Утамаро

Константин Рыжов
Утамаро. «Яма Убо и Кинтиро». Цветна ксилография. Москва. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Венцом золотого века японской живописи стало творчество двух замечательных художников, оказавших заметное влияние на европейское искусство - Утамаро Китагава (1753-1806) и Хокусай Кацусика (1760-1849). О жизни Утамаро сохранилось очень мало сведений. Истинным призванием его стало искусство женского портрета. Вершины мастерства в этом жанре художник достиг в двух сериях станковых гравюр: «Темы великой любви в классической поэзии»  и «Десять типов женского лица». В первой серии переданы главным образом эмоциональные состояния, а во второй даны социальные и возрастные характеристики героинь. Лица его гейш, в каком бы душевном состоянии они не находились, всегда загадочно непроницаемы. Их чувства, мысли, настроение отражают только жест, костюм, цвет, линия.

Гравюры Утамаро демонстрируют высочайшую технику. Используя  соотношения чистых цветовых тонов  и узорчатую линию, художник передавал грацию женщины, прелесть ее движений, роскошь одежд. Он умел показать прозрачность легкой ткани, блеск черепахового гребня, пронзенного светом, шелковистый блеск волос. Лиризм, воплощение не просто определенного чувства, но его самых тонких оттенков стало характерной чертой творчества этого художника (http://proza.ru/2013/06/25/352). Утамаро изображал, как женщины по-разному читают, играют на музыкальных инструментах или гуляют. Кажется, что его героини застыли на мгновение и сейчас продолжат свое плавное, грациозное движение. Но эта пауза – самый выразительный момент, когда наклон головы, пластика жеста, общий силуэт фигуры передает чувства, которыми они живут, которым охвачено все их существование (http://proza.ru/2013/06/25/350).

Восточная культура в Древности и Средневековье  http://proza.ru/2013/07/11/270