Письмо 96. Армейский антидепрессант

Александр Сорокин Российский
1 сентября 2011 года

Здравствуйте, дорогой во Христе Николай Павлович!

Как Ваши дела, как здоровье, работа?

Хочу кратко спросить Вас об одном весьма насущном для меня деле.

Я говорил Вам, что мы с женой при костёле проходили учёбу по методу естественного планирования семьи. У нас вела занятия замечательная женщина - по профессии психиатр, работающая в государственной клинике. Я ей тогда пожаловался на депрессию, она сказала - приходите. И я как-то не осмелился придти. Она рассказала про свою коллегу, психотерапевта, с которой они работают в связке. Коллега тоже христианин, православная, что для меня немаловажно. (многие психологи сегодня заражены модной эзотерикой). И вот я всё никак туда не дойду.
Хотя депрессия периодами мучает сильно, а в остальное время - в вялотекущей форме.
Почему я не иду? У меня перед глазами два примера, которые я, возможно, понимаю неправильно. Поэтому и обращаюсь за советом к Вам.
Первый пример - это Гоголь, которого тоже сильно мучили депрессии. Но он же не лечился, а впоследствии даже написал, что болезни нам полезны, ибо исцеляют дух. Второй пример - преп. Серафим Саровский, который отказался от медицинской помощи при водянке, а впоследствии был исцелён Богородицей.
В итоге я, так сказать, продолжаю заниматься самомучительством. И никуда не иду. А если сказать по честному, то я не имею такой сильной веры, чтобы исцелиться. Верую, но в душе сидит мысль, что мне так мучиться до смерти. А мучиться ох как не хочется! Хочется жить хорошо.
Работа моя... Нет теплоты в отношениях между людьми, мне не хватает простой сердечности, хочется поболтать по душам иногда. Вспоминаю Вашу "Повесть", где Вы говорите о том, как тоже занимались самомучительством, когда не настояли на своём, не убедили настоятеля в том, что хотите быть священником.
В общем, не знаю, как поступить. Сходить ли к врачу, сестре по костельной общине? Недавно опять с ней говорил, она подтвердила, что я могу прийти. Понимаю, что это будет, наверняка, лечение антидепрессантами, которые она назначит + психотерапия.

С любовью во Христе,

Саша

2 сентября 2011 года

Дорогой Иисусу Христу Саша, здравствуй!

