12. Русская икона

Армине Хачатрян
Рассказ 12 - из книги "Опять цветут абрикосы"
ББК Р.2  Х 29
ISBN 978–5–88247–310–4      
Рецензент  Б.М.Шальнев, председатель правления
Липецкой  областной  писательской   организации

    Год 1991-й. Я живу в доме свекрови, в семье  одиннадцать человек. У дочки появился первый зуб. Мы  все радуемся. У нас праздник, он называется  « Зубное  зерно». Смысл его в том, что гости должны попробовать разные варёные зёрна, чтобы у ребёнка выросли крепкие зубки. Собрались соседи.
      Как только празднование завершилось, к нам  пришёл в гости священник. Имя его я уже не помнила, но сразу узнала этого человека.  В 1980 году в церкви Святого  Креста,  куда отвёз нас папа,  он   вёл  службу.    
              Молился за нас, освещал жертвенного барана …. В  это время я заканчивала школу и должна была поступать в  институт.
      Была суббота. У церкви тогда собралось много  народу. После церемонии священник, обойдя взглядом  прихожан, вдруг указал пальцем на меня:
              - Невинное дитя, подойди ко мне.
      Я гордо глянула по сторонам. Мои глаза встретились с глазами отца.               
              Отец кивнул: « Иди». И  я  побежала  к  священнику.               
              - Ты можешь подержать эту книгу? Она не простая.  Осторожно. Это Новый завет.
      Минут пятнадцать держала я в руках священную книгу. Священник помыл руки и куда-то отошёл. Все  смотрели на меня. Я покраснела от натуги, словно внутри меня горел огонь…. Внезапно в теле возникла  необыкновенная лёгкость. Казалось, что тело  отделилось от меня…,священник вернулся. Взял книгу и  крестом осенил меня. С детской наивностью я спросила:
              -    Я в этом году поступлю в институт?               
              -   Да, обязательно, - кивнул головой священник.                Я буду  молиться за тебя.
      Я повернулась и побежала к отцу. Уже на полпути я закричала:
              - Ура! Я поступлю, поступлю в институт!


                ***

      Получив  пятёрки по рисованию и черчению, я  поступила на факультет изобразительного искусства, черчения и труда. Никогда не забывала я лицо священника, который мне это предсказал. И вот… этот человек у нас в гостях. Я рада. Но стесняюсь напомнить о той нашей встрече. Ведь все священники – не простые люди, а особенные. Они  святые, у них нет грехов. Так я думала о них с детства. Но в этот день моё представление полностью изменилось.
      Священник  заглянул к нам домой перед отъездом в  Горис. Показал подарок, который вёз прокурору:
              -  Как ты думаешь, он оценит мой подарок?
              -  Откуда у вас эта икона?
              -  Из хранилища храма Эчмиадзина.
              -  Как это? Украли что ли?
              - Нет. Они сами мне отдали, чтобы решить один  вопрос. А ты ведь художница, скажи, эта вещь чего-то стоит  или нет? Надо ли дарить ее прокурору?
              - Ладно, поставьте на стул так, чтобы не блестела  на свету.
              - Интересно, какой святой тут изображён? –  спросила я.
              - Этого я не знаю, но, может быть, на иконе написано, –   ответил священник и поставил её на стул, я глянула на  нее и … остолбенела. Какой-то невиданный свет озарил  мою душу.
      А святой из иконы… вдруг начал со мной  разговаривать на русском языке:
              - Помоги мне,спаси меня, дочка. Они везут меня в темницу.      
      Я  смотрела  по  сторонам  удивлённо  и   думала:               
              - Не сошла ли я с ума? С каких это пор иконы стали  разговаривать?
      Я снова глянула на икону. От неё  исходило какое-то  нежное тепло. Лицо святого было живым, оно меняло свое выражение.
             - Не бойся!- сказал он внушительно.               
И снова повторил:
              - Помоги …, меня  везут в темницу.
      Конечно, я никому об этом не стала рассказывать. (А то еще скажут, что я свихнулась). Но почувствовала  внутренний трепет. Слова святого не  давали  мне  покоя.
             - Что с тобой? Тебе плохо? Может, дать воды? - спрашивает священник.
      Очнувшись, я сообразила:
             - Знаете что? Для вашего прокурора нужен  какой-то  современный, модный подарок. Например, ваза в стиле рококо.
              - У меня время поджимает. Очень спешу. Где сейчас взять такую вазу?
              - Как где? Мне родители подарили две вазы. Одну  заберите. А икону оставьте мне.
              - Нет,    нет   и   еще   раз   нет!    Одной    вазы     мало.   
Отдавай  тогда  две.
              - Ладно, берите,   но  икону  непременно  оставьте.
      Тут возмутились все:
              - Разве можно такие ценные вазы менять на  какую- то  неизвестную  картину?
      Я ничего не стала объяснять  им и ответила:
              -  Вы меня не поймёте.
      Отдала вазы и забрала икону.               

