Цветок Лотоса на Асуанской плотине

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Монумент Эрнста Неизвестного "Цветок лотоса, установленные в Египте на Асуанской плотине

В 1968 году Неизвестный тайно участвовал в международном конкурсе проектов монумента на Асуанской плотине в Египте. Он победил и получил первую премию. По эскизам Эрнста Неизвестного проект осуществили архитекторы П. Павлов и Ю. Омельченко.  В 1971 году На левом берегу реки, у западного основания плотины, был воздвигнут гигантский "Цветок Лотоса" – памятник в честь советско-арабской дружбы. Это самая большая скульптура в мире: пять лепестков лотоса взметнулись ввысь на 75 м, выше 15-этажного дома.

На центральном пилоне выбиты слова Президента Насера. Со смотровой площадки видны и Асуан, и плотина, и водохранилище.

Но вот, что говорит победитель конкурса в книге "Говорит Неизвестный" (http://lib.rus.ec/b/393196/read ):

"Я получил поздравление непосредственно из канцелярии Брежнева, из канцелярии Косыгина, и меня по личной дружбе поддерживал Семенов, который по дипломатическим соображениям считал, что если такой монумент делают советские (чихать, какие там оттенки стиля) — то это уже гигантская победа, ведь мог же выиграть американец или француз. Представляете, как они обрадовались! И они меня поддерживали, и в конце концов мы победили, я остался автором монумента, но все же среднее звено умудрилось не дать мне сделать рельефы, причем самыми простыми бюрократическими закрутками, процессуально. Пока шел спор о рельефах, инженерам было приказано рассчитать все по моей модели — и конструкцию, и материалы — и составить сметы — без учета рельефов. А когда согласились, наконец, на рельефы — то оказалось, что уже поздно, что это невозможно."

Даром ему эта победа не прошла. Отныне ему позволено работать только в соавторстве с другими скульпторами. Только в этом случае комбинат Союза художников, монопольно владевший необходимыми для работы скульптора материалами, выдавал их ему ему.

Продолжение следует: