Из записок Екатерины

Игорь Гарри Бондаренко
Из записок Екатерины.
   Есть такая поговорка: Век живи, век-учись, а дураком помрешь...Это «про кого»?  Про меня. К чему это я?
К тому, что «Записки императрицы Екатерины» у меня давно, а вот только сейчас я к ним  обратился.
   Вместо того, чтобы  заниматься самобичеванием, дам-ка я несколько кусочков из записок...
  Начнем с лирики. Сергей Салтыков, ее возлюбленный и  по всем «приметам» отец будущего императора Павла Первого был для Екатерины, «как солнце»-это ее оценка..Вот как описана одна из первых,так скажем, их встреч..
   « Я не говорила ни слова. Пользуясь моим молчанием,он стал убеждать меня,что страстно любить меня и просил, чтобы я позволила ему быть уверенным,что я по крайней мере не вполне равнодушна к нему.Я ответила, что не могу мешать ему наслаждаться воображением, сколько ему  угодно. Наконец,он стал делать сравнения с другими придворными и заставил меня согласиться,что он лучше их:отсюда он заключил, что я к нему не равнодушна. Я смеялась этому,но в сущности он действительно довольно нравился мне. Прошло около полутора часа, и я стала говорить  ему, чтобы он ехал от меня,потому что такой продолжительный разговор может возбудить подозрения. Он сказал, что не уедет до тех пор,пока я не скажу,что не равнодушна к нему. «Да, да,-сказала я,но только убирайтесь.»  «Хорошо, я буду это помнить»,-ответил он и погнал лошадь, а я закричала ему вслед: «Нет! Нет!» А он кричал в свою очередь: «Да! Да!»..
   Так мы и разъехались...»
    Любовь « к сочинительству»  у Екатерины была известна  ее современникам.  Комедии,принадлежавшие ее перу: «Именины  госпожи Ворчалкиной», «О,время», «Передняя знатного боярина» с успехом ставились придворным театром.
   Ее исторические хроники, так они назывались,( а Вы думали, что это «придумал Сванидзе»,Да,нет..Это «принадлежит» Екатерине.).Так вот ее исторические хроники весьма занятны «Начальное  управление Олега», «Историческое  представление... из жизни Рюрика» и другие...
  В ее личной библиотеке были не только  книги французских  энциклопедистов, с которыми она переписывалась,но и Расин, Мотескьё.и многое другое.
    Кстати, слово «диссиденты» появилось тогда же в эпоху Екатерины, им «обзывали» поляков, которые были «вечно чем-то не довольны».
    Деление России на губернии- законотворческий акт императрицы. При этом губернии «строились» территориально и по численности населения примерно равными, что давало  центру возможность управлять ими успешно.
   Многие законодательные акты, принятые при Екатерине и «дожили» до 1917 года», в советское  время делался упор на   акты в пользу дворянства,но при Екатерине были созданы по всей стране «Приюты призрения»,так назывались различные учреждения( похожие на нынешние  социальные службы) для сирот, бездомных и немощных стариков.
   Не будем утомлять наших читателей другими изысканиями,закончим эту миниатюру тем, чем начинаются «Записки императрицы», а они начинаются  вот этой сентенцией.
   «Счастье не так слепо,как обыкновенно думают. Часто оно есть ничто иное, как следствие верных и твердых мер,не замеченных толпою,тем не менее подготовивших известное событие. Еще чаще оно бывает результатом личных качеств,характера и поведения.
    Чтобы лучше доказать это, я построю следующий силлогизм:
   
     ПЕРВАЯ ПОСЫЛКА:качество и характер.
     ВТОРАЯ -поведение.
     ВЫВОД- счастье или несчастье.
 
  И вот тому два разительных примера:
   ПЕТР  ТРЕТИЙ...ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ.»