                ***


      С того дня в моей жизни стали твориться чудеса.  Слышу чей-то голос и постоянно ощущаю, что рядом кто-то невидимый есть.
      Дочку я рожала очень тяжело. Думала, что по другому и не бывает. И вдруг снова  чувствую:  беременна.
      Прошло почти девять месяцев. До родов осталось всего две недели.
               - Боже мой! Помоги мне родить без боли и  осложнений!-  молюсь я перед иконой.
              Гляжу, а от иконы струится свет….               
Выхожу  на свежий   воздух,  чтобы  прийти в себя.  А  тут 
Творятся  чудеса.   С   неба   прямо   над   моей   головой 
сверкающий свет навис. Свет струился   такой же,   как   и
из иконы. Решив,  что  это  свет  божий, я  от страха  упала  на колени,  перекрестилась и убежала домой.

              - Что случилось?  На  тебе  лица нет, - говорит муж.
              - Ничего, все нормально.

      В этот день у нас в гостях  тётя Марго…
Я легла. Сон сковал меня. Но вдруг слышится голос:
              - Проснись! Вставай!
      Я  так  и   подпрыгнула.  Смотрю,   муж   уже  храпит.
Подумала,  что  это  он  шутит  надо мной, растолкала его:
              - Ты зачем меня сейчас будил?
              - Я тебя не будил. Ты уснёшь, наконец?
       Я снова легла. И снова, едва стала засыпать, слышу  голос:               
             - Вставай, пора рожать.
      Снова толкаю мужа:
              - Ты зачем так шутишь? Мне рожать через две  недели, а ты говоришь, что пора.
      Муж меня так ругал, что от страха  я закрыла глаза…
      И вот, когда я снова заснула, таинственный голос   говорит:
              - Что, не узнала меня? Ведь ты просила меня помочь  родить без  боли?   Что   же  удивляешься?   Вели,   чтобы               
тебя  срочно  отвезли  в  больницу.
      Вскочила я, закричала:
              - Рожаю! Везите в больницу скорей!
      Муж испугался, разбудил брата и его жену.  Спрашивает:
              - Что, воды уже отошли?
              -  Нет, а что?
              - Значит, ложная тревога. Ты же сама говорила, что  рожать тебе только через две недели.
      И не поверили все. А в три часа ночи – снова таинственный голос:
             - Скажи им, что воды уже отходят….
На сей раз муж мне поверил. Отвёз в Ереван. А вот врач встретил удивлённо:
             - Не  время  еще  рожать.  Вот  через   две  недели…
             - Доктор, разве можно везти меня назад? А если по дороге что-то случится? Кто будет отвечать?
     Тут у моей тёти Марго, которая ездила с нами в роддом, терпение лопнуло:
              - Слушай, где ты нашёл эту ненормальную?! Вы друг  друга стоите. Все, я ухожу!

     Они оставили меня в роддоме и ушли. Отвезли меня в 
палату. От стыда я долго не могла заснуть. В тот момент я подумала, что заслужила того, чтобы меня отшлёпали, как озорное дитя.  Я тоже хороша, ведь никому  ничего  не
объясняю!
 А в девять утра, повинуясь все тому же  мистическому голосу,   я сообщила медсестре, что   рожаю:
              -    Пригласите,   пожалуйста,   врача.   Да    быстрее.
              Медсестра так кричала на меня, так кричала! А я всё  равно требовала врача.
              - Ну, ладно,ложись на кресло.Я посмотрю….Ну вот, ни о каких родах пока нет и речи.
      И тут-то не успела она повернуться, как ребёнок и явился на свет. Прибежал врач:
              - Неужели родила так быстро и без боли? Первый раз с таким  сталкиваюсь. Ребёнок на  заказ. Мальчик.

      Так родился мой сын Завен. В ясный день 2 февраля 1992 года.
      В десять утра меня позвали к телефону. Позвонил папа.
              - Здравствуй, папа!
              - Зачем так радостно говоришь вместо того, чтобы стыдиться? Мне рассказали, как ты раньше времени напросилась в роддом.
              - Ты, папа, сначала внимательно выслушай меня. Ответь на вопрос.
             -  Интересно, что за оправданье ты придумала?
             -  У тебя, папа, сколько внучек?
             -  Три. Зачем спрашиваешь?
             -  А внуков сколько?
             -  Ни одного.
             -  Ответ неверный. Я тут  тебе внука родила, а ты  на меня кричишь.
      От неожиданности он стал заикаться:
              - Как это так? Ты точно уверенна, что мальчик?
              - Папа, не смеши. Я что  мальчика от девочки не отличу?..
     Над мужем моим отец   решил  слегка   подшутить.
            - Слушай,зять,у тебя вторая дочь родилась.
            - Что ты?  Врачи  сказали -  две  недели еще   ждать.
            - А вот  вышло  раньше…  Ладно,  ладно,  шучу.    Не девочка родилась, а мальчик…

                ***

      А чудеса, связанные с иконой, продолжались. Дорога  жизни привела нас в тупик. Распался СССР. Столица  моей  Родины  за  один  день  стала   мне   чужой.
      Новое правительство занималось делёжкой власти. С одной стороны, внутренняя борьба за власть, с другой –  война с Азербайджаном не давали  людям покоя. На улицах  ловили мужчин и против их воли  сажали в автобусы и  везли воевать в Карабах. Многие уезжали  «по делам», но  ясно было, что они больше не вернутся или будут  приходить к нам только в наших снах.
Война, во что превратила ты мою страну,
Любимую Армению мою!
От собственной земли оторвались,
Несчастными остались  все.

     Уехал и мой муж. И  я осталась одна с двумя детьми  на руках.

     Живу в доме свекрови.  Помогаю по хозяйству.  Таскаю воду за триста метров для питья и стирки на  одиннадцать человек. Надо успеть заполнить всю посуду,  что имеется в доме: привозная вода быстро кончается.  Двенадцатилитровые ведра с водой ношу в обеих руках…

     Дед моего мужа Завен (ему 94 года)- красивый,  умный, честный, справедливый человек- весь день читает газеты без очков. По лестнице спускается  как  подросток, прыгая через одну ступеньку. За честный и  прямой характер его любят далеко не все. От его прямоты и мне досталось:
            - Слушай,  невестка,   знаешь,  как  умён  твой  отец?
            - Дед, что случилось?
            - Какой он хитрый. Зять отсутствует, а  дочь  у  нас 
живёт, нахлебницей.

     Со слезами на глазах вспоминаю лучшие дни моей жизни и, чтобы успокоиться, сочиняю стихи:
Что  наделала  я?
Смирилась  с  судьбой,
Оставила  живопись и  мечты.
Жизнь, в  кого превратила меня ты?
Вместо  мрамора – пыль после торнадо,
Не  творю – невидимкой стала.
Растворилась с жизнью лживой в рутине,
Может, я  совсем и  не  рождалась?

      А дед все никак не угомонится:
              - Где  муж  –  там  должна  быть  и  жена…
      Но ведь все твердят, что муж за мной не вернется. Я  потеряла веру.
      Выйти из этой ситуации поможет разве что чудо. От усталости и боли в ногах еле уснула. Вижу сон.               
              В комнате  сидят три женщины. К двум подходят люди, просят  автограф. Это богатые жены футболистов. А третья одета  бедно и ведёт себя очень скромно, на нее никто не  обращает внимания. Подхожу к ней: « Можно ваш автограф?» Она смотрит удивлённо, оглядывается по  сторонам: « Зачем? Я женщина  никому не известная.  Возьми у богатых». Отвечаю: « Истинная красота не в  богатстве.  Вы богаты тем, что в вашем лице – доброта,  сострадание, желание помочь. Ваши морщины красивы. Вы  мне понравились».
      Женщина расписалась, встала и пошла  по  лестнице
вниз, на первый этаж. Я – за нею. Она вошла в баню и сразу  вышла. Вместо старухи вижу перед собой молодую  красавицу. Волосы  ниже колен  служат ей  одеждой.  Шагнула она в сторону, на огород, к винограднику,  повернулась ко мне, подняла руку и, показав  на тутовое  дерево, сказала:
              - Видишь под деревом колодец? Он - твой. Я дарю тебе его. Где бы ты ни была, я всегда тебе его наполню водой.
      Я смотрю в чистую воду колодца, а она - все дальше  уходит, дальше, повторяя:               
              -… всегда наполню водой.

      Проснулась я. Не идёт этот сон из головы. А когда опять задремала, явился святой с иконы:
              - Собирай, дочка, вещи. Времени у тебя мало. Я  сделаю так, что попадёшь ты в мою страну. Там будешь  сыта, накормлена, я об этом позабочусь.

              … Сегодня вторник, а рейсы на самолёт   Ереван-  Воронеж только по пятницам. Прошёл год разлуки с мужем.  Но неужели он не хочет забрать нас в Липецк?


      Собираю вещи в дорогу. Радуясь,  напеваю себе под нос, целую детей,  играю с ними. Усталости как ни бывало. В доме расспросы:
              -  Куда собираешься?
              -  Никуда.
              -  А зачем тогда вещи упаковала?
              -  Просто так, чтобы убрано было.
              - Нет, тут что-то есть! Скажи правду, может, муж звонил? Не держи от нас тайн.
              - Отстаньте  от  меня!   Никуда   я   не  собираюсь.

      День прошёл. Звонка от мужа не было. А я все  ждала…. Может, у меня с головой не в порядке? Может,  лечиться надо? Ну зачем я уложила вещи в чемодан, чтобы   надо мной еще больше насмехались?
      В среду утром телефонный звонок:
              - Милая, я соскучился. Жду тебя с детьми в пятницу. Понимаю, времени на сборы мало, но ты уж постарайся  успеть. Я буду вас ждать в аэропорту.
      Выходит, голос с иконы правду сказал? Ах,как же узнать хотя бы имя этого святого?!


             ***


      К удивлению всех, я быстро купила билет и улетела к мужу. Трудно расстаться с родственниками, с родиной и  с могилой отца:
Я  не  хочу уезжать,
Страну любимую забывать,
Хочу могилу отца
Цветами покрывать каждый день.

Хочу плакать с тобой папа,
Обо всем тебе рассказать,
Хочу художником стать,
Чтоб мечту твою исполнять.

Обнимать на могиле землю,
Снова  плакать,о тебе рыдать,
Делиться мыслями с тобою,
О  снах моих рассказать.

Хочу, чтобы явью стали мои сны,
Чтоб  тебя  ещё  раз обнять,
Твои  упреки слышать вновь,
Заново маленькою стать.

Прибуду скоро к тебе в небеса,
Встретимся мы с тобой опять,
И вспомним те чудные дни,
Когда живыми  были   мы.

              Я  не  хочу  уезжать,
Страну  любимую  забывать,
Хочу  могилу отца,
             Цветами покрывать каждый  день.
      Теперь живём мы в Липецке. Как свойственно людям, я быстро отогнала плохие мысли подальше от себя, и  жизнь пошла своей чередой.
      На другой день после удачного приземления, я  пошла в церковь поблагодарить Бога, поставить свечу. Продвигаюсь в толпе, кланяюсь всем святым и вдруг – вижу его, того самого, с моей иконы. Я окаменела. Как будто главное открытие века снизошло в мою голову. Быстро крестясь, подхожу к священнику:
             - Скажите, пожалуйста, батюшка, как этого святого зовут?
             - Николай Чудотворец.

     Тут только я поняла, что не случайно приехала в Россию. Николай Чудотворец не хотел больше жить в чужой стране.

              ***
      Чудотворения святого Николая продолжаются. Мой муж, как и многие другие люди, купил акции МММ,чтобы  чуточку разбогатеть.  А в это время собрались мы и семья  наших друзей к морю ехать отдыхать. А мне - голос с  иконы:  « Дочка, у тебя киста. Если отправишься в путь,больше   не   увидишь   этого   света.  Смотри:    в    вашем    доме  темно, и в городе, и в больнице тоже.Потом он  продолжал: «Вы купили  акции. Компания   МММ рушится, быстро поменяйте акции на деньги, а то  останетесь ни с чем».

