Смерть для казака и ведьмы

Евгений Рыбаченко
Перевод с языка исконной Руси.

Лилия Мусихина

Специфика деятельности воина определяет его особое отношение к смерти. Смерть принимали как должное, старались не делать трагедии из необходимости умереть на поле боя. Более того, часто это имели за честь. Кость Черемский анализируя традиции странствующих песенников на Руси, отмечал, что «[...] важной особенностью эпического пения было воспитание у воина спокойного, философского отношения к смерти. [...] Практически все эпические произведения героической эпохи пронизаны мыслью о том, что смерти не надо бояться, её надо чувствовать, понимать, ежеминутно жить тонким диалогом с нею».

Кроме того, в казацких песнях встречается мотив смерти как женитьбы:

«Не скажи ты, мой конь,
Что я убит лежу,
А скажи ты, мой конь,
Что женат хожу.

Женила меня
Сабля вострая,
А венчала меня
Пуля быстрая.

А лужки-бережки -
То бояре и дружки,
А свеча воскова -
Как невеста-вдова.

А что мать моя -
То сыра земля,
А что товарищи -
То орлы и сычи».

Впрочем, убить героя героя-воина трудно, сделать это может только равный ему воин или коварные и хитрые враги, часто с помощью магических приёмов. Так, мифологизированного Довбуша убили, но специально подготовленной, серебряной и освящённой пулей. А, например, Кармелюка - освящённой пуговицей «семь раз освятили, зарядили ею ружьё и из засады выстрелили в голову».

М. Максимович пишет, что ведьмы также любят устраивать поединки между собой. Поэтому «Предусмотрительные хозяйки в Клечальную субботу вынимают из трепалок деревянные мечики, которыми трут коноплю, ибо ведьмы нередко воруют их в эту ночь, чтобы потом рубиться ими, слетевшись на Лысую гору, где они устраивают свои забавы. Улетая туда, они цепляют себе на пояс, вместо сабель, украденные мечики. А там, на горе, проводят свои междоусобные баталии. И сражаясь показательно (этак гламурненько прим. перев.) теми мечиками, они говорят: «Что режу, не перережу!» То есть, по-своему сражаясь, ведьмы могут лишь поранить, но не убить друг друга».

Клечальная суббота – (Троицкая суббота, Родительская суббота, также Духов день (курск.), «Стаўроўскія дзяды» (белорус.), Летние деды).

PS (от автора перевода):

Таким образом, нечистая сила пародирует войны и поединки при помощи деревянных мечей. Получается, что условно-нечистое вроде как даже более чистое, чем привычное общество, военизированный социум, который бряцает реальным холодным, огнестрельным и ядерным оружием.

И это даже и не шутка. Нам есть, чему поучиться у нечистых сил. И, возможно, надо их реабилитировать и объявить мудрыми и пречистыми.
*27613

Фотомонтаж автора перевода.