Проверка в Ансамбль танца УССР

Зосим Цыбульский
Зосим Цыбульский
Спасибо за прочтение!
(мемуары)

Проверка в Ансамбль танца УССР

В двадцать девять лет попасть в Ансамбль танца Украины –
это награда мне за 9 лет мечтаний!..

1983 год, вторник.

Пришёл расстроенный, - очень. Не думал,
что когда-нибудь меня это заденет. Доработался,
определили ставку 120 рублей, ну конечно, в Ансамбле танца.
Новичок, молодой, только начинающий…
Я не против, только судите сами - 120 рублей. Из них удерживать
будут алименты (23%), ещё за квартиру 25 рублей и минус
для государства доход от штатной единицы.
Да и это всё после того, что я пережил, перестрадал,
переделал столько дел, не говоря о затратах финансовых.

Ну что же, начну всё с начала и по порядку. А именно, с того момента,
когда я решил, спустя год, во второй раз, - провериться
в Ансамбль танца УССР.
Было это 9 апреля 1983 года. Я был на гастролях в Киеве
с Ансамблем песни и пляски МВД СССР (город Москва) под
управлением Вершинина, временно перебивался в связи с
отсутствием мест в Ансамбле танца УССР.

Подошёл к Б. Ф. Черноусову и попросился разогреться.
После урока Вантух решился посмотреть меня.
Ребята из ансамбля, входящие в художественную комиссию,
быстро организовали мне просмотр. Некоторые артисты решили
посмотреть на меня и расположились на балетной лавке у выхода
из зала.
Я подошёл к баянисту, и мы быстро договорились с ним о выборе
музыки для первого танцевального фрагмента, так называемого «кусочка».

Для настроения и поднятия собственного духа я выбрал
танцевальный кусочек, который состоял из набора
танцевальных движений «Праздничного казачка»
из репертуара Шахтёрского ансамбля песни и танца
«Донбасс», в котором танцевал в своё время.
 
После небольшой паузы, обговорив с баянистом последующий
танцевальный фрагмент, я исполнил широкий кусок,
выбрав за основу основной ход из танца «Киевские парубки», но
с некоторыми изменениями и дополнениями из того же танца.
Вантух и все остальные присутствующие в худ комиссии
переглядывались, шептались…
Дыхалка моя работала нормально, но не ожидал, что она полностью
восстановится с показом третьего кусочка.
Это был фрагмент из солдатской пляски, репертуара ансамбля МВД.
Я его исполнил в русской манере на русскую мелодию,
хотя со стороны видно было, что танцую солдатский танец…
Помню мысли свои тогда... Я подумал, что этого достаточно,
чтобы можно было определить, что я собой представляю…
Но этого не хватало, - и это я понимал. … Надо им такое показать,
чтобы их всех немного развеселить, заставить всколыхнуться.

Из техники первым делом хотелось покрутить «мельницу обратную»
(я в том смысле, пока не сбил дыхалку) 16 тактов открутил хорошо,
но можно было и лучше. - Поберёг силы на следующий трюк.
Следующим был «чёрт» (вращение в прыжке с поджатыми ногами).
 Я подумал, что ползунок покажу после прыжковых трюков.
Несмотря на то, что я не прыгал больше двух лет,
первые 6 - 8 прыжков были удовлетворительные как для меня…
(я потом узнал от Вантуха, - они были приличными и говорил,
что есть прыжок).
Но главный упор я делал на ползунец, потому как знал от ребят,
что в ансамбле нужны низовики…
Ползунок получился не быстрым, но стабильным на 24 такта.
После показа техники я уже мысленно себя подготавливал
к каким-то требованиям комиссии, - я был уверен,
что это ещё не всё! - Так оно и случилось…

С дыханием у меня всё было в порядке, но чувствовалось
напряжение в ногах (это от безделья на работе в ансамбле МВД
в период гастролей по Украине)
Однако, несмотря на мои предположения - что этого достаточно
для определения моих способностей и проверка подходит к завершению
- я не заметил даже намёка.
В этом случае начинается небольшой завод…
- Это значит, что я разогрелся, и настал момент, когда от тебя ждут
ещё чего-то такого, отчего художественный совет однозначно склонился бы
на мою сторону, и я переключаюсь на то, чтобы ещё что-то
показать, - хотя запас движений, - заготовленных комбинаций
уже был исчерпан, но как говорится в таких случаях,
сама обстановка подсказывает мне, что необходимо делать.

