15. Жить - не опуская глаз

Армине Хачатрян
Рассказ 15 - из книги "Опять цветут абрикосы"
ББК Р.2  Х 29
ISBN 978–5–88247–310–4      
Рецензент  Б.М.Шальнев, председатель правления
Липецкой  областной  писательской   организации.
Художник: Армине Хачатрян.
             
     Я горда, что Хачик мой отец. Я люблю его. Он не  просто отец, он мне самый близкий друг. К нему я  обращаюсь за советами, делюсь новостями. Рассказываю о  моих   друзьях, подругах.  Мне  нечего  скрывать от  него. 

Помню, я пришла домой вся в слезах.
              -Что случилось, дочка?
              -Пап, уже не в первый раз по дороге в художественную школу за мной увязывается парень. Он мне надоел.
              - А он тебе нравится?
              - Нет, нет и еще раз нет.
              - Тогда объяснила бы ему.
              - Я сказала: «За мной не ходи»,- он не понимает, а дети  надо мной  смеются.  Он   ходит за   мной  как   тень.
              -  Хочешь, я завтра с ним поговорю.
              -  Нет…. Он больше не будет меня беспокоить.               
              - Дочка, я тебя не понимаю. Жаловалась, а теперь говоришь «не надо»…
              -  Если я  скажу  правду,  ты не  будешь  сердиться?               
              -   Обещаю: не буду.
              - Я врезала ему в лицо целлофановым пакетом с акварелью. Все разбилось. Краски были новые…
              -  Не  переживай,  куплю  ещё!
      Прыгнув к отцу на колени, я поцеловала его в  румяную щеку:
              - Ты - самый лучший папа на свете! Что бы я делала без тебя?
              - Хватит целоваться, лисичка моя, иди,  играй. Так бы  и  сразу  сказала,  что  нужны  акварельные   краски…


                ***
 
      Папа познакомился с мамой необычно. Жили они в селе Далар, не обращая друг на друга никакого внимания.  Арус работала воспитательницей в детском саду вместе  со своей племянницей Донарой. Молодой красавец,  водитель автобуса Хачик « положил глаз» на Донару.         В  один прекрасный день во дворе детсада Арус гуляла с  детьми. К воротам подошел Хачик, подозвал к себе  играющего мальчика:
              -  Ты можешь товарища Донару позвать ко мне?
              -  Товарищ Арус!- закричал малыш.- Тут чужой  дядя!               
              - Иди, играй, я разберусь…. Тут не место для свиданий, молодой человек. Дети смотрят…
      Тут  вышла Донара. Увидев Хачика, подошла:
              - Хачик, зачем ты каждый день стоишь у ворот и ждёшь?               
              - Не притворяйся. Разве ты не понимаешь, что ты мне  нравишься?
              - А ты мне - нет. И чтобы тебя я тут больше не видела!-  грубо ответила Донара.
      Тут Арус вмешалась в разговор:
              - Донара, зачем так грубишь? Он ведь симпатичный! Я бы с ним  пошла  к алтарю   с  большим  удовольствием.               
              - А ты тоже хорошенькая. Как я тебя раньше не замечал?-  говорит Хачик.
      И он влюбился в Арус. Приходил каждый день. Пока и  она не влюбилась в него по уши.               
     Если бы они не встретились, я бы не рассказывала  вам сейчас эту историю…               

                ***

              Первым родился мой любимый брат Аматуни, вторая -
я, а третья - моя  сестра  Гаяне.  К  удивлению  окружающих, 
мы очень разные. Брат и младшая сестра - как китайцы, узкоглазые. (По преданию, прадед прадеда моей мамы был  китайцем). Люди показывали на моего брата и сестру  пальцем:
               - Смотри, смотри, слепая!               
 Обида была так велика, что Гаяне мечтала о пластической операции.
      Посмотрев на неё, хирург Святослав Фёдоров, покачал головой и сказал:
              - Изменить божественную красоту я не в состоянии. Уезжай из Армении в Европу. Там ценится духовность. Гаяне сейчас живёт в Бельгии, где никто не насмехается по поводу её глаз.               
      Я   чувствую   себя  виноватой,   что   не   я,   а   она родилась  с  узкими  глазами.  Может  быть,  я   смогла   бы терпеть  насмешки толпы. Хотя я всегда любила и защищала  сестрёнку. Поверьте, я охотно поменялась бы с ней  местами,   чтобы   её   не   ранила  безалаберность  людей.
      Помню,   как   родители   нас  двоих  отправили    в 
пионерлагерь в Цахкадзор.  Я была в четвёртом классе,  сестра - в третьем. Один из мальчиков нашей группы,  Арсен, всегда гонялся за мной, дразнил меня на глазах у Гаяне:
              -Что?  Я  тебе  не  нравлюсь?   А   посмотри   на   свою
сестру. Она  же - слепая: глаз почти нет.
      Бедная моя сестра! Она так плакала, что  все  вожатые успокаивали её. Жаль, что отдыхала она лишь  неделю,  а потом,  обидевшись,  уехала  с  папой  и   мамой.
      А я осталась, чтобы отомстить за Гаяне. От обиды  откуда-то взялась смелость. Я подкараулила его и  набросилась внезапно с кулаками. Он, конечно, не ожидал.  От страха уехал домой раньше срока. А я осталась до  конца с чувством победителя.

                *** 

      С сестрой у меня связаны интересные воспоминания.                Июль. 1991 год. Я беременна. С большим  животом стою в переполненном автобусе. Стоять очень трудно, но люди делают вид, что не замечают меня. На остановке в автобус вошла  Гаяне. Я  её  окликнула,  она  протиснулась ко мне.
              - Ну, как продвигается беременность?- громко спросила  она.- Лентяйка! Когда же я стану тётей?
      И пальцами прикасаясь к моему животу, добавляет:               
              - Слышишь, малыш? Я уже люблю тебя. Всю жизнь мечтаю,  чтобы у меня была дочь.
      Автобус резко затормозил. На сестру мою упал  мужчина, от которого пахло мусором из помойки и вином.  Он еле стоял на ногах. Пьяным, сонным голосом с карабахским  акцентом  он  сказал  Гаяне:               
              - Я тебе говорю! Чего отворачиваешься? Зачем  бросилась на меня?  Я тебе нравлюсь, что ли?
      У сестры от волнения даже кашель аллергический  начался. На следующей остановке она вышла из автобуса. А этот получеловек продолжал громко  разговаривать:
              - Видели ту девицу? Она умоляла, чтобы я был с ней, а я  отказал ей.

      Смотрю по сторонам. На лицах людей написано: « Мы тебе верим». Знакомые лица удивлённо смотрят на меня, а мужчина продолжает клеветать на  мою сестру. Думаю:          « Он меня достал! Надо защитить сестрёнку! Пока толпа не  поверила этому пьяному бреду».
             - Ты  разве  знаком  с  ней?   Тебе  не   стыдно   так
говорить о невинной девочке?
             - А ты кто такая?  Как  хочу,  так  и  говорю.  Тебе-то
что?               
             - Это  мне-то?  Она  моя сестра. Я  не  позволю её   обижать.
      Забыв о своей беременности, я собрала пальцы в кулак и, сама от себя не ожидая, ударила его так сильно, словно гвоздь пыталась забить или расколоть кусок базальта.
              - Зачем обманываешь?!- кричала я. – Сейчас ты точно  запомнишь её…
      Со страхом увидев,  что  мужчина   упал,   я   быстро 
выбралась  из  автобуса  и  побежала  вслед  за  сестрой.
      Вместе с ней зашли в гости к племяннице Нуне. А  автобус на остановке долго с места не двигался….                Сердце моё колотилось так сильно, словно я взбиралась пешком на десятый этаж. Сестра сказала:
            - Я знаю, что ты не переносишь, когда меня обижают, и  знала: если останешься, то ты ему врежешь, потому и  вышла.

                ***

      Но  история  на  этом  не  кончилась.  Куда  девать
троих детей моего брата Аматуни: Хачика, Наиру и Лусине, которые тоже родились с узкими глазами? Куда им бежать с глаз долой? Кто их будет защищать? Не обижайте их, опомнитесь! Они такие же, как вы.
      Сейчас я живу в России, в городе Липецке.  Прекрасный город, с радужными перспективами. Он  хорошел на моих глазах. Может, название его успокаивает мне  душу? Я его люблю, переживаю за его будущее. Ведь Липецк  - часть моей России, которой я благодарна бесконечно за  кров, за свет. И люди здесь хорошие,  не считая отдельных  особей, которых  в  каждой
Нации хватает.  Я  понимаю:   нельзя  оценивать  народ  по
поведению некоторых людей.

