Культпоход

Ольга Штерн
 

   
   

   На балет «Лебединое озеро» я пошла за компанию. Я бы лучше в номере повалялась, посмотрела бы один из множества сериалов, любезно предоставленных гостям Киева местным телевидением и администрацией гостиницы. Я включала первый попавшийся  канал и смотрела с любого места. Сюжеты, ситуации, актёрская игра оставляли ощущения одной бесконечной тягомотины, сверхзадачей которой, как сказал бы великий Станиславский, было: «сделать красиво и душещипательно».  Некоторые сериалы были на украинском языке, что поначалу вносило разнообразие. Потом я привыкла и перестала замечать.
   После нелёгкого и долгого рабочего дня это было то, что нужно. Тем более, не очень-то я смотрела. Пила чай, мылась в душе, устраивала мелкую постирушку…обычные гостиничные вечерние забавы. Отдыхала, одним словом.
   Но мои сотрудники сказали «балет», и я поперлась вместе со всеми.

   Как гласит известная народная пословица, евреи за компанию на многое способны. Даже повеситься! Такой вот конформизм. Хотя, в ранней молодости, в плацкартном вагоне поезда Москва – Душанбе  я услышала  альтернативную трактовку этой милой и любезной сердцу антисемита поговорки.. Слово «компания» употреблялось в организационно – производственном значении. Еврей, вернее, жид, (из песни слова не выкинешь), повесился от стыда, когда его уличили в краже какой-то кубка или чаши. На основании чаши было написано «компания  кто-то там и сыновья» или братья?   
    Вам это ничего не напоминает?
   Думаю, имелась в виду известная (надеюсь всем) заминка в дороге, приключившаяся с братьями Иосифа, во время второго их визита в Египет за зерном. Ну, это когда по приказу Иосифа, тогда еще не узнанного, в мешок  с зерном подсунули чашу. А потом на «таможне» ее обнаружили. У младшего. У Вениамина, родного брата Иосифа. Не мог Иосиф отпустить своих братьев, не открывшись им и не выяснив отношений. Пока братья не поняли, в чем дело и с кем они это дело имеют, напугались страшно.  А когда поняли, еще больше испугались. Как говорится, сходили за хлебушком. Впрочем, как вы помните, это была шутка, игра и намек, и все закончилось хорошо, и даже более того, как Иосиф и замыслил.
    Видимо, эта история преломилась в народном сознании по принципу – то ли он украл, то ли у него украли, но в какой- то краже он был замешан. Отсюда и версия о краже и компании. Компании «Иосиф и его братья».
    Если кому-то до сих пор не совсем понятно, о чем я говорю, о какой чаше? о каких братьях? потерпите до Хануки.  В это время читают соответствующую главу Торы. Очень поэтичная история.
 
   Отвлеклась я. Мы в театр идем. Смотреть балет «Лебединое озеро». Между прочим, в постановке Большого театра. Не первый состав, да и не второй, но это и не важно. Класс и выучка чувствуются. Главное, помнить, что балет, это не танец. Даже если по ходу действия есть вставные номера, вроде мазурки или испанского танца. Не танец это. Балет.
   Позы, руки, поддержки, прыжки. Все выверено и канонизировано. Если это принимаешь, то все в порядке. А если нет - чего приперлась?
   Чего, чего? Сказано ведь, за компанию. Вот и сиди, выстраивай ассоциативный ряд и развлекайся, как умеешь. А я умею.
   Во-первых, театр. Как в раньшие времена. Плюш и позолота. Завитушки где ни попадя. И люстра. Народ нарядный. Не то, что мы, израильтяне командировочные.
   Вот бы еще в буфет в антракте сходить, пирожное поесть, лимонад попить… Как в начале семидесятых в столичных театрах. Бутерброды с черной икрой и шампанское в расчёт не принимались. Денег в моем студенческом прошлом на такие развлечения  не было. Нет, и не надо. Но видела и запомнила. А что толку. Черная икра не кошерная, а шампанскому я предпочитаю крепкие напитки. Типа текилы. Вспомнила я про буфет, и сразу забыла. Проехали.
   Музыка знакомая. Кто неаполитанскую польку на фортепиано не играл? В третьем классе музыкальной школы. Кто из мальчиков танец маленьких лебедей не танцевал на заключительном концерте в пионерлагере?
   Кто не знает, что если по телевизору «Лебединое» показывают, надо в магазин срочно? Соль, спички, мыло.
   С либретто несколько сложнее. Нет согласия между постановщиками. Это, наверное, единственное, что не канонизировано.
   Ясно, что в основу легла старонемецкая легенда. А дальше  – разброс и шатание. Не всегда знаешь, чем закончится. (Говорят, не всегда заранее известно, какого пола лебеди). Я потом, уже дома, в Википедию зашла и очень много нового для себя узнала. Впрочем, мы смотрели  вариант, где любовь побеждает злые чары, а злому колдуну Филину отрывают крыло. Так и на поклон выходил, с одним крылом. Манная каша с малиновым сиропом. Неплохо, если кто любит.