Тут-то и начинается…

Я предлагаю некоторые трюки из танца «ползунец»,
который имелся в репертуаре Ансамбля песни и танца «Донбасс» -
когда я там танцевал при балетмейстере Макарове Е.
С показом трюка я замечаю, как нарушил этим самым спокойствие
присутствующих в зале и главное, - оживился худсовет.
Не раздумывая (этого требовала обстановка) – показываю «четвёрку» -
из того же "ползунца" и «двоечку» по кругу…
Замечаю, что ноги мои начинают потихоньку наливаться и садиться,
хотя особой слабости не чувствовал.
После этой комбинации мне показалось, что произошел переломный момент
в лучшую сторону. Несмотря на это чувство, всё равно
чего-то не хватало - преодолеть барьер окончательной точки - и поверить
худсовету в мои способности и т. д.

От меня ждали ещё что-то!.. Тогда, не раздумывая и сговорившись
с аккомпаниатором, чтобы он подыграл мне
изначальный фрагмент танца - выхода моряков - и без остановки
продолжил играть полечку для выхода «четверки»…
На скамье закрутили головами, и послышался лёгкий смех.
Когда я станцевал выход (ничего не сокращая) от начала и до приглашения
к «полечке-четвёрке» и остановился, что бы продолжить,
в зале разразились полноценным смехом, и кто-то громко произнёс,
- может весь танец станцуешь от начала и до конца?!
Вантух как бы в шутку сказал, что пусть танцует.

«Четвёрочку» - (век её не забуду) была роковой и завершающей стадией
и ещё одной пройденной окончательной фазой для удовлетворения комиссии,
но несмотря на это, мне предстояло ещё кое-что показать...
Полечку-четвёрку я еле вытянул, вернее сказать делал так,
чтобы не запнуться, не упасть, и дотянуть до финальной позы и, конечно ,
выложился как умел.
А когда момент наступил и чтобы удержаться на ногах,
- финальную позу полечки закончил в полуметре от присутствующих,
опустившись на одно колено с приподнятой над головой правой рукою…
Послышались аплодисменты и громкий радостный смех
от всех, кто находился рядом.
Вантух сказал, что это хорошо , на выносливость себя испытывать,
но на ногах надо держаться, а в общем хорошо,
что ты выносливый в этом отношении…
 
Я встал. Мои ноги сковала какая-то сила и - мне показалось ,
что ещё одна присядка и меня вынесли бы из зала на носилках –
я не смог бы даже встать.
После слов Вантуха я смог приподняться и выпрямить ноги в коленях.
- Помню отчётливо, что дыхание моё было в норме, мне хватало воздуха,
хотя и дышал взволновано и глубоко, но без одышки, как это порою бывает
во время исполнения концертных номеров.

Предстояло ещё кое-что исполнить...

Мышцы ног были в сильнейшем напряжении, и едва мои колени
могли контролировать передвижение, - я отошёл к станку.
Подобное ощущение мне не приходилось испытывать в своей жизни.
Отдых мне показался мгновенным, когда Вантух сказал, - чтобы я
станцевал Ползунец… Я спросил: « С частушками?», – все засмеялись
так весело и дружно, что мне было легче идти на ползунец, и я пошёл.
Но до конца мне не пришлось станцевать, лишь только до образования круга.
Вантух сказал, достаточно. Я подумал, что им всем стало жаль
на меня смотреть, - тут я был собой не доволен...

