Жизнь после Манежа

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: гравюра Эрнста Неизвестного "Жизнь художника".


После событий в Манеже жизнь Э. Неизвестного стала невыносимой, не было заказов, материалов. За 10 лет он не продал ни одной работы. Грузил мешки с солью на железнодорожной станции. Имя его было вычеркнуто из списков художников. Однажды из мастерской украли все работы, а позже разгромили новые. Избивали морально и физически, подвергали принудительному медицинскому обследованию.

Эрнст Иосифович не хотел покидать Россию. Но его травили всеми средствами – регулярно заводили уголовные дела, не покупали его произведений (из 850 созданных скульптур государством приобретены – 4). Он 70 раз подавал заявление с просьбой разрешить ему выехать на Запад, чтобы строить здания с гениальным Оскаром Нимейером не получая, не то что отказов – даже ответа!

Дошло до побоев по вечерам у подъезда. Ему не раз ломали ребра, пальцы, нос.

Было неимоверно трудно, а он продолжал работать, скрывая свое авторство.

Как видите, ему было плохо и при Хрущёве, и при Брежневе. Может быть, потому что в обе эпохи серым кардиналом, взирающим за идеологией в стране, был секретарь ЦК КПСС М.В. Суслов.

Именно в те годы академик М.А. Лаврентьев побоялся возвести в Академгородке "Дом мысли", предложенный Эрнстом Неизвестным. Думаю, что посещение Академгородка и выставка в Доме культуры "Академия" стали для него глотком свежего воздуха.

Никаких неприятных последствий для нас не было. Видимо, блюстители идеологической чистоты просто проморгали выставку опального художника.

Продолжение следует: