Куриные плоды. 2. Изучение вселенной

Евгений Белкин
«Куриные плоды».
«Куриные плоды» . 2 . Изучение вселенной.


IV.
    Рассмотрим какие-нибудь художественные произведения, в которых присутствуют наши объекты: яйца, курица, мужик, и баба. Так как дерьмо присутствует в том или ином виде, в любом произведении, и величина хоть и не постоянная с количественной точки зрения, но постоянная, с точки зрения присутствия, и будет сама по себе, без приглашения появляться, то мы её не примем во внимание.
     Итак, художественное, а конкретно, литературное произведение! Первое, что приходит в голову, ну конечно, сказка «Курочка Ряба».
     Это сказка, которая в ходе эволюции претерпела метаморфозу и превратилась из сказки космического масштаба в обычную детскую. Но, как и прежде имеет глубокий смысл. Здесь есть и мужик-старик; и баба-старуха, и курица, и яйца. Напомню вам, на всякий случай её классический текст:
Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое.
Старик бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось.
Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет:
«Не плачь, старик, не плачь, старуха. Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».

     Литературное произведение есть! Теперь надо вспомнить какую-нибудь оперу или кантату. Здесь сложнее. Ничего кроме песни Мамонова «Курочка Ряба», в голову не приходит. Ну и не будем её ломать. Возьмём эту песню.
     Вы скажете: «Это не серьёзный подход! Нужна обязательно какая-нибудь серьёзная вещь. Ты нам какую-нибудь увертюру подавай. И чтоб непременно с разложением партитуры и разбором по полной» .
     А я отвечу: « Да какая разница!? Когда мы выпиваем, мы ведь можем пить и водку и пиво, и коньяк дорогущий и портвейн дешёвый. И если мы к этому процессу подходим чисто с научной точки зрения, как исследователи, то результат всегда будет одинаковым. И не важно Хенэси  пьёшь, или палёную водку. Если ты исследуешь свой внутренний духовный мир (и тем более, при помощи алкоголя), то всегда дойдёшь до скотского состояния и будешь свинья свиньёй. Поэтому возьмём Петра с его Курочкой Рябой». 


«Курочка Ряба». Автор П. Мамонов.

Курочка Ряба, где моя баба?
Курочка Ряба, где моя баба?
Женщины ситцевый пряник
Колет глазурью зрачков
Спелое яблочко вянет
Выбью я десять очков
Курочка Ряба, вон моя баба!
Курочка Ряба, вон моя баба!
Пестрый, как перья павлиньи
Как наконечник стрелы
Холодом мерзлые крылья
Я вколочу в твои дни
Курочка Ряба, ты - моя баба!
Курочка Ряба, ты - моя баба!
Женщина не человек!     (3 раза)

Пряник надкушенный тает
Липкой глазурью зрачков
Спелое яблочко вянет
Выбил я десять очков!
Курочка Ряба, вон моя баба!
Курочка Ряба, вон моя баба!

       Ну а теперь, необходимо какое-нибудь художественное полотно. Помню, у моего друга художника Владимира Волегова, была картина с одноимённым названием. Но так как она сейчас находится в запасниках Лувра, и достать её нет возможности, то я представлю свою «Курочку Рябу», нарисованную по памяти с этой картины. Конечно, качество моей «Рябы» намного уступает качеству картины Владимира. Но здесь присутствует главное: яйца, курица, баба, мужик- дедушка математик, и мышка, в виде молодой бабы. Здесь даже две бабы: одна молодая - мышка, другая старая - баба, в смысле бабушка.
    Некоторые критики опять могут меня упрекнуть в необъективности и спросить: «Почему выбрана именно эта картина?»  И я опять отвечу: «Какая разница!? Если явление имеет один и тот же порядок, одну и ту же природу, какая разница, что брать!?» Если вы изучаете воду, то какая разница: из водопровода она, или из живописного побережья озера Байкал. Мы ведь не химический состав изучаем, а природу явления! Не на картинку смотрим, а выводим закономерность – связь….
       Наполеон и Гитлер, - личности одного порядка. И в их жизни достаточно похожих фактов, обусловленных именно их природой. Оба не дожили до шестидесяти лет, но переступили порог пятидесятилетия. У обоих, в одно и тоже время произошло помутнение в мозгу, и они сделали одинаковую, главную ошибку в своей жизни - напали на Россию. Произошло это на восьмом году после прихода их к власти. Не на третьем, не на десятом, а именно, на восьмом! Есть и другие, сногсшибательные факты и цифры. И те, кому об этом надо знать, знают. Но нас интересует сейчас другое. Если изучать не саму личность, а её природу, то какая разница кого брать. Кого бы мы из них не взяли, мы сделаем  одинаковый вывод: оба были хоть и  великими, но….  Так что, берём эту «Рябу».
    Произведение: литературное, музыкальное и живописное - выбрано. Попытаемся разобраться.

V.
       Академик В.Н. Топоров блестяще разложил морфологию сказки «Курочка Ряба». Основной мыслью его научной работы является то, что простая детская сказка, которую мы читаем нашим детям, является культурологическим кодом космического масштаба.
      Эта сказка присутствует в том или ином виде во всех народах, и является той составляющей культуры, про которую Владимир Высоцкий сказал, примерно так: человеком не стал, если книжки правильные в детстве ты не читал. Поэтому «Курочка Ряба» - это первое, что надо читать ребёнку. Масштабность и актуальность этого произведения, можно обнаружить  в следующем.
      Старик и старуха, - это слова образованные от корня «стар». «Star» в других языках имеет значение «звезда». И мы уже читаем: «Жили… две звезды  и была у них курочка Ряба...»
        Почему Ряба? Почему курица не белая, не чёрная, не пёстрая, а именно Ряба? Имя Ряба образованно из двух частей: «Ря» и «Ба». Первая часть происходит от древнего русского слова «рять», обозначающее множественность, обильность, яркость. Вторая часть «Ба» - это суффикс «Б» в существительных, обозначающих процесс движения: гульба, дружба, женитьба, свадьба, просьба и другие. Вспомните, как мы говорим: «Ба! Кто пришёл!» Если не уходить в дебри морфологического анализа, то можем согласиться с академиком В.Н. Топоровым, что  термин «Курочка Ряба» обозначает космос, вселенную , высшую сущность мерцающую множеством звёзд.
     Вы можете возразить: «Как у двух звёзд , старика и старухи есть вся вселенная? Скорее они в неё входят, чем она  в них». Это можно объяснить так. Ну мы ведь говорим: наша страна; наш президент; у меня есть президент… То есть формально мы говорим, что больший объект, с точки зрения значимости, является нашим, хотя практически являемся его частью.
       Исходя из этого мы можем предположить, что две звезды, две человеческие сущности - мужчина и женщина осознают, что являются частью космоса, частью высшей силы, в виде курочки Рябы ( «и была у них курочка Ряба»). И это осознание приносит свои плоды - вселенная, высшая сила даёт им что-то, в виде золотого яичка. Появляется главный объект нашего изучения - яйцо.
      Это только жеманные барышни начала, середины, и даже конца  19 века, называют яйца «куриными плодами», и, краснея, вспоминают мужчин, а для всего другого человечества испокон в века, яйцо символизировало мир, начало и конец жизни. В мифологии не мало существ,  жизнь и смерть которых находится в яйце. Вспомните хотя бы Кощея Бессмертного.  В некоторых источниках, например у Н.И. Костомарова, курица в мифологии русского народа имеет символическое значение, которое схожее со значением «Аиста». Это символ деторождения. И, следовательно, ещё одно значение яйца - это символ ребёнка. А золотое яйцо- первенец. Эту параллель провёл М.Е. Вигдорчик в «Анализе русской народной сказки «Курочка Ряба» в теории объектных отношений».
      Вызывает интерес непонятные действия старика и старухи: «Старик бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила». Почему они били яичко? И били ли они его в общепринятом смысле?  Если это символ ребёнка, то, возможно, они его воспитывали. Но если воспитывали, то зачем бить? А может быть, здесь слово «бить» в значении : « Бить челом, кланяться; о чем-то просить». То есть они не буквально били по яйцу, а о чём то его просили,  преклонялись перед ним, благодарили… ; ведь в предложении нет «бил по яйцу», а просто «бил». И здесь уже, если рассматривать в космическом масштабе, то старик со старухой или просили о чём-то высшие силы, вселенную или диаметрально противоположно, – «истязали» золотой дар в виде яичка, глумились над ним.  А может быть слово «бить» здесь, в смысле «биться над чем-то, что-то постигать». Бились над постижением сущности дара…  Это пока не ясно.
     Не меньший интерес вызывает и персонаж, который обозначен как мышка. Что это за мышка такая? Почему это: «Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось». Почему это старик со старухой били яичко  и не разбили?  А какая то там мышка; даже не била, а просто « хвостиком махнула» и именно от этого яичко упало и разбилось. Вероятно это не простая мышка и здесь, как и во всей сказке скрыт глубокий смысл.
    В мифологии многих народов слово «мышь» - это символ чего-то тёмного, тайного, не чистого. «Мышиная тропа» - это ещё одно название Млечного пути в космосе. Согласно народным поверьям, Млечный путь – это дорога, по которой душа отправляется  на тот свет.  Хвост, тоже, не очень светлое понятие, и ассоциируется с интригой, тайным умыслом, обременением. Когда говорят, что человек имеет хвост, то понимают, что он отягощён какой-то проблемой, что у него есть не разрешённые и, как правило, неприятные обязанности.  Опять же, в мифологии, человек с хвостом - это всегда  далеко не приятный персонаж. Женщина  от ведьмы, (по народным приметам)  как раз и отличается отсутствием оного. Конечно, я сам не проверял, и не одной женщины с хвостом не видел, но могу заявить, что отсутствие хвоста совсем не гарантирует, что перед вами не настоящая ведьма. Так же как и сатана не обязательно должен иметь рога и копыта, и тот же самый хвост. Не трудно понять, что все эти атрибуты имеют символический, а не буквальный смысл. Это то же самое что усатая женщина. Это не значит, что женщина носит усы, а то, что она умная…, опытная, так сказать. Вспомните фразу: «Сами с усами». И хотя наличие усов у мужчины не говорит о его тёмных наклонностях, но фраза «жучара», говорящая о наличии усов, как у жука, именно подчеркивает о хитрости и коварстве данного индивида. Когда мы слышим:  «Хитрый жучара», мы понимаем, что это не просто хитрый усатый человек, а может быть даже и не усатый, но обязательно хитрый человек.
      Находясь в данной парадигме, проанализируем картину «Курочка Ряба». В центральной её части мы можем увидеть женщину с хвостом, и однозначно понять, что это мышка. Мы так же можем увидеть одно разбитое золотое яйцо и тринадцать простых. Противостояние «мышки» и бабушки- старухи символизирует глубокое противоречие. Взгляд бабушки как бы говорит: « Да устала я уже долбить эти яйца. Не могу  я постичь смысла жизни. (Символом, которого, является яйцо) Сколько не бьюсь над этим, не получается». Но «мышка»  не сдаётся, в её взгляде мы видим усмешку, вызов, искушение. «Дорога на тот свет» - «Млечный путь» - «Хвостатая мышка» требует разбить яйцо, но у старухи не получается. И именно потому не получается, что для неё разбитие яйца ассоциируется с «дерьмом», с крушением мира и всего мироздания. Видите, в каком контексте это слово фигурирует рядом с понятием «яйца»?  Старушка  хоть и долбит по яйцу, но разбить его не может, как и не может его познать и постигнуть. Потому что, постигнуть что-то, можно только что-то раздолбив. «Многие знания преумножают печали» - гласит старая истина. И вероятно бабушка-старушка её знает. Постигая что- то, мы теряем не менее важное, а порой и более ценное. В нематериальном мире – целомудрие, простоту, чистоту и так далее.


VI.
     Сделаю маленькое отступление….  Вы мне возразите, при анализе картины, что нарисовать можно что угодно. На что я, не уставая, отвечу: Данная картина была создана Владимиром Волеговым задолго до начала моего исследования, давным-давно, когда он ещё рисовал обложки пластинок и плакаты нашим отечественным Звёздам шоу бизнеса. (Видите, и здесь звёзды (Star)!) А где звёзды, там и «яйца» случаются, и простые и золотые, ну, а уж сколько дерьма…не мне вам рассказывать!). Так что о подтасовки фактов, не может даже речи идти.  Эта картина, -  бессознательное отражение картины мира, которую наблюдал Володя, и спроецировал  её, так сказать, через свою душу, на холст. Всё здесь не случайно, и количество яиц, и углы наклона яиц по отношению к плоскости, даже суммарное количество пальцев у всех персонажей, включая Курочку Рябу и её сестру, имя которой пока неизвестно. Всё важно! Напомню, что с художественной точки зрения, это конечно слабая копия с оригинала, который находится в Лувре. Этот рисунок я нарисовал по памяти, и пусть он не совершенен как картина, зато идеален с точки зрения точности передачи  деталей, предметов, и даже выражения лиц. Что очень важно для исследования.
      К слову, сказать, надо отдать должное интеллигентности Владимира. Сколько бы вы не выспрашивали его об «особых впечатлениях», от его встреч с нашими Звёздами, вы никогда не услышите о них ничего плохого. И если уж он что-нибудь расскажет, то всегда что-то очень доброе.
      Как-то, в  начале девяностых Володя нарисовал Пугачёвой плакат. Отличная картина, где лицо Аллы  Борисовны находится как бы за стеклом, и на этом стекле капельки дождя и опавшие осенние листочки. Увидев эту картину, Королева российской эстрады, со свойственным ей остроумием и интонацией товарища Сталина, заметила: «Художник Волегов намекает, что настала осень моей карьеры, что, наступает мой закат …». Ну, что-то в таком духе. У бедного художника задрожали колени. Он уже представил, что сейчас распахнётся дверь и на пороге появится огромный кучерявый красавец гренадёр, в красных сафьяновых сапогах и с секирой в руках. Он уже рисовал в своём воображении картину «Усечение головы художника», уже жалел, что связался  с великосветской  знатью, думал: « Уж лучше бы я на Арбате шаржи рисовал…». Вся жизнь пронеслась в мгновение. Но Королева, удовлетворившись эффектом, который она произвела на бедного художника, сделала выражение лица,  напоминающее похлопывание по щёке, с подачей   ручки для лобызания , и миролюбиво добавила : «Шучу…».
       Володя  не признался, сменил он штаны или нет, но вероятно тогда он понял, что каждый по-своему трактует очевидное. И то, что для одного белое, то для другого,  может казаться, чёрным. Он нарисовал великолепную женщину…, с помощью метафизических деталей попытался передать поэзию души певицы, а певица усмотрела в этом особый смысл. Он думал, что создал «золотое яичко», а  Королева усмотрела в этом «куриные плоды». А что под куриными плодами подразумевают мужчины, мы уже знаем…. Для Володи тогда, к счастью, всё закончилось благополучно.
      Итак, картина «Курочка Ряба» это бессознательный оттиск, след, который в душе художника оставила действительность, того периода времени. Почему получился именно такой рисунок, почему именно эти персонажи и с такими деталями? Это риторический вопрос. Каждый человек, в меру своей грамотности, пишет с разным количеством ошибок. Кто-то совсем без ошибок. А кто-то в одном слове умудрится сделать их несколько. Вы спросите грамотного человека: «Любезный, вы наверно в школе были отличником, наверно все правила орфографии до сих пор помните…» На что, уверен, он вам ответит, в девяноста случаях из ста: « Да нет, был обычным учеником, из всех правил помню только, что: «жи» «ши» - пиши через «и», и то, иногда ошибаюся… Как-то так само собой получается. Пишу так, не задумываясь, как сама рука пишет... А если задумаюсь, то наверняка где-нибудь ошибусь». И он будет искренен в своём ответе. Так и картины, если художник искренен, и рисует ради истины, то что он отражает, правдиво и  верно. Ну а уж то, что Волегов не будет врать, это уж вы поверьте мне на слово. А если не верите, то посмотрите на его работы ( www.volegov.com. ), и сами убедитесь.