Я пожелал присесть, но ребята возразили, просили не садился и походить.
Я встал, несколько шагов успел сделать и тут же обратно присел на скамейку.
Сидящие ансамблевые ребята пожелали, чтобы я не присаживался…
Я встал и боялся обидеть их, - они лучше знают, что и как...
К тому держаться за станок было удобней.
Затем Вантух пригласил (не помню Фамилия) чтобы тот показал
мне кусочек из танца шести тактовой мелодии.
Пока шёл (не помню Фамилия ) от противоположной стены к станку,
где я стоял, я успел немного отойти, то есть прийти в себя.
Ног я не чувствовал, вернее они не хотели меня слушаться, - идти…
Я помню, что он удерживал меня за руку, чтобы подольше идти
и не торопиться, - мы так медленно шли маленькими шажками
на центр зала, - он впереди тащил меня за руку.
Переживал я не по тому, что плохо схватывал движения
(у меня с детства плохая хваткость), а потому, что я боялся
за свои ноги и колени. Мне казалось, что они не выдержат таких нагрузок…
(Так это и случилось, но это было потом, на второй день)

Кусочки мне показали не сложные, но с выкрутасами.
Первый, на 12 тактов, схватил не сразу, но быстро приспособился,
а второй несложный оказался и, после некоторых объяснений,
- Вантух дал отбой. Я пошёл вглубь балетного зала за тапочками,
а ребята встали с лавочки. Худсовет собрался возле окна.

Уходя из зала, услышал я, как Вантух спросил у Дворовенко Володи,
на что Володя ответил: « Ну, что - парень танцевальный, - хорош…»
Дверь я захлопнул за собой и помню, как дежурная, уже внизу спросила,
- почему так долго проверяли, - на что я (дай Бог памяти…) ответил:
- Проверяли на прочность!..

Через некоторое время мне сказал Б. Ф. Черноусов, что я подхожу и что
буду работать, только необходимо прописаться (прописка в паспорте),
а так всё хорошо и добавил, чтобы я не говорил никому о том,
что услышал от него.

В раздевалке я не знал за что хвататься. Послышались советы,
чтобы я сходил в душ, - пока будет совещаться худсовет.
А когда я был в душе, то узнал, что меня требует Вантух,
но поднявшись наверх, увидел, что репетиция уже началась, и
мне предстояло ждать час, чтобы затем узнать результат от Вантуха.
 
Разговор не занял десяти минут – меня пообещали взять
после проверки документов, но при условии, что я пропишусь,
потому, как в Ансамбль без прописки нельзя взять.
Этот вопрос касается не тебя одного, а даже тех,
кого Киевское хореографическое училище
направляет на работу, иногородних, и добавил,
что закон равен для всех. Я пообещал, что будет сделано и,
на этом попрощавшись, в этот день, поездом уехал в Москву.

9 апреля 1983 года.
(Из мемуарных записей)

P.S.

Спустя время, по прибытию на работу в Ансамбль танца
(ансамбль был на гастролях) я за две недели нашёл село
под Киевом и благодаря хорошему человеку - Председателю колхоза
- меня прописали в частный дом в селе Гореничи.
 
Уже работая и удачно вливаясь в программу
Государственного ансамбля танца УССР, спустя две недели,
я станцевал свой первый танец «Березнянка» на большой сцене
прекрасного Дворца «Украина» в городе Киеве.
Моя девятилетняя мечта, в свои 29 лет - танцевать
в Ансамбле танца, - осуществилась!.. - Я был самым счастливейшим
человеком из всех живущих на Планете.

Написать или рассказать о том, что танцуя, и одновременно,
в течение двух лет, залечивая травмы обеих коленок,
произошедших после проверки в Ансамбле, и глядя, как я
перемотанный эластичными бинтами танцую 7-8 номеров,
многие артисты - мужского состава с ужасом,
глядя на мои ноги, - говорили, что я ненормальный и,
что могу стать инвалидом пожизненно, - будет
моим следующим воспоминанием и возможно не последним…

В. Онищенко