Черепаха Королева

Лилия Левендеева
           У него было загорелое, будто выточенное из дерева и отполированное солнцем, ветром и водой немного плоское длинное лицо с прямым тяжеловатым, словно приклеенным к этому лицу носом. Широкие тёмные брови как крылья птицы распахнулись и застыли на лбу, а из под них на меня смотрели карие глаза. Такой внимательный  спокойный взгляд встретишь редко; ни у кого у себя на родине я не замечала ничего подобного. В этих глазах можно было прочитать ответ на любой вопрос. Так смотрят люди, в которых сама природа заложила великую мудрость понимания жизни и смерти. Они не мечутся как я по свету, ничего не ищут в странствиях. Почему? Да потому что к этим людям все, что им нужно приходит само. Поэтому они и не покидают свой остров, окруженный удивительными каменными изваяниями, словно стражами из прошлого, идущими через настоящее в будущее.
Он  подошел ко мне, отложив свою работу, сел на камень и закурил сигарету, предложенную мной. На мои вопросы он отвечал спокойным, рассудительным негромким голосом. Интонация его голоса была похожа на ту, с которой разговаривает врач с тяжело больным или взрослый с ребенком.
«Да, мы не уезжаем отсюда, привычка, тяжело менять образ жизни и зачем? Разве в вашем мире нет бед, несчастий, болезней и потерь? Этот остров - наш дом. Мы здесь хозяева и чувствуем это. Нам неплохо живется на острове: есть овощи, фрукты, пресная вода, разводим скот. Необходимые вещи привозит корабль. Иногда бывают сильные ураганы, но как без этого? Да и они, как правило, сезонные, не досаждают нам весь год…
« Не думаете ли вы, что ураганы вам посылаются за плохие поступки?»- спросила я, чтобы узнать о религиозности островитян.
Он удивленно посмотрел на меня и отрицательно покачал головой: «Нет, это не так. У каждой стихии- земли, воздуха, воды и света есть хозяин, который повелевает ею, и когда хозяева спорят между собой, начинаются ураганы, потом они улаживают свой конфликт и становится спокойно, а люди здесь ни причём.
Конечно, и у людей на острове возникают споры, вражда, но время как - то стирает их,  и они угасают. Я не помню случая, чтобы среди нашего народа пролилась кровь, совершилось убийство. Нет, такое очень редко бывает, очень редко…»
«Но ведь есть Бог, который хозяин над людьми?» -  продолжала допытываться я. Он поморщил лоб, вероятно подыскивая подходящие слова, чтобы ответить на мой вопрос. «Такого бога не существует в пространстве, - наконец произнес  островитянин, - он разделился на очень мелкие части и проник в людей. В каждом из нас находится его частица и даёт нам силы жить. Все люди вместе – это и есть бог. Для чего он это сделал? Разное говорят, будто он скрывался от такого же могущественного врага и сделал так, чтобы  стать  неуловимым. Нет, не из-за страха перед смертью, смерть ему не грозит, просто среди людей он решил спрятать великую тайну мира. Так и продолжается теперь бесконечно: человек умирает, частица бога вылетает из него и проникает в другое тело, родившегося младенца».
«Она проникает в человека с воздухом или с водой?» – не удержалась я от вопроса.
«Она проникает со светом», -  ответил он.