      Отказываюсь от поездки и прошу, чтобы муж поменял акции на деньги, как предупредил святой. Слушаю  причитания мужа: «Ничего с акциями не случится, это  всего лишь больное воображение». Чтобы доказать это,  в тот же день меня отвезли на обследование в больницу, а кисту не находят. Опять ложная тревога. Опять горю от стыда.

      Собираемся снова к морю. А я переживаю, ведь голос исходил от иконы. Николай Чудотворец предупредил, что общество «МММ» прекращает свое существование. Но я никак не могу убедить мужа поменять акции « МММ» на деньги. Сегодня день моего рождения. Может, не откажет ради праздника?..
Но муж непреклонен:
              - Только не сегодня!               
       А я опять тревожусь. Был голос Николая  Чудотворца: « Пропадут деньги»…
На другой день муж поехал за деньгами. Вернулся мрачный.
              - Что грустный такой? Обменял акции?
              - Нет.   Пирамида  «МММ»    рухнула.   Плакали    наши
денежки.   Вчера   был   последний   день,   когда  их  можно 
еще было спасти.
     Я все-таки отказалась от поездки к морю.
           ***

      Проходит месяц. Мне нехорошо.  Кричу от боли.  Прибегает муж:
              - Что случилось?
              - У меня грудь словно ножом режут.
               - Ложись и спи, к утру пройдёт боль.
      Стараюсь заснуть. Снится: во рту у меня нет зубов,   остался один- единственный и тот шатается. Утром хочу  встать, но не могу: кружится голова. В животе что-то  творится. Какая-то тёмная сила поднимается оттуда к  горлу и душит меня.
      Соседка Ира отвозит меня в поликлинику. После   осмотра врач срочно вызывает «скорую»:
              - Есть подозрение, что лопнул яичник.
      И опять повторяется знакомая картина. Гинеколог  ничего у меня не находит:
               - Может быть, вы сами придумали себе болезнь? Не  знаю, зачем вам это.
      Глотаю слезы обиды, открываю дверь, чтобы уйти. Но  вместо этого кричу:
               - Вы - некомпетентная врачиха!  Моя жизнь висит на
волоске!  Если я уйду, умру,  а вы мне советуете  замолчать.
      На   мой  крик  приходит  заведующий    отделением Михаил Юрьевич:
              -  Что тут такое? Что за шум?
              -  Эта армянка меня обзывает! Сумасшедшая!
              - Кладите больную на кресло. Я жил в Армении  двадцать  лет,  знаю,  что  они  очень  чувствительные.
              - Я ведь уже смотрела, ничего не нашла. Но доктор начинает обследование. Мой душераздирающий вопль похож на сирену «скорой помощи».               
              - Всем выговор!  Срочно  в операционную!- командует  заведующий отделением. - Через несколько минут начнётся  заражение крови. Лопнула киста…
      После операции я лежала в кровати недолго. Оторопевший Михаил Юрьевич сообщил:
              - Нечего лежать! Здоровы! У вас даже следа от швов  почему-то  не осталось.
              - Спасибо, доктор! Неужели вправду нет шва?
               - А ты знаешь, Армине, что интереснее всего? Твой  сон про единственный зуб. Я ведь и есть тот  единственный зуб твой. Если бы я не вышел случайно в коридор из кабинета, ты бы умерла.
       Ночью в больнице я увидела еще один сон,  завершающий эту историю.
      Во сне я гонялась за большим сверкающим алмазом. Хотела его поймать, никак не удавалось, бриллиант перемещался с одного места на другое.
      Вдруг сверху Бог остановил меня:
              - Зачем ты бежишь за ним, это не алмаз, а восьмое чудо света, которое находится в храме Гегард в Армении.  Не старайся поймать этот свет, ведь только   тебе я его показал, кроме тебя никто  больше не видит этот свет.
      И продолжал:
              - Не ищи этот свет внутри себя. Украсть его                невозможно. После этого Бог показал наше село Далар. И вдруг махнул рукой, и из нашего села до Липецка                передо мною открылся трамвайный путь, который был очень  коротким.
      Открыла глаза. Уже утро. Вдруг слышу знакомый голос. Это моя мама, никого не предупредив, прилетела на самолёте, чтобы навестить дочь.

      Вот что значит материнская любовь!

      Жизнь мою спасли, а деньги мы потеряли, но вера моя все крепнет.               
 
     Голос   Николая  Чудотворца   освещает  мой   путь.