VII. 
     Вернёмся  к  фразе : «Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось».
«Допрыгалась!»- можем сказать мы. Женщина, обременённая страстями (хвостом) всегда, постигая запретную тайну (разбивая яичко), сделает всех несчастными. И даже если в ней нет злого умысла, наличие хвоста и тем более активное махание им, всегда приведёт к трагедии.
        И уже фраза из песни Мамонова: «Женщины ситцевый пряник. Колет глазурью зрачков. Спелое яблочко вянет. Выбью я десять очков», становится нам более понятной.        «Спелое яблочко» - зрелая женщина. «Вянет», - если не постигнута тайна  золотого яйца. И что бы она не делала, если она – «мышь» и с «хвостом», то она всегда окажется целью, и эта цель будет поражена («Выбью я десять очков»).
      Ещё более ясной становится фраза: «Курочка Ряба, где моя баба? Курочка Ряба, где моя баба?» У Космоса, Вселенной,  поэт, воплощающий представителей мужского рода, вопрошает: « Где моя баба?» (Где моя избранница?) И когда избранница всё-таки постигнута, когда разбит золотой дар, когда  «выбито десять очков», мужчина признаётся: «Курочка Ряба, вон моя баба! Курочка Ряба, вон моя баба!»
       То есть он познаёт бабу и указывает на неё. И познание тёмных сил женщины, разбившей дар Вселенной, укрепляет поэта в догадке, что «Женщина не человек!». Именно эта, падшая женщина, не человек. И убедительность данной догадки укрепляется  трёхкратным повторением формулы:  «Женщина не человек! Женщина не человек! Женщина не человек!».
       Конечно после этой фразы все феминистки на свете  тут же натянут штаны, в знак доказательства того, что они люди, то есть мужчины. Их можно успокоить. Эта фраза звучит в жёстком контексте: женщина, да и мужчина - не человек, если она, он, с хвостом! Если хвоста нет, то всё нормально. Другой вопрос, есть ли кто в этом мире без хвоста?
      Тональность данного произведения написана  в «до миноре». Соответственно тоника здесь находится ровно между третьей и четвёртой строчкой нотоносца. То есть это не три и не четыре. И тем более уж не пять. Следовательно, тринадцать простых яиц на картине (тринадцать нот), заканчиваются и снова начинаются четырнадцатой нотой – золотым разбитым яичком - тоникой.  Запомним это!