«Что ждет наш народ? «– Он устремил свой взгляд на голубоватую водную гладь и задумчиво сказал: « Я не знаю, это не в наших силах изменить свою судьбу. Будущее скрыто во мгле. Жизнь, словно светлый луч, скользящий в темноте, и мы идем по нему. Впереди темно и прошлое уплывает в темноту, только под ногами светло, чтобы не сбиться с пути».
«Разве прошлое исчезает навсегда?» – спросила я. Он, прищурившись, посмотрел на меня и мягко объяснил: « Да, исчезает, Вы никогда не возвратитесь в него, оно хранится в Вашей памяти, как сон. Есть радостные воспоминания, есть грустные, сдавливающие сердце своей тяжестью, словно камни. Самое страшное в жизни – это предательство. Совесть не даёт покоя до самой смерти. Вроде как забываешь, но нет, невозможно забыть. Это -  проклятие на всю жизнь.
        Мой новый знакомый  докурил сигарету и медленно начал рассказывать: « Я был очень любопытным в детстве, всё мне хотелось знать, что да отчего. Я часами сидел и смотрел в воду, словно в волшебный мир, открывая его тайны. Не знаю почему, но больше всего нравилось мне наблюдать подводную жизнь. Таинственная, непохожая на нашу, она завораживала меня. Много об океане рассказывал мой дедушка.  От старости в его рассказах перепутывались, правда и вымысел, но от этого океан ещё больше притягивал к себе. Одно место привлекало меня более всего, и я проводил всё своё свободное время, глядя в пучину океана.
И вот однажды, я как обычно сидел на камне у скал и смотрел вниз. Под камнем качались водоросли, в них шныряли разноцветные рыбёшки. И вдруг я увидел огромную черепаху. Она двигалась, медленно шевеля своими плавниками из-под большого, с красивыми узорами, словно выточенного из камня искусным мастером панциря. Черепаха была до того величественна и прекрасна, что я застыл от восхищения. Она проплыла и скрылась из вида, а я всё сидел, не шевелясь и затаив дыхание, поражённый такой неожиданной встречей.
              На следующий день я не шёл, а бежал к  своему камню, а в руке у меня был зажат варёный клубень батата. Долго ждать не пришлось, и в прозрачной воде, на которую солнце кинуло тень от скал, появилась она. Я тихонько нагнулся, и, опустив руку в воду совсем недалеко от плывущей черепахи, разжал пальцы, и батат плавно стал опускаться вниз. Черепаха, повернув голову, снисходительно покосилась на него и проплыла важно дальше, словно какая- то королевская особа. У нас на острове не было королей,  но дедушка рассказывал мне, что у других народов они есть. Это очень почитаемые и великие люди. Они живут в огромных домах – дворцах и имеют много слуг, которые исполняют их приказы. И я стал звать свою новую знакомую Королевой.
Каждый день я делал ей приношение, но она отвергала его. Тогда я пошёл на уловку: не стал садиться на камень, а спрятался за него, и когда моя Королева появилась, кинул батат в воду.
Черепаха помедлила и нерешительно взяла клубень в рот. Я ликовал: она приняла мой подарок! Я был так рад, что считал её уже своим другом.
         Всю ночь мне снилась черепаха.  Мы плавали по сияющему под ослепительным солнцем океану вместе, и я гладил её панцирь рукой, а она ласково смотрела на меня своими круглыми, добрыми глазами и загадочно улыбалась.
                Теперь я прятался за камень и кидал оттуда батат, как только проплывала мимо Королева. Иногда я медлил, и она замедляла своё движение, поворачивая голову в сторону камня.  Она ждала угощения!  Взяв батат, черепаха неторопливо удалялась, а я смотрел ей вслед,  и мне было очень печально оттого, что мы такие разные, и не сможем понять друг друга, жить в одном мире, стать верными друзьями. Я так привык к Королеве, что позабыл игры с ребятишками, сидел на камне и мечтал, глядя на океан.  Я представлял ту  подводную страну, где живёт черепаха, строил в своём воображении прекрасный дворец своей Королеве, видел большую свиту слуг – блестящих, пёстрых рыбок, сопровождавших её, сад, поражающий своей красотой  из разных водорослей и кораллов. Я был уверен, что так оно и есть, и как мне хотелось опуститься на дно и увидеть всё это! 

                Однажды, когда я, как обычно, сидел на камне, наш сосед, проходивший мимо, остановился и сказал мне: «Чего ты торчишь здесь всё время, хоть бы с ребятишками поиграл, побегал, повеселился. Сидишь и пялишься на воду без толку».
                Тут я взял и рассказал  ему всё. И о черепахе, и о том, что мы с ней друзья, и может быть, я приручу её, и тогда мы будем плавать по океану вместе.
«Так ты говоришь, что она очень большая?» – уточнил сосед.
«Да, очень, такая большая, как Королева! – заверил я и развёл руки в стороны, - Панцирь вот такой!»
«Ну и чудеса! – удивился сосед и, покачав головой, пошёл дальше.
                А на следующий день, когда я заканчивал крутить жернова из двух плоских камней, стоящих на тряпке, на которую сыпалась с них белая мука, прибежала младшая сестрёнка.  Глаза её блестели от возбуждения: «Наш сосед поймал черепаху! Большую – пребольшую! Панцирь – вот такой!» – и развела руки, растопырив пальцы, точно так же, как и я вчера вечером.  «Этот панцирь он собирается продать и получить за него много денег! Пойдём и посмотрим, все уже собрались, смотрят и удивляются!» - тараторила она. 
               Я сразу понял, что это моя Королева, но надежда ещё теплилась в моём сердце. Вскочив, я бросился к камню, но напрасно  вглядывался в воду, – черепахи не было.  Слёзы застилали мои глаза, они текли по лицу и капали в океан, смешиваясь с его водой, такой же горькой, как и они.
               Сосед давно полакомился  вкусным мясом Королевы, давно продал её панцирь  и действительно получил много денег, а я каждый день сидел неподвижно на камне и смотрел в воду. И я на камне был похож на памятник – памятник предательству».
                Островитянин сделал паузу, опустив голову, словно разглядывал белый песок под ногами, и закончил свой рассказ словами: «Много всего  происходило в моей жизни, чего там.  Но этот случай не забывается никак, ранит сердце,  по сей день.  Да, страшнее предательства ничего нет…»  - вздохнул он  и снова взял сигарету из моих рук. Потом встал и поучительно- скорбным голосом произнёс: «Пойдёмте, я покажу Вам это место…»