      В  Липецке   мы   дружим   семьями.    Друг  Намик –   
азербайджанец, в  Афганистане служил, был  тяжело  ранен, но вернулся с того света. Дважды в году отмечает он свой день рождения. Он не забудет, что такое война. Жена у него русская. У них прекрасная дочь.
      Друг моего мужа  Саша по матери русский, по отцу –  цыган, а жена у него еврейка. Его дочь – как русалочка   с длинными русыми волосами.
     Мы с мужем  армяне. В роду моем были китайцы. А кто знает, сколько еще разных  национальностей у каждого в роду?  Тем более, в такой многонациональной стране, как Россия…
Намик поднимает бокал красного вина и произносит тост:               
              - Пью за то, чтобы наша дружба была вечной!                Мне стыдно за тех, кто обижает людей других национальностей. Я  не  стыжусь просить у них прощения, хотя моей вины в этом  нет. Пусть народы дружат…
             - Ты  сказал  прекрасные  слова,  -   говорит   мой   муж.
      Меня просят тоже слово сказать. Собираюсь с  мыслями:
             - Смотрю на вас – и сердце радуется. Пьём за крепкую,   вечную дружбу наших народов и чтобы никогда не был  поставлен памятник с надписью: « Они были последними   из русских, азербайджанцев и армян, которые дружили  друг с другом».
            - Думаю,  что   такого  не  произойдёт.   Русские   не
допустят  этого, - замечает Саша.
      Все пьют до дна.
      А я размышляю. Я - художница. Может, моя миссия человека искусства в том, чтобы примирять души людей друг с  другом? Не так страшен враг заграничный, как тот,  который внутри страны: люди, которые не уважают друг  друга.
      Еще страшнее, когда телевидение разжигает  межнациональную рознь среди соотечественников. Не  забуду, как какой-то актер назвал людей с Кавказа             «одним неуважительным словом». Это ведь плевок и в адрес великой культуры  южных народов. Нельзя оскорблять целые народы и  оставаться безнаказанным. За всё придётся отвечать.  Сама природа наказала его за легкомыслие. Накрытый  снежной лавиной, теперь он вечный пленник  Кавказских  гор. Как аукнется – так и откликнется. В ответ на лёд  души – ледяная стихия снежных вершин.
      Он был талантливым режиссёром и артистом, но  допустил ошибку. Мне жаль, что его нет. Что у него не  оказалось времени переосмыслить свой поступок и снять  новый фильм, объединяющий все народы мира.
      Природа не так уж  часто  даёт  людям  творческий
дар. Всякого талантливого человека надо ценить и помнить. Но кому многое дано - с того много и спрашивается. Ответственность за каждое слово должна сопровождать представителя   культуры.   Впрочем,  и   любого  другого человека….
      Недавно вхожу в магазин – и вижу злой взгляд. И те
же слова в мою сторону:
              - Путаются под ногами……!
              - Что  мы  вам  плохого  сделали?  За что такая  ненависть?- спрашиваю я.
      Ответ был неожиданным:
              - Чего  обижаешься, так  вас  обозвали в одном из фильмов.
      У  меня  схватило  сердце.  Стало   трудно   дышать.
Пришла домой в слезах. Как избавиться от ненависти?  Ведь она так заразна. На миг забыла, что живу в красивом  Липецке, всё померкло в глазах. Но главное - не потерять  душу. Нельзя из-за одного человека,  всю нацию не любить.  Только как договориться с собой? Жить в огромной  державе без любви и уважения ко всем её нациям нельзя. И  ведь так то в одной стране, то в другой группы фанатов- неонацистов крушат надежды  мирных жителей на мелкие  осколки. Я мечтаю видеть Россию страной, где живут без страха и русский, и армянин, и японец, и негр …


Жизнь- это как сон, во снах моя жизнь,
И  я в этой  жизни в гостях.
То люблю, то ругаюсь,
Сама на себя злюсь,
Когда меня унижают.               
Во снах я летаю высоко в небесах,
И солнце не обжигает мои крылья.
Во снах через моря весь мир облетела
И нашла весь земной шар свободным,
Который я полюбила.
И очнувшись опять,               
Смотрела в небеса на звезду мою,
На черные тучи,  плывущие в небе,-
Черные тучи, как наши временные неудачи,
Проплывут, отдалятся,
И ты, не боясь лунного света,
Еще ярче заблестишь.               

А я с восхищеньем
Посмотрю на тебя, не отрывая глаз.
Сверкающая звезда в ночном лунном  небе
Свидетельница наших всех бед,               
Как мне дальше жить, подскажи!               
Как души людей наполнить добром,
Звезда, подскажи!
Из одного чрева рождены добро и зло
Зачем друг с другом воевать?
Когда наша жизнь
На этой планете всего лишь одна.