Искренне сочувствую твоему состоянию. Я тебя понимаю.
Когда я был на первом году в армии, то сильно заболел депрессией. Выразилось это не только в сфере психики (бессонница, удрученное состояние), но и в соматике: гипертония,  и даже постоянно повышенная температура (37,2). Кроме того, у меня так стала болеть голова, особенно ночью, что я совершенно потерял сон. Бывало: отбой, укладываюсь, с трудом засыпаю, потом просыпаюсь, смотрю на часы - прошло всего несколько минут, затем до утра уже совсем без сна. Утром - подъем, встаю со страшной головной болью, а впереди еще целый армейский день: с муштрой, тренировками, терпением всяких неприятностей и т.д. и т.п. С трудом доползаю до отбоя, а затем все повторяется. Врачи конечно проводили амбулаторное лечение: в основном бромистый натрий, какие-то таблетки, но безуспешно. Беспокоили их, наверно вещи чисто технические: высокое давление и повышенная температура, т.к. для армии это вещи не совсем допустимые. Так прошла зима и половина весны. Наш полковой врач уже не знал, что со мной делать. Я сам, видя, что врачебное лечение только усугубляет мое положение, махнул на это рукой и вообще перестал обращаться к врачу.  Однако состояние мое все ухудшалось. Терпеть постоянную головную боль, которая, как я думаю, была следствием почти полного отсутствия сна, было все труднее и труднее. И вот ко мне стали приходить мысли о том, что надо дождаться ближайшего наряда в караул (служба часовым на военных объектах с полным боевым снаряжением) и просто выстрелить из автомата себе в голову. В караул мы ходили довольно часто: как минимум раз в неделю. Мне надо было перетерпеть еще пару дней. Размышляя о своем состоянии и о его безысходности, я вдруг подумал: если мне не может помочь медицина, то значит помочь себе могу только я сам; да, действительно так, только сам я себе и смогу помочь, ведь, например, через какое-то время все это будет уже позади: возможно через год я уже и с трудом помнить буду об этом. Эти мысли меня очень поддержали. Я стал думать, как в моем положении  я смогу заняться самолечением, ведь это армия, там сам себе не принадлежишь. И вот мне и пришли мысли об укреплении себя психически и физически дыхательными упражнениями по утрам на свежем воздухе и в одиночестве. Для этого мне необходимо было встать до подъема. И я решил вставать минут за 20 до подъема, затем на полчаса. Тихонько выходил из казармы и ходил среди высоких кустов дерезы, росших вокруг казармы. Бегать я не мог. Каждое резкое движение доставляло мне сильный импульс головной боли. Я ходил сначала тихонько, стараясь успокоить как можно сильнее свою нервную систему: смотрел на зеленые кусты, деревья и пытался радоваться этому стремлению к жизни у природы. Затем мне пришло в голову, что я наверное смогу делать спокойные дыхательные упражнения во время ходьбы. Так и родилась у меня эта система,  которую я описал тебе в предыдущем письме. Ни душа, ни горячей воды в казарме конечно не было. Так я нашел выход: кусок шланга одевал на кран в умывалке и окатывал себя из него холодной водой. Постепенно я окреп, стал понемногу и спать. Голова стала болеть меньше. Через два-три месяца я уже позволял себе даже маленькую пробежку легким бегом. А еще через месяц я уже был настолько здоров, что в удобные моменты даже стал заниматься, используя спортивные снаряды, даже штангу. В середине осени я по какой-то оказии (может очередная мед.проверка) был у полкового врача. Когда он меня прослушал и измерил давление, то даже очки снял от удивления, спрашивая меня, где я лечился и у кого. Я засмеялся и сказал, что сам понемногу справился. Как сейчас, помню его недоуменный и удивленный взгляд.
Вот так, дорогой, думаю, мне Ангел Хранитель мой помог тогда по милости Божьей: трудно иначе объяснить этот метод психофизического укрепления, пришедший тогда мне на ум. Кроме того у меня была уверенность, что следует как можно больше заботиться мне о своем душевном мире (покое) и как можно больше радоваться (и внутренне и внешне);  на все, что ни приключится, реагировать спокойно и, если возможно, то с юмором, почаще улыбаясь, всегда, когда это только возможно.   
Вот так мне помог тогда Господь, хотя я в то время и был неверующий. Ему каждого жалко. Он - Само Милосердие.
Памятование Господа вещь для нас необходимая, поэтому я и добавил эти краткие молитвы сразу по пробуждении: также, следуя своему собственному, но уже гораздо более позднему, опыту.
Дорогой мой, ты пишешь о том, что хочешь снова обратиться к врачу для медикаметозного и психотерапевтического лечения.  Ты уже, кажется, у нее лечился? Принимал антидепресанты, а потом бросил?
Да, я тоже, как и ты, считаю антидепресанты последним средством. Из тех случаев, которые мне известны, антидепресанты, к сожалению, мало чем смогли помочь. Впрочем, я не специалист и не могу утверждать этого для всех людей.
Описал тебе мой случай, потому что сам прошел через страшные испытания и теперь имею реальный опыт полного излечения от этого.
Если же ты хочешь воспользоваться услугами врача, то это нормально, ведь врачи даны нам Самим Господом. Вспомни, что и св.Пантелеймон был также врачом.
Хорошо, что ты решил прибегать к помощи Розария. Господь поможет тебе по молитвам Своей Пречистой Матери.

Привет Юлии с детками Алисой и Оленькой.

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем,
НПК.

В начало переписки: http://www.proza.ru/2010/09/06/698
Продолжение: http://www.proza.ru/2013/06/24/1040