную. Но судьба уже готова нанести ему новый удар. Молодой сквайр, проведав, что у  священника есть две прекрасные дочери, завязывает с ним знакомство и начинает ухаживать за Оливией. Мечты о блистательном браке овладевают и самой девушкой и ее матерью. Даже благоразумный доктор Примроз увлечен этими планами, хотя скверная репутация сквайра дает основания подозревать его не в совсем честных намерениях.
Мистер Торнхилл подсылает в дом священника двух женщин, которые выдают себя за знатных дам и пытаются нанять Оливию и Софью себе в компаньонки (с тем, чтобы оторвать их от отца и увезти в Лондон). Примроз и его жена с радостью хватаются за эту возможность, но неожиданно вся затея расстраивается. В чем же дело? Священник узнает, что виной всему резкое письмо мистера  Берчелла, прочитав которое обе дамы немедленно укатили в столицу. Раздосадованные родители требуют у него объяснений, и в конце концов разговор выливается в крупную ссору. Так Приморзы, сами того не зная, лишаются защиты единственного своего благодетеля.
Чтобы принудить сквайра к браку, Приморзы распространяют слух, что Оливия собирается выйти замуж за соседского фермера Уильямса. Мистер Торнхилл смущен этой новостью, но по-прежнему не торопиться со сватовством. А за четыре дня до свадьбы Оливия внезапно бежит из дома. Причем все устроено так, что соблазнителем в глазах родителей предстает злосчастный мистер Берчелл. Убитый горем священник  бросается на розыски дочери.  Ему долго не удается напасть на след. Но зато обстоятельства сводят его с прежней невестой его сына мисс Уилмот. Оказывается, отец сосватал ее за Нэда Торнхилла, и брак их почти что решен. Вскоре появляется и сам сквайр. Заметив, что его суженная все еще любит Джорджа Приморза, он спешит избавиться от соперника – покупает для него за сто фунтов патент на чин лейтенанта в американской армии. Простодушный доктор чрезвычайно рад этой помощи  и охотно выдает сквайру денежное обязательство. Таким образом, тот делается его кредитором.
Продолжая путь, священник встречает в одной из гостинец свою пропавшую дочь. Только тут коварство сквайра становится для него очевидным. Соблазнив несчастную девушку, он увез ее в Лондон и здесь устроил тайное бракосочетание. Но, потешившись с ней несколько недель, поспешил от нее избавиться. Вскоре открылось, что венчал их не настоящий священник, а лицензия на брак была фальшивой. Сластолюбивый сквайр уже не раз проделывал подобные фокусы и сломал, таким образом, жизнь нескольким соблазненным им девушкам.
Приморз вместе с опозоренной Оливией возвращается в свой дом. В ту же ночь в доме вспыхивает пожар.  Все добро несчастного семейства и все их деньги гибнут в огне. Сам священник, спасая маленьких сыновей, получает серьезные ожоги. При следующей встрече с Торнхиллом он грозится, что раскроет его бесчестное поведение перед невестой. Тогда сквайр обрушивает на священника всю силу своего гнева. Его управляющий требует внести арендную плату, а стряпчий - возвращения ста фунтов. А поскольку денег у Приморза нет, он оказывается в долговой тюрьме. Жена и дочери убеждают доктора  смириться перед могущественным сквайром и оставить всякие помышления о месте, но он твердит им в ответ, что готов признать только один брак Торнхилла – брак с его дочерью. Не зная, как им поступить, близкие сообщают узнику, что Оливия умерла. Этот страшный удар едва не отправляет несчастного на тот свет. Но все же, как честный христианин, он решает, что должен простить своего гонителя. Средний сын Приморза, Мозес, относит сквайру письмо отца, в котором тот извещает последнего, что не будет чинить его новому браку никаких препятствий. Однако Торнхиллу этого уже мало! Он с презрением отсылает юношу и отказывается прекратить судебные преследования. В заключении он замечает, что если извинения принесет вторая дочь Приморза, он, возможно, отнесется к ним более благосклонно. Гнусность этого предложения лишний раз доказывает несчастному, что он имеет дело с законченным негодяем. Разумеется, доктор отказывается, но короткое время спустя приходит весть, что несчастная Софья похищена неизвестными.
Между тем тучи над добрейшим Приморзом продолжают сгущаться. Вскоре в тюрьму доставляют закованного в кандалы его старшего сына Джорджа. Оказывается молодой человек узнал о грязных делишках сквайра и пожелал, как благородный человек, вызвать его на дуэль. Тот выпустил против молодого человека своих слуг. Они избили Джорджа, а потом объявили, что он смертельно ранил одного из нападавших. Теперь сыну Приморза грозит виселица.
Итак, трагедия достигает своего апофеоза. Лишившийся всего своего имущества и крова, потерявший горячо любимых дочерей, оплакивая обреченного на смерть сына, Приморз не видит в грядущих событиях ни единого проблеска надежды. Он собирает заключенных и обращается к ним со своей последней проповедью. Словно благочестивый Иов в тяжелейшую минуту своих невзгод он говорит этим несчастным людям, что счастье в этой жизни для них закрыто навсегда, так что все свои помыслы они должны сосредоточить на жизни будущей, ибо только там получат они заслуженное воздаяние. Но при всем том с уст его не срывается ни единого слова ропота. Он полностью и без остатка принимает свою судьбу. Его вера в справедливость Божию остается неколебимой.
И, конечно же, награда находит благочестивого священника уже в этой жизни. Сначала Приморз узнает о спасении Софьи – мистер Берчелл вырвал ее из рук негодяев. Вслед затем открывается то, о чем давно подозревает читатель – Берчелл оказывается вовсе не Берчеллом, а сэром Уильямом Торнхиллом, дядей негодного сквайра. Последнего требуют к ответу и разоблачают. По ходу дела открывается, что никто из слуг сквайра на самом деле не был ранен, что все обвинения против Джорджа – сплошной обман. Молодой человек тотчас получает свободу. Очень кстати в тюрьму заезжает мисс Уилмот. Она с негодованием отказывается от своего вероломного жениха и вновь отдает руку благородному Джорджу. Дальше - больше! Счастливый отец узнает, что Оливия не умерла. Более того – она на самом деле оказывается законной женой сквайра. Дело в том, что один из сообщников негодяя привел на этот раз настоящего священника и добыл подлинную, а не фальшивую лицензию на брак (сделал он это, чтобы иметь возможность шантажировать своего хозяина обвинениями в двоеженстве). Выходит, что Оливия не падшая женщина. Наконец, сэр Уильям Торнхилл сватается за вторую дочь священника – Софью. А вскоре приходит известие, что изобличен купец, принявший на хранение деньги Приморза. Его банкротство было ложным, так что все состояние священника вновь возвращается в его руки. Роман оканчивается двумя свадьбами.

                ******
В жизни самого автора подобного чуда не произошло. К сорока пяти годам силы Голдсмита были совершенно истощены непосильным литературным трудом. «Он умер от лихорадки, - писал позже друг Голдсмита д-р Джонсон, - усугубленной, как я подозреваю, мучительной душевной тревогой: его долги стали непосильными, а все возможности были исчерпаны». Скончался писатель  в 1774 г.

Классицизм    http://proza.ru/2010/07/18/213