5. У МОРЯ

Армине Хачатрян
Рассказ 5 - из книги "Опять цветут абрикосы"
ББК Р.2  Х 29
ISBN 978–5–88247–310–4      
Рецензент  Б.М.Шальнев, председатель правления
Липецкой  областной  писательской   организации
Художник: Армине Хачатрян
-----------------------------------------------               
    Мы привыкли судить о людях по одежде, поведению и внешности. Но как выявить зло? Таится ли оно за непригожим лицом или неприличным поступком? Или ходит в красивом обличье?
      Я не верю, что зло  рождается вместе с человеком  и хочу понять, почему тётя Сатеник такая неприветливая.  Она некрасива, с детства ее дразнили, за спиной у неё хихикали. Она винила во всем себя и заработала  комплекс неполноценности. Ах, если бы люди были чуточку умней! Они бы не смеялись тогда над тем, что не смешно. Соучастниками зла стали и те, кто смеялся над ней…
      Разве человек виноват, что родился с неказистым лицом? Сатеник очень страдала. Ей казалось, что все говорят только о ней, и ее любимым занятием стало  подслушивать за дверью.
             « Родственники мужа считают меня недостойной красавца Овика,- думала она.- Ну, я им покажу! Такую  жизнь устрою, что мало не покажется». Детей своих  Сатеник очень любит. Даже в гостях сначала завернёт  что-нибудь вкусное в салфетку, для малышей, а потом уже сама будет есть. Правда, никому это не нравилось. Так не принято в обществе. Добра она и к своему брату, и к  сёстрам. Помогает сестре Аник продуктами. Когда Аник в  гости к ней приходит, лицо Сатеник меняется, озаряется. Она  вся сияет, как солнце.

      Дети Сатеник любят и слушаются. Сын Гамлет готов  вступиться за нее, когда кто-то жалуется на ее  поступки:
« Она - моя мать, поэтому прошу замолчать!»               

Да, нередко она попадает в неловкие положения, как это часто бывает с детьми. Забавная история приключилась,  когда они отдыхали с мужем у моря. Приехали туда на  машине, каждый день ходили на пляж, но Сатеник  стеснялась снимать одежду. Так белой вороной и сидела  под солнцем в окружении почти голых тел и разговаривала с мужем:
              - А зачем надевать этот маленький кусок тряпки, если   под ним все видно?  Я и в платье посижу.
              - Сатеник,  надень купальник,   который я     купил.
              - Не надену!
              - Как так? Все отдыхающие смотрят на нас. Мне стыдно за тебя.
              - Это  почему же  тебе  стыдно? Потому что я  не плаваю, да?
      И, рассердившись, Сатеник бросилась в воду.  Платье раздувалась, как парашют.               
      Все смеются. Овик уходит с пляжа. После этого он к морю Сатеник не берет. Она отсиживается у хозяйки дома.


                ***

              Ушёл Овик на море купаться. Хозяйку предупредил,  что вернется поздно: « После пойду гулять». Жену велел  не беспокоить, сказать ей, что он у моря отдыхает…. Уже  вечер, дело к ночи близится, а его все нет. Сатеник  беспокоится, думает: « Может быть, хозяйка что-нибудь  знает, но как ее спросить? Из русского языка я знаю  только да и нет».
…Подождала  еще  немного.  Нет  Овика. Значит, он утонул?      

      У  Сатеник   истерика.   Плачет,   причитает   по– армянски.  Единственное, что понимает хозяйка, -  это имя  Овик.
              -  Не  переживай, - успокаивает.  - Сейчас  твой   муж 
вернётся.
      Но армянка не понимает по-русски, и сочувствие  повисает в воздухе. Сатеник начинает объяснять  хозяйке руками и мимикой, как глухонемая. Надув щёки, показала, как плавают. В конце «пантомимы» добавила:                « Овика нет!»
      Утешить не удалось. Пришлось хозяйке идти с ней к морю. А там его нет. Лежат только его ножные протезы.  Вызвали береговую охрану, приступили к поискам.  Охрана сообщила: обнаружен человек, нарушитель  Государственной границы, без ног. Живой и невредимый.  Вот как Овик объяснил свой  поступок:               
«  Всегда, когда плаваю в море, вода меня поднимает  вверх. Могу лежать и спать на воде. Ну, вот, заснул я, и  меня понесло…»
Пограничники поверили. Напутствовали:
«Не спи больше на воде, а то утонешь или акула съест.» Безмерно рада была Сатеник,  что  муж  жив…
 
***

     Тётя Сатеник очень ревнует мужа, часто устраивает скандалы по этому поводу. Если при ней           кто-то  ласково   поговорит  с  Овиком,  то  станет  её   
врагом.    
      Однажды они остановились в гостинице, в городе
Степанаван. А работницей оказалась  знакомая Овика. Подошла она к нему:
              -Здравствуй! Как давно я тебя не видела! Дай-ка обниму….  С кем это ты? Со своей мамой?
              - Да нет, это моя жена.
Слыша всё это, Сатеник вышла из себя:
              - Уходим отсюда немедленно!
      Еле уговорил ее муж  остаться до утра.               

      Сатеник может быть коварной. Если она всё-таки согласилась  переночевать - значит жди какой-то гадости. И точно!  Утром, перед уходом из гостиницы, она пепельницу на столе  использовала как ночной горшок для малыша. Овик от  стыда больше никогда не ночевал в этой гостинице.               

              Мне  жаль, что она такая. Но, узнав её  ближе, я   увидела  и то хорошее, что в ней есть. После смерти дяди Овика я узнала, что тётя Сатеник для мужа-инвалида  была личной санитаркой и медсестрой. Снимала протезы,  обрабатывала образовавшиеся от них раны. Она   выносила за ним ночной горшок и терпела вечную усталость, но об этом  всегда   молчала.   Вот   почему   дядя   Овик   говорил:
             - Дай    мне,    господи,   умереть   раньше     любимой 
Сатеник!  Она  заслуживает и вашего  уважения.  О  многом 
я не могу вам рассказать.
      Но я тогда не понимала смысла сказанного. А сейчас  горжусь ею.

      Любовь её к Овику - как роза, а розы не бывают без  шипов.

             Вот такая она, настоящая героиня – моя  любимая  тётушка Сатеник.