ХЛЕБ

Матанат Эфендиева
Я шла по тропинке довольно быстро, когда увидела лежащий на дороге хлеб, точнее краюху хлеба, откушенную кем-то  и небрежной рукой выброшенную. Проходящая толпа подростков, весело перебирая ногами, перебрасывала сухарик друг другу. Отработанным до автоматизма движением я потянулась за ним, чтобы убрать его из под ног, проходящих мимо людей.  Положив зачерствевший кусочек хлеба  под  дерево, я вдруг услышала, как веселая молодежь обсуждает мой поступок.  До меня доносились их фразы и пренебрежительное фырканье, но меня это особенно и не тронуло.


В моей семье особое, трепетное  отношение к хлебу. Его нельзя выбрасывать, даже зачерствевший. Если  хлеб высох, его обязательно раскрошат и насыплют на навес, как корм для птиц, но никогда не выбросят. Этому нас еще учил дедушка, с раздробленной ниже колена ногой, после тяжелого ранения во время отечественной войны, он самолично подбирал крошки с пола, если таковые  имели место.  «Хлеб всему голова, меня этому учил мой дед, ему его дед, а я вас учу», –  говорил он нам.  Уважайте труд тех, кто сеял, жал, молол в муку и пек его. Цените, что вы имеете возможность съесть его, ведь есть голодающие люди в разных уголках мира, кого этот кусок хлеба мог бы спасти от голодной смерти.


 Продолжая свой путь, я и не обратила на идущего мне навстречу старичка внимание, поравнявшись со мной, он спросил:
- Деточка, а зачем Вы подняли этот сухарик?
- Меня, этому учил мой дедушка, - ответила я немного смущенно.
- Наверное, он прошел блокаду?
- Нет, этому нас учил мой дед, а моего деда его дед…


Мужчина задумался,  и горестно покачав головой, ответил мне: « А я вот прошел   блокаду, а внуков своих уважать хлеб не научил. Это страшно, очень страшно,…когда в стране, где деды, пережили такое, внуки играют с буханкой хлеба в футбол…».




фото из интернета.