Эксперимент

Леонид Блохин
      После окончания школы я решил поступать в строительный институт.  Это решение было осознанное и давно выстраданное. Я не видел себя ни в одном из других ВУЗов, кроме как в строительном.

    В те годы по всему Советскому Союзу проходил глобальный эксперимент: абитуриенты, имеющие средний балл школьного аттестата 4, 5 и более, могли сдавать два основных профильных экзамена вместо четырех. При условии, что за два экзамена они набирают не менее 9 баллов, их зачисляют в институт вне конкурса. Аттестат у меня был со средним баллом  ровно 4,5 и под условия эксперимента я подходил.

   Первый экзамен математику я сдал на четверку и усиленно готовился к физике. В одну абитуриентскую группу со мной  попала моя одноклассница, у которой средний бал был гораздо выше моего.

  И вот день второго, решающего экзамена.  Мы, соискатели звания советского студента, толпимся возле дверей аудитории.  Студенты младших курсов помогают преподавателям, запуская в аудиторию абитуриентов партиями  по пять человек. Атмосфера наэлектризована до предела (термины знаем, как-никак физику сдаем).

     Рядом со мной крутится одноклассница, уговаривает меня пронести в аудиторию учебник по физике. Аргументы: «ну я-то в летнем платьице с единственной сумочкой, ты же знаешь все сумки отбирают, а у тебя вон, пиджак, давай попробуем спрятать вот эту книжицу». Сам-то я никаких шпор не писал, как-то в голову не приходило.

   Одноклассница девчонка настырная из категории тех, которых легче убить, чем отказать. Как она уговорила меня засунуть за ремень этот учебник, толщиной сантиметра четыре, ума не приложу! Только вошли мы в аудиторию с ней в одной пятерке, она налегке, в летнем платьице, а  я отягощенный всем курсом физики под пиджаком.

    Экзамен устный, то есть берешь билет, сидишь, готовишься, потом выходишь отвечать перед комиссией преподавателей.  Сижу, шевелю извилинами, слышу за спиной шипение одноклассницы : «посмотри такой-то раздел,  посмотри такой-то раздел », только как это сделать не говорит, аудитория-то наклонная, каждого видно как на ладони.  Все мои поползновения были сразу же отметены строгими взглядами трех пар глаз.

   Наша возня не осталась незамеченной, нас рассадили по разным концам этой огромной аудитории.  Все время подготовки учебник грел мою душу и живот. А когда настала пора отвечать я и вовсе про него забыл.

   Ответы по билету, ответы на дополнительные вопросы. Видимо вопросы были непростые,  и я ерзал на стуле, отвечая на них. Все бы было ничего,  да только учебник стал потихоньку выползать из-под ремня.  Отвечая на последние вопросы, я   уже краснел от напряжения, придерживая его рукой. И вот уже рука преподавателя выводит  заветную пятерку в ведомости,  а моя книжица, видимо, почувствовав, что она больше не нужна, плавно выскальзывает из-под ремня.

   Наверное,  по моему красному лицу было видно, что я «перетрудился» на экзамене. Жалко мяукнув «Спасибо» преподавателю, я  на полусогнутых я отправился к выходу из аудитории, мученически держась за живот, и был сопровожден сочувственными взглядами трех пар преподавательских  глаз.

      Лишь только закрылась за мной дверь аудитории, учебник со звуком выстрела шлепнулся на пол коридора,  под ноги дежурившим там студентам. Их глаза полезли из орбит и я, под возгласы «Во, абитуриенты пошли!» восторженной толпой, таких же, как я был оттеснен подальше от дверей.

   Дело было сделано, девять баллов набрано, а значит, студенческий билет был у меня в кармане. С тех пор я поклялся на всю жизнь не поддаваться на провокации женщин!
Кстати моя одноклассница не набрала нужных девяти баллов и сдавала  еще два экзамена, поступая на общих основаниях.

   В институте все было построено по-советски рационально. Раз ты уже поступил в институт , а другие еще сдают экзамены, будь добр, отработай  для пользы, теперь уже родного ВУЗа, дни до конца сдачи экзаменов остальными абитуриентами.

   Уже на следующий день я в рабочей одежде стоял под пристальным взглядом завхоза.  Нас собралась веселая компания парней из четырех человек, прошедших в институт по эксперименту.  Вся эта веселая компания была направлена на строительство институтского гаража.  Там работала не менее веселая бригада каменщиков.

   В первый же день  мы должны были принять раствор для бригады и разнести его по рабочим местам на носилках. Пришел самосвал с раствором. Послышалась команда «Вали!». Нам все  интересно, мы смотрим,  как будет сваливаться раствор. Мы не замечаем, что каменщики куда-то исчезли. Поднимается кузов….

   Кто же знал, что раствор так «плюется»! Теперь раствор был везде! В наших открытых ртах и в наших широко распахнутых глазах! Новая рабочая форма в момент превратилась в старую. Только сейчас мы услышали дружный гогот каменщиков за нашими спинами. Все это время они сидели за углом и смотрели на нас.

Это было мое первое крещение на стройке.

   Потом мы, две недели до объявления результатов экзаменов, таскали кирпич и раствор в носилках,  через ноги понимая, насколько тяжел труд строителя. Тогда мы только-только прикоснулись к строительной профессии. В общем эксперимент удался.