        Не менее трагичен образ старика. Очевидно, что он учёный, - на это указывает транспортир в его руках. Он не может поверить в очевидное,  ему нужны доказательства. Так как предметом его изучения является Вселенная ( Курочка Ряба) с её дарами (яйцами), то можно предположить, что он астроном и математик. Мы даже можем предположить, что это собирательный образ великого исследователя, предсказателя Нострадамуса. Он тоже исследовал величины  и объекты космического масштаба. 
        Мы видим , что в левой руке он держит курочку Рябу за шею. Что бы это могло значить? Он,  в этом момент,  «изучает» Вселенную, постигает мироздание, взяв его за горло («Старик бил-бил – не разбил…»), или уже постиг – «плачет» (« Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет…»)?  Это перманентное состояние «постижения» чего-то и «плача», присутствует в жизни любого естества. Любая цивилизация достигает своего пика развития, а потом исчезает. Заканчивается  одна  эра, уступая место другой. Разбился золотой век, по причине того, что кто-то сильно хвостиком махал, наступает другой – более простой…, и эта деградация и мельчание будет происходить до полного краха этой, нашей цивилизации.
     Это закон мироздания. Один из частных случаев которого является  третий закон Ньютона: « Сила действия равна силе противодействия», то есть: чем больше «постигаешь», тем больше «плачешь». А так как женщина является  центром вселенной для исследователей- мужчин, то фраза из песни: «Курочка Ряба, ты - моя баба! Курочка Ряба, ты - моя баба!», теперь уже полностью ясна. Космос – это женщина!  Или: женщина-это Космос!
        Правда, судя по песни, в определённый и не продолжительный момент жизни. Потому, что заканчивается всё словами: «Курочка Ряба, вон моя баба! Курочка Ряба, вон моя баба!» И это не констатация (что это его баба), а приказ. Поэт прогоняет бабу, говорит ей – вон. Типа, -  пошла вон!   
        Возникает законный вопрос: А надо ли её изучать? Стоит ли держать Вселенную, так сказать, за глотку, - постигать её, становиться «венцом природы»? Надо ли постигать непостижимое? Тем более что у каждого явления есть другая сторона. Есть частица, а есть и античастица. Есть «плюс», а есть и «минус». И поэтому , сколько бы ты что то не постигал, всё равно до конца ничего не постигнешь. Как в доказательство этой мысли , мы видим на картине вторую курочку, сестру курочки Рябы. Она вроде бы забилась, спряталась над доской, на которой старик делает свои вычисления.
     Если эта курочка символизирует другую вселенную, противоположную первой, то можно предположить что имя у неё курочка Абя Р. Что обозначает буква «Р», пока не ясно. Но мы обязательно выясним! А если быть более точными, то перед нами её антипод - акчорук Абя Р.
 
«Куриные плоды» . 1 . Великая тайна. I; II; III; 
«Куриные плоды» . 2 . Изучение вселенной.  IV; V; VI; VII;
«Куриные плоды» . 3 . Тайный код. VIII; IX; X.  http://www.proza.ru/2013/06/27/1231


©   Белкин Евгений.  12. 2009. 2013.