   Я классический балет люблю совсем немного.   Люблю «Дон Кихот»  Минкуса, что говорит о моем неразвитом вкусе и провинциальном происхождении. Ничего не поделаешь.
   Нет, ну если это современная постановка «Конька Горбунка» в Мариинке, тут даже мне понятно, что шедевр, с реминисценциями, балетными цитатами и чувством юмора.
   Или, к примеру, «Евгений Онегин» в постановке Бориса Эйфмана.  Смотрела, не  могла оторваться. А то, что муж Татьяны, слепой олигарх,  дал ей по морде при полном зрительном зале, так прав. За дело. Нечего за спиной у мужа, хоть и слепого, с Онегиным шашни заводить.  И Пушкин бы не одобрил. И то, что Ленский к Онегину во сне в виде вампира приходил, на меня большое впечатление произвело. Я думаю, и Александр Сергеевич  оценил бы.. Потому, что гений гения понимает.
   Кстати, о веселье. Был, был у меня опыт посещения классического балета. Еще в студенческие годы. Откуда взялись два билета в Мариинский Театр, я не помню. И места очень даже хорошие. Бельэтаж.
   И в буфете все как надо. Лимонад, пирожные корзиночки с кремом. Публика разодетая, дамы в мехах и бриллиантах. А мы, две студентки психфака, в юбочках простеньких и свитерках, сидим, как большие, в бельэтаже, на местах козырных. Дамы на нас косятся, выделяемся  мы своим видом. Да и поведением. Плохо мы себя вели. Хихикали и перешептывались. Уж очень нам балет смешной достался. «Жизель» - называется. Сама идея, что можно умереть от любви, казалась нам, двум жизнерадостным студенткам, нелепой. Ну, водочки выпить с горя, шоколадку съесть для поднятия настроения, на танцы сходить… Я от несчастной любви и разбитого сердца марки начала собирать. От любви той следа не осталось, а марки, вот они, два альбомчика, для внуков берегу. Раритет.
   Словом, не убедила нас Жизель. А уж когда во втором  акте эти девы неживые по сцене стройными рядами прыгать начали, а некоторые под потолком на веревках привязанные разлетались, тут мы с подругой уже рыдали от смеха. Помните, как это в молодости бывает. Правильно тетки меховые и бриллиантовые на нас шикали. Некультурные мы оказались  и невоспитанные.
   В Киеве я себе такого не позволяла. Сидела тихо, с умным видом, получала удовольствие, как могла. Старательно следила за метаниями и страданиями Зигфрида. Мне трудно включить воображение и представить, что нормальный молодой мужчина может влюбиться в птицу.
   Была когда то история с Ледой, но, что позволено Юпитеру…
   Как психолог и как жена врача  не одобряю я всей этой зоофилии. Так и птичьим гриппом заболеть недолго. Или орнитозом.
   Я тоже своих кошек и собак люблю и даже терплю, когда они по зимнему времени ко мне под одеяло просятся. И муж терпит. Тем более, что от глистов и от блох мы свое зверье регулярно лечим. Превентивно. Но чтобы вот так, замуж... Нет, не понимаю я этого. Как была, так и осталась провинциалкой. И хоть с дипломом  психфака Ленинградского университета, но психически здоровой. Хотя